Газета №2 (724), 12 января 2010
Перейти к номеру

За строгостью - неисполнение

12 января 2010, 00:00 Прочитали 2 163 раза
Алексей Михайлович Плахотников откликнулся прокомментировать некоторые итоги осенней сессии Законодательного собрания страны
Алексей Плахотников - член комитета Госдумы по собственности, член фракции "Единая Россия" в Государственной Думе. В экспертном совете фракции Алексей Михайлович изучает вопросы, связанные с положением малого бизнеса. Поэтому основные интересы депутата Плахотникова находятся именно в законодательном регулировании предпринимательской деятельности.

Алексей Михайлович любезно откликнулся на нашу просьбу прокомментировать некоторые итоги осенней сессии Законодательного собрания страны.

- Алексей Михайлович, насколько, по-Вашему, законодательный год-2009 оказался успешным с позиции депутата, в чьи интересы входят вопросы собственности и бизнеса?

- Примечательно, что антикризисная программа Правительства возводит малый бизнес в один из важнейших рыночных институтов в стране. Можно с уверенностью сказать, что никогда прежде ни законодательная, ни исполнительная власть не уделяла столько внимания устранению административных и налоговых барьеров для предпринимательства.

Вместе с тем, не лишены оснований скептические реплики, которые нередко можно услышать от наших бизнесменов. Мол, принимают одно, а на деле - совсем другое. И вообще строгость российских законов иной раз с лихвой компенсируется их неисполнением. Именно поэтому сегодня самое важное - контролировать ход исполнения уже принятых федеральных законов на местном уровне. Речь не идет о специальных комиссиях, чиновниках и тому подобное. Абсолютно уверен: контроль исполнения законов - дело общественное, общее. Пришла ли к предпринимателю нежданная, незапланированная проверка, не дали кредит, требуют непонятные бумаги - не надо бояться говорить, спрашивать, узнавать, кто, почему, по какому праву... Чтобы не плодить слухи, не нагнетать обстановку и, наконец, не давать роста возможной коррупции.

- Как известно, антикоррупционное законодательство стало важнейшим направлением деятельности фракции "Единая Россия" в Государственной Думе в минувшем году в связи с реализацией утвержденного 31 июля 2008 года Президентом РФ Национального плана противодействия коррупции. Есть ли надежда, что стране удастся справиться с этим национальным бедствием?

- Надо отметить, что антикоррупционные законы 2009 года глубоко преемственны по отношению к 2008 году, и они четко вписываются не только в рамки, собственно, борьбы с коррупцией, но и в меры по поддержке экономики. Совершенно понятно, что без прозрачной власти, без понятных правил работы бизнес не поднять. Напомню: с 1 января 2010 года устанавливаются правовые нормы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Они включают в себя формы предоставления информации, порядок утверждения и содержания информации о деятельности федеральных государственных органов, Совета Федерации, Государственной Думы, судов, органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления (общие сведения, нормотворческая деятельность, порядок осуществления полномочий, формы принимаемых документов, статистические данные и т.д.), а также способы обеспечения доступа к указанной информации.

По сути это значит, что у чиновника на местном уровне отняли возможность прятаться за бумагами от острых вопросов граждан. Более того, теперь за нарушение доступа к информации должностные лица, государственные и муниципальные служащие несут дисциплинарную, административную, гражданскую и уголовную ответственность.

В продолжение темы в закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" внесены изменения, предусматривающие включение сведений о деятельности органов местного самоуправления в перечень информации, право граждан на получение которой закреплено наряду со сведениями о деятельности государственных органов и организаций. Предоставление государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности по запросам редакций, если такие отношения не урегулированы законодательством РФ о СМИ, осуществляется в соответствии с законодательством РФ, регулирующим вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе деятельности судов.

Кроме того, значительным шагом в формировании правового поля, направленного на реализацию мер по профилактике коррупции, стало законодательное оформление механизма организации и проведения антикоррупционной экспертизы документов. Так что, думаю, в конечном счете, при активном участии каждого из нас, мы сумеем справиться с коррупцией. Хотя, должен признать, задача эта не из легких.

- Без прозрачной власти, конечно, плохо, но без толковой, понятной финансовой модели тоже туговато… Финансы - эта та сфера, где легко завязнуть и знатоку, и дилетанту. Есть ли какие-то положительные изменения здесь?

- Формирование мощной финансовой системы, обеспечение макроэкономической стабильности, создание условий для существенного повышения эффективности российских предприятий; ослабление зависимости экономики страны от влияния внешних факторов - вот приоритеты нашей фракции в сфере финансовой экономической законотворческой работы. С этой целью в течение 2009 года приняты 20 законов в составе пакета антикризисных мер, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики, наиболее чувствительных к возмущениям на финансовом рынке и ухудшению условий банковского кредитования.

По инициативе Председателя Правительства Российской Федерации, Председателя Партии "Единая Россия" В.В.Путина, изменены некоторые положения Федерального закона "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности". С целью снижения налоговой нагрузки на малый бизнес на период 2010-2012 годов увеличен предельный размер годового дохода до 45 млн рублей в части перехода на упрощенную систему налогообложения и до 60 млн рублей в части утраты права на применение указанной системы налогообложения.

Фракция в рамках реализации программы антикризисных мер обеспечила законодательное закрепление правительственных инициатив, регулирующих деятельность кооперативов и акционерных обществ, рынка ценных бумаг, а также государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В частности, расширяются полномочия арбитражных судов при рассмотрении корпоративных споров в данных сферах предпринимательской деятельности. Эта мера обеспечивает гласность на протяжении всего процесса, будет способствовать оздоровлению деловой активности, что в условиях кризиса благоприятно скажется на хозяйственной деятельности.

- Новая тема 2009 года - альянс науки и производства. Насколько Госдума законодательно "одобряет" такой союз?

- Важным шагом в правовом обеспечении инновационной деятельности стало принятие Федерального закона, вносящего изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации. Эти изменения предоставляют право бюджетным научным учреждениям и созданным государственными Академиями наук научным учреждениям образовывать хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат данным научным учреждениям.

Вкладом в уставной капитал станет право использования результатов интеллектуальной деятельности. Денежная оценка такого права, вносимого по лицензионному договору, утверждается решением общего собрания учредителей (участников) хозяйственного общества единогласно. Предусматривается возможность привлечения других лиц в качестве учредителей (участников) хозяйственных обществ при условии, что доля научного учреждения в уставном капитале акционерного общества составит более чем 25 % или в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью - более чем 1/3. При этом доля (акции) других лиц в уставном капитале хозяйственного общества должна быть оплачена денежными средствами не менее чем наполовину.

- Априори предполагается, что законы принимаются для жизни. И тем не менее, какие из принятых законов, на Ваш взгляд, можно считать "сработанными на перспективу"?

- Масштабными направлениями работы Государственной Думы в 2009 году, безусловно, стали меры антимонопольного регулирования и развития конкуренции. Заслуживают отдельной большой беседы положения Федерального закона "О техническом регулировании", принятого по инициативе Президента РФ. Ну и, конечно, знаковым событием стало принятие Закона, определяющего правовые, экономические и организационные основы стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности, поэтапного перехода на энергосберегающие приборы и электролампы для применения их в быту и в экономике.

- Логично будет поинтересоваться, как строилась работа комитета Государственной Думы по собственности, членом которого Вы являетесь, в 2009 году?

- В общей сложности на заседаниях Комитета подготовлены и утверждены заключения по 62 проектам федеральных законов, по которым Комитет по собственности был определен в качестве соисполнителя. Приняты в качестве Федеральных законов, одобрены Советом Федерации и подписаны Президентом Российской Федерации - 10 проектов федеральных законов. Из всех рассмотренных законопроектов лишь пять отложены на неопределенный срок. Остальные находятся в стадии рассмотрения другими комитетами или же проходят процедуру чтений.

- Нашу беседу, с Вашего позволения, закончу, как и начала, вопросом тривиальным: каковы планы комитета Госдумы по собственности на 2010 год?

- Во-первых, продолжится работа по законотворчеству механизмов саморегулирования в самых разных сферах экономики. В частности, тема саморегулируемых организаций по-новому зазвучит для перевозчиков, оценщиков, в том числе финансовых и страховых рисков, то есть актуариев, жилищно-коммунального хозяйства. Продолжится работа над законопроектами об ипотеке, кадастровой оценке собственности, порядке учета прав собственности при разрешении корпоративных конфликтов. Очевидно, будут внесены изменения в некоторые законодательные акты в части совершенствования механизмов учреждения и ликвидации коммерческих организаций.

Так, уже 13 января на Пленарное заседание Государственной Думы выносится 7 законопроектов, аналитическая работа над которыми была проведена Комитетом по собственности, в том числе речь пойдет и о поправках в закон о праве льготной приватизации муниципального имущества в части продления срока выкупа арендованного имущества.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер