Газета №17 (730), 27 апреля 2010
Перейти к номеру

Залежалая земля

27 апреля 2010, 00:00 Прочитали 2 741 раз
В нынешнем году в области предстоит ввести в оборот не менее 70 тысяч гектаров неиспользумых и залежных земель. Однако количество пахотных земель в области просто будет уменьшаться
В нынешнем году в области предстоит ввести в оборот не менее 70 тысяч гектаров неиспользумых и залежных земель. Однако количество пахотных земель в области просто будет уменьшаться.

Леса и болота

Проблема в том, что в настоящее время есть места, где достаточно трудно точно сказать, какая земля из разряда залежной вообще имеет право считаться пашней, а какую давно пора переводить не то что в иные виды сельхозугодий, а вообще в другие категории земель. За долгие годы неиспользования бывшие пашни зачастую превратились в сплошные леса и болота. По мнению генерального директора Тамбовского областного земельного фонда Анатолия Хвостова, сегодня необходимо проводить серьезную ревизию, потому что за восемнадцать-двадцать лет поля заросли не только сорняками. А если учесть, что некоторые из них фактически не обрабатывались и до окончания советской власти, то можно себе представить, каких усилий будут стоить попытки возвратить к сельскохозяйственной жизни умершие для обработки земли.

При этом сами понимаете, что перевод в другие виды сельскохозяйственных угодий и тем более категории земель - процедура непростая. Иначе у нас и залежей-то в области бы не было - наверняка нашлись бы умники, которые в один миг превратили бы вчерашние пашни в зачастую несуществующие леса и болота. Но на деле пока реальные заросли оформить именно как заросли, а не как пахотные земли, не так легко.

Одновременно с этим тот же Анатолий Хвостов высказывает опасение: при тщательной проверке может обнаружиться, что часть залежных земель действительно заболотилась или поросла березами да соснами, а на другой части потихоньку-полегоньку, пользуясь отсутствием должного контроля, уже далеко не первый год работают наиболее предприимчивые из селян. Естественно, безо всяких договоров и прочей бюрократической документации. И этим "разработчикам целины" явно ничем не поможешь, когда землю рано или поздно возьмут в оборот - в прямом и переносном смысле.

Поля и заводы

В настоящее время среди прочих земельных дел, которыми приходится заниматься Тамбовскому областному земельному фонду - и работа по "пристраиванию" шестнадцати тысяч гектаров из тех, что находятся у небезызвестного в области предприятия - Тамбовской сахарной компании. В настоящее время компания занимается строительством Никифоровского сахарного завода. А Тамбовский областной земельный фонд совместно с сельскохозяйственными чиновниками районного уровня ищет арендаторов на порученную землю - чтобы не простаивала. Такие земли сегодня расположены в самых разных уголках области - в Тамбовском, Никифоровском, Знаменском, Кирсановском, Мичуринском, Первомайском, Петровском, Староюрьевском, Уметском районах. Однако к настоящему времени фактическое движение вперед наблюдается только в двух районах - Никифоровском и Тамбовском. По Никифоровскому району заключено договоров аренды на1217 гектаров, по Тамбовскому - на 898 гектаров из 1400.

В чем причина? Явно не только в том, что земли - залежные. По словам заместителей глав Староюрьевского и Мичуринского районов по сельскому хозяйству, в этих территориях просто не находится желающих брать землю в краткосрочную аренду - на одиннадцать месяцев, как предлагается договором:

- Нужна аренда хотя бы на несколько лет. А то вполне может получиться, что в течение одного года человек землю распашет, залежи разработает, а потом явится хозяин и скажет - иди-ка ты, мил человек, это моя земля. Вот этого многие и опасаются, а потому не идут на заключение договоров аренды на одиннадцать месяцев.

В то же время, другой формы арендаторам в настоящее время предложить просто не могут. Земля сахарной компании в настоящее время уже заложена в банке, следовательно, в Регистрационной палате уже зарегистрирована, а потому никакой другой договор аренды юридической силы иметь не будет - второй раз землю же не будешь регистрировать.

Кстати, подобная ситуация сложилась и с землями группы компаний "Черкизово", расположенными в трех районах - Никифоровском, Сосновском и Староюрьевском, где предлагаемый потенциальным обработчикам земли договор аренды на одиннадцать месяцев также на деле является тормозом к введению земель в оборот.

Что ж, получается замкнутый круг? Один из путей выхода из него видится в том, чтобы прописать в договоре аренды земли определенные условия - чтобы человек, который за время арендаторства зарекомендовал себя как добросовестный хозяин, имел был право на продление срока действия договора на то время, пока намерен работать на земле. По словам Анатолия Хвостова, подобный вопрос с руководством сахарной компании обсуждался, возражений не вызвал. Одна проблема - что пока и повышенного энтузиазма со стороны потенциальных арендаторов, даже при наличии подобной оговорки, не видно тоже. А ведь землю в оборот вводить надо. По информации, полученной нами в управлении сельского хозяйства области, в нынешнем году должны быть в этот самый оборот введены не менее 70 тысяч гектаров неиспользуемых и залежных земель из тех двухсот тысяч гектаров, которые должны быть добавлены к уже используемым до 2012 года.

Хорошие и плохие

Кстати, в области существуют реальные районы, где просто нет неиспользуемых и залежных земель. Сегодня это семь районов - Жердевский, Мучкапский, Рассказовский, Ржаксинский, Сампурский, Токаревский и Уваровский. В целом же по области пахотная земля используется на символичную цифру - 88,8 процента. Но он имеет все шансы измениться, если к стопроцентному показателю придут в Гавриловском, Знаменском, Кирсановском и Уметском районах. Там такая возможность есть. Правда, как считают в областном сельхозуправлении, в нынешнем году ожидать этого вряд ли приходится, поскольку в этих районах имеются залежные земли.

Цифры и факты

Казалось бы, зачем вводить в действие новые площади пахотных земель? С одной стороны, вроде бы и так все не очень плохо - знай себе работай на той земле, которая уже распахана. Только проблема еще и в том, что в случае беспрерывного зарастания прежней пашни лесами и превращения ее в луга и болота рано или поздно в другие категории земель переводить ее придется. Следовательно, количество пахотных земель в области просто будет уменьшаться.

Не знаю, насколько это в реальности страшно. Может быть, ничего особо ужасного в этом и нет. Но другой вопрос: как тогда выполнять стоящие перед регионом сельскохозяйственно-продовольственные задачи? Они определены весьма масштабные. Вот лишь некоторые цифры. В текущем году в области предстоит произвести зерна в зачетном весе 2 миллиона 700 тысяч тонн. Именно столько необходимо региону, чтобы развиваться, чтобы выходить на выполнение показателей индекса производства продукции сельского хозяйства, а он должен составить ни много ни мало 104 процента к уровню прошлого года. Индекс производства продукции растениеводства в 2010 году должен достичь в сопоставимых ценах 109,7 процента. Сахарной свеклы хотят произвести 3 миллиона 100 тысяч тонн в зачетном весе.

Кроме того, в нынешнем году в области намерены произвести 252 тысячи тонн молока, 103 тысячи тонн мяса в живом весе, 225 миллионов штук яиц, 1134 тонны рыбы.

Цифры впечатляющие. Вот только нет-нет, да и возникнет вопрос: как же быть с вводом в оборот 70 тысяч гектаров неиспользуемых и залежных земель? А если люди так и не захотят брать их в аренду?

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер