Служба по устройству детей в семью Казачьей кадетской школы-интерната - на страже детства

1 декабря, 10:20 Елена Насонова Прочитали 593 раза
Хранители семей

Каждый ребенок заслуживает счастливого детства. Не за какие-то заслуги, а просто потому, что он есть. Не у всех мальчишек и девчонок жизнь складывается так, что рождаются и живут они в родительской любви и заботе. Как много детских судеб калечится из-за безрассудного поведения взрослых, разного стечения обстоятельств, несчастных случаев. Нет большей трагедии, когда ребенок остается без людей, подаривших ему жизнь. Раньше дети-сироты, те, от кого родители отказались сами, жили и воспитывались в детских домах. Развитию института приемной семьи в стране не уделялось должного внимания. К счастью, в нашем обществе пришли к пониманию того, что каждый ребенок должен жить в семье. Отрадно, что растет ответственность и среди взрослых россиян, которые не боятся выступать приемными родителями, принимая в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей. В Тамбовском районе создавать такие семьи и решать возникающие на пути к семейному счастью трудности помогает служба по устройству детей в семью Казачьей кадетской школы-интерната имени графа И.И. Воронцова-Дашкова.

ТЕОРИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Одна из первоочередных задач, которую решают специалисты этой службы, – обучение кандидатов на роль замещающих родителей. Кому-то кажется, а чему тут учить-то? Как правило, взять в семью приемных детей решаются люди взрослые, у которых уже за плечами богатый родительский опыт. Оказывается и таким, не говоря уже о тех, кто не испытал счастья отцовства и материнства, нужна определенная теоретическая база.

- Очень важно на этапе подготовки замещающих родителей рассказывать им о психологических особенностях детей, оставшихся без попечения кровных родителей, воспитывавшихся в неблагополучных семьях, о детях, потерявших родителей, о том насколько сложно с ними работать, - говорит социальный педагог службы по устройству детей в семью Казачьей кадетской школы-интерната имени графа И.И. Воронцова-Дашкова Елена Алексашина.

ПРОСТО ПОЛЮБИТЬ

Довольно часто взрослые люди, принимая решение взять ребенка в семью, впечатляются прекрасными историями из Интернета, телевидения, всевозможной литературы о том, как пухленький малыш, которого усыновили мама с папой, изменил их жизнь, рос послушным, умным, красивым мальчиком, не доставляя никому проблем. В реальной жизни все совсем не так. Об этом тоже рассказывают кандидатам в приемные родители.

- Мы настраиваем наших кандидатов на то, что, как только вы возьмете ребенка в семью, для вас начнется сложная работа. Ведь ребенок, как правило, уже со сложившимся характером, непростой наследственностью, бывает с проблемами со здоровьем. Многие замещающие родители не могут понять, что у любого ребенка, пусть даже самого маленького, уже есть своя негативная история. Случается так, что на долю годовалого малыша выпадает столько горя, сколько не пережил взрослый человек. Отсюда причины девиантного поведения в будущем. Родителям каждый раз говорим, что ребенок - это не кукла, которую можно переодевать, которой можно гордиться. Если вы берете его в семью, мало только создать для него материальные условия, его нужно полюбить. И не за что-то, а просто потому, что он у вас есть. Если этого не будет, он не почувствует себя важным и нужным в вашей семье, никаких высот он не достигнет, - продолжает Елена Алексашина.

По словам специалиста, люди, которые решились на прием детей в свои семьи, приняли это решение, пройдя сложный путь:

- Возможно, у них не получилось родить собственного ребенка. Кто-то пережил утраты и потери. В большинстве своем взрослые приходят к нам со своими душевными травмами. И мы, проводя с ними обучение, настраиваем на то, что все свои психологические проблемы нужно решить до встречи с ребенком, поскольку у него тоже душевная травма и помочь ему справиться с ней сможете только вы.

АНТИКРИЗИСНАЯ ПРОГРАММА

Когда, казалось бы, дети и замещающие родители воссоединились, специалисты службы по устройству детей в семью свою работу не окончили. Практически в каждой такой семье возникают трудности во взаимоотношениях взрослых и детей, и им обязательно нужно помочь их разрешить. Социальный педагог и педагог-психолог разрабатывают кризисную программу реабилитации и начинают работать с семьей.

Обычно проблемы начинаются в подростковом возрасте. Вредные привычки, ложь родителям и прочие проявления возраста знакомы каждой семье. Но в нашем случае ситуации обостряются тем, что довольно часто на такую модель поведения детей выводит правда об их появлении в этой семье. Узнав не от своих приемных родителей, а от когото другого о том, что он не родной ребенок в семье, сын или дочь начинает таким образом выражать свою обиду, оправдывать неправильное поведение, злиться на родителей, воспитавших их. Психологи советуют замещающим папам и мамам все-таки самим рассказывать детям, как они появились в их семьях.

- У нас была одна непростая семья. До того, как у Артема опекуном стала бабушка, он десять лет прожил с женщиной, которую называл мамой. После ее смерти мальчик случайно увидел документы, из которых узнал, что на самом деле мамой он считал родную тетю, а кровная мать отказалась от него в роддоме. В этот момент весь мир для него перевернулся с ног на голову. Началось отторжение всех. Он совершенно не слушался бабушку, делал все наоборот. Она вроде бы и разговаривала с ним, но обида и на нее, что воспитала такую дочь, которая отказалась от сына, и на мать, была так сильна, что он не воспринимал никакие слова. Нам же было достаточно одного разговора с ним, чтобы мальчик изменил свое поведение. Сейчас у него добрые отношения с бабушкой, он хорошо учится, в семье все благополучно, - рассказывает специалист.

ВСЕ ПРЕОДОЛИМО

Случается, что и сами приемные родители становятся виновниками негативного поведения приемных детей. А все потому, что выбрали не совсем верный подход в воспитании.

- У нас есть замечательная приемная семья. Очень ответственные, уважаемые люди. Двух сетричек они взяли в семью, когда те были еще дошкольницами. Девочки подросли. Они явно испытывают недостаток свободы, поскольку родители контролируют их буквально круголосуточно и во всем. Как итог, в поисках этой свободы девочки уходят из дома. Родители не понимают, почему так происходит. Для них поведение сестер вообще недопустимо. Они считают, что таких проблемных детей больше ни у кого нет. Да, они их любят, но сил на то, чтобы продолжать заниматься их воспитанием, уже нет. Вот здесь очень важно разговаривать и с детьми, и с приемными родителями. Психологические тренинги, занятия, разговоры о том, что все преодолимо, нельзя опускать руки, мы вместе справимся, все это дает свои результаты. За последние три года в Тамбовском районе не было случая, чтобы приемные родители вернули ребенка обратно в интернатное учреждение, - говорит Елена Алексашина.

ТАКАЯ РАБОТА

Вот почему, по словам специалиста, еще на стадии, когда взрослые люди собираются стать приемными родителями, им нужно сразу подробно рассказывать о том, что их может ожидать после приема в свои семьи детей, оставшихся без родителей. Чтобы новые родители были готовы к не совсем приятным сюрпризам. А чтобы таковых было меньше, в детей необходимо вкладывать большие эмоциональные, психологические, душевные силы. Иначе никак.

- Наши родители, кто решился и принял в свои семьи детей, большие молодцы, - социальный педагог делает комплимент своим подопечным. – Практически все они понимают всю ту ответственность, которую на себя взяли. Бывает, на эмоциях скажут, что нет больше сил, но после наших бесед, консультаций, занятий вновь спешат к своим деткам, чтобы окружить их заботой и любовью.

Специалисты же службы всегда для них на связи. Принимают звонки, сообщения, ждут на приемы к себе в гости, готовы в любой момент выехать в семьи. Ведь это их работа – создавать и сохранять такие семьи.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер