Газета №4 (717), 26 января 2010
Перейти к номеру

Пора развенчивать мифы

26 января 2010, 00:00 Прочитали 1 964 раза
А их, подчеркнула в ходе брифинга, состоявшегося на минувшей неделе, начальник управления образования и науки области Н. Г. Астафьева
А их, подчеркнула в ходе брифинга, состоявшегося на минувшей неделе, начальник управления образования и науки области Н. Г. Астафьева, на сегодня существует немало. И один из них - неэффективность комплексного проекта модернизации образования. Невзирая на то, что министр образования РФ Андрей Фурсенко считает этот проект предпосылкой к системному переходу к созданию современных образовательных учреждений. Наталья Георгиевна напомнила: Тамбовская область входила в число 31 субъекта Федерации, вошедшего в этот проект, брала на себя определенные обязательства, и именно их выполнение позволило привлечь в область приблизительно 500 миллионов рублей на решение задач, поставленных перед сферой образования регионов данным проектом.

Проект, по сути, сформировал новые экономические механизмы в образовании, и сегодня система переведена на нормативное финансирование. Сейчас, подчеркнула Н. Г. Астафьева, рассматривается вопрос об эффективности использования ресурсов, которые поступили в область. Второе большое направление проекта модернизации образования - это новая система оплаты труда. Пока, заметила начальник управления, не во всех территориях области успешно справляются с проблемой рационального использования механизма новой оплаты труда для повышения результативности и качества работы. Но даже при этом средняя заработная плата, включая административно-хозяйственный персонал, составляет порядка 10 тысяч рублей, заработная же плата учителей, работающих эффективно и на результат, достигает выше 20 тысяч рублей. В целом по области заработная плата учителей, как и прогнозировалось, повышена на 8-10 процентов.

Многого удалось достигнуть и в проектировании системы оценки качества образования. В области создан центр оценки качества, наш регион достаточно успешно выступил в 2009 году в проекте ЕГЭ, попав в число10 лучших территорий России. Тамбовской области не было предъявлено претензий и в плане соответствия результатов ЕГЭ знаниям учащихся. Данную задачу удалось решить, констатировала начальник управления образования и науки, благодаря тому, что в ходе проведения экзаменов работало 1800 общественных наблюдателей. Чтобы понять, насколько открытым был институт сдачи ЕГЭ в области, Н. Г. Астафьева привела одну лишь цифру: в близлежащем от нас Липецке работало всего от 100 до 200 общественных наблюдателей.

Система оценки качества образования - это не только единый государственный экзамен. В области успешно реализуется еще одна новация - Портфолио учеников. Существенные масштабы приняло и олимпиадное движение в регионе: в нем участвует сегодня больше 50 процентов учащихся.

Остановилась Наталья Георгиевна и на проблеме реструктуризации сети образовательных учреждений в Тамбовской области. И если на начало реализации проекта модернизации образования лишь три процента школьников обучались в условиях, соответствующих современным требованиям, то на момент его завершения число таких учебных заведений выросло до 73 процентов. Создана прочная, устойчивая сеть базовых школ, способных взять на себя ответственность за качество преподавания и в школах малочисленных. Поэтому и существенна сеть филиалов базовых школ - их 340. Еще 130 образовательных учреждений на селе работают в статусе социокультурных комплексов. Именно в этих школах созданы все условия для получения качественного образования. Здесь имеется полный комплект учебно-лабораторного оборудования, хорошая спортивная база, кадровый потенциал таких учебных заведений также соответствует требованиям сегодняшнего дня.

Самым главным из пяти существующих направлений комплексного проекта модернизации образования является, на взгляд начальника управления образования и науки, система общественно-государственного управления, созданная в сфере образования. Сегодня во всех базовых школах созданы и действуют управляющие советы, хотя, как признала Н.Г. Астафьева, эффективность их работы неоднозначна. Но то, что этот институт не только создан, но и выполняет свои функции, сегодня не вызывает сомнений. Родители учащихся реально влияют на качество и эффективность работы образовательных учреждений области. 2010 год, завершила тему разговора по модернизации образования Наталья Георгиевна, по сути, будет посвящен оценке эффективности использования тех ресурсов, которые вложены в образование. А это в общей сложности свыше миллиарда рублей.

Помимо проекта по модернизации образования, область включилась и в проект "Школьное питание", на реализации которого в ходе брифинга тоже остановилась Н. Г. Астафьева. В этот проект Тамбовская область включилась в 2008 году, в ситуации, когда в регионе не было ни одной школьной столовой, отвечающей современным требованиям. Проблема качества школьного питания тогда стояла крайне остро. Все недостатки, существовавшие в сфере школьного питания в регионе, были с предельной честностью изложены на уровне Правительства. Это, пожалуй, и стало одним из основополагающих факторов победы Тамбовщины в этом проекте. Поскольку число участников проекта было очень ограничено - их всего было 14.

Федеральная поддержка, при условии софинансирования, составляла 70 миллионов рублей. В проект вошли три пилотные территории региона - Тамбов, Тамбовский район и город Котовск. Более скрупулезные статистические данные свидетельствуют: в проект включилось 40 школ, в которых обучалось примерно 28 тысяч учащихся - практически треть от общей численности обучающихся на территории Тамбовской области. За два года работы были переоснащены столовые всех 40 школ. Сейчас это современное кухонное и холодильное оборудование. Но самое главное - поменялась технология приготовления пищи. А это, в свою очередь, позитивно сказалось на здоровье школьников.

Проект "Школьное питание", проинформировала журналистов Н. Г. Астафьева, основывается на трех идеях: подготовка кадров, технология переработки продуктов питания в соответствии с ГОСТами, логистика. В школах параллельно были установлены медицинские диагностические комплексы, позволяющие проводить постоянный мониторинг оценки здоровья школьников. Поскольку меняется сам рацион питания, изменяются и основные показатели здоровья учащихся тамбовских школ.

В рамках проекта "Школьное питание", подчеркнула Н.Г.Астафьева, работает пять подпрограмм, направленных на оздоровление образовательной среды. Итогом реализации проекта "Школьное питание" стало выделение дополнительных средств на его дальнейшую реализацию двум субъектам Российской Федерации - Тамбовской и Кемеровской областям. А это - еще 30 миллионов рублей, которые будут направлены в 2010 году на включение в проект городов Мичуринска и Рассказово и части образовательных учреждений интернатного типа.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер