При перелете из Никифоровки в Мичуринск во время Великой Отечественной войны погиб экипаж бомбардировщика

3 октября, 16:46 Арина Орлова Прочитали 878 раз
Активисты регионального отделения «Поисковое движение России» давно занимаются установлением имен и судеб погибших в нашем регионе летчиков.

Установлением имен и судеб военнослужащих Военно-Воздушных Сил (ВВС) Красной Армии, погибших на территории Тамбовской области в 1941-45 годах, активисты регионального отделения Общероссийского общественного движения по увековечению памяти погибших защитников Отечества «Поисковое движение России» начали заниматься давно.

Этот рассказ - о катастрофе самолета УСБ (№ 20/276) в 259-м ближнебомбардировочном полку. 

Экипаж: инструктор – пилот мл. лейтенант Серов Николай Иванович; пилот - мл. лейтенант Виссарионов Алексей Александрович; стрелок-радист- мл. сержант Толков Михаил Георгиевич.

_______________

Катастрофа самолета произошла 30 сентября 1941 года в 16 часов 10 минут при перелете с аэродрома Никифоровка на аэродром Мичуринска. Погодные условия в этот день были благоприятные для полетов: облачность - 9-10 баллов, высота нижних облаков - 400-500 метров, видимость - 10 км, ветер – юго-западный, 3-4 метра в секунду. 

В 9 часов 5 минут самолет, пилотируемый мл. лейтенантом Виссарионовым, с летчиком-инструктором мл. лейтенантом Серовым, стрелком-радистом сержантом Толковым, вылетел для выполнения упражнения № 8 из Мичуринска. Летали в зоне слепых полетов на высоте 1000 метров. При выполнении полета «под колпаком» зашли в облака и вышли над аэродромом Никифоровка, где произвели нормальную посадку.

Командир 5-й авиаэскадрильи Тамбовской военной авиационной школы пилотов капитан Бабуров в объяснительной записке по поводу катастрофы самолета УСБ № 20/276 пишет следующее: «30.09.41 года 10 часов 40 минут над аэродромом Никифоровка на высоте 200-250 метров с курсом на запад прошел самолет СБ. Заметив аэродром, самолет сделал правый разворот и прошел над «Т». Сделал два круга над аэродромом, пошел на посадку. Во время хождения по кругу самолет несколько раз заходил  в облака. На мой вопрос, кто вы и откуда, мл. лейтенант ответил, что он  из 259 авиационного пока, находящегося в Мичуринске, является инструктором слепой подготовки и имел задание на хождение в облаках, но ввиду низкой облачности полет прекратил и произвел вынужденную посадку. Я приказал зарулить самолет на стоянку и доложить в Мичуринск о вынужденной посадке. Экипаж доложил мне, что матчасть исправна и техпомощь им не нужна. Командир экипажа в 12.00. мне доложил, что имел разговор с оперативным дежурным 259 АП, который ему сказал: «Ждите разрешения на вылет». В 15.30 командир экипажа обратился ко мне за разрешением на вылет. Я дал разрешение на вылет и дал указание на взлет и полет до Мичуринска. В облака заходить запретил, взлет произвести, вырулив с места стоянки 50-100 метров. Моторы запускались хорошо, работа моторов была без перебоев. Взлет был произведён в 15.40 – 15.50. При разбеге самолета наблюдали дым из выхлопных патрубков правого мотора, на высоте 300 метров дым прекратился. Самолет сделал разворот влево на 90 градусов, пересек железную дорогу с курсом 180 градусов, затем развернулся вправо, взял 270 градусов курс и пошел на Мичуринск. Наблюдатель с центральной наблюдательной вышки наблюдал: самолет, набрав высоту, зашел в облака, оттуда вынырнул и дымился, затем опять зашел в облака, из облаков появилось что-то белое, а затем самолет резко пошел к земле. При опросе очевидцев на месте катастрофы выяснилось, что из облаков сперва вывалилась часть самолета, а потом и сам самолет обогнал падающую часть и ударился о землю. Во время падения самолета дыма из него не наблюдалось». (В тексте сохранены авторская стилистика, орфография и пунктуация).

Скоростной бомбардировщик №20/276 построен в 1940 году и эксплуатировался постоянно с 15 апреля 1940 года. В ремонте не был. Комиссии по расследованию причин катастрофы в акте от 4.09.1941 года, после тщательного осмотра оставшихся несгоревших частей самолета,  в особенности левой плоскости, которая отвалилась в воздухе и не попала на место горения остальных частей самолета, установила, что катастрофа произошла по причине того, что нижний пояс(труба) переднего ланжерона имел долевую трещину, длиной до 4 см., с переходом в радиальную, длиной 15-20 см.  

При выполнении летчиком крутых разворотов происходила дополнительная нагрузка на крыло, поэтому ланжерон обломился, и самолет     в воздухе начал разваливаться на части. Вследствие этого было потеряно управление самолета, и он врезался в землю. Произошел взрыв. Машина сгорела. Экипаж погиб. Комиссия указывает на то, что трещина ланжерона была старой и недоступной для ее обнаружения техсоставом.

При столкновении с землёй самолет загорелся и взорвались бензобаки правой стороны. Машина сгорела вместе с летчиками: мл. лейтенантом Серовым и мл. лейтенантом Виссарионовым. Стрелок-радист мл. сержант Толков находился в своей кабине и погиб при ударе о землю.  

Летчик-инструктор мл. лейтенант Серов Николай Иванович родился 1 мая 1915 года в селе Пятницкое Карачевского района Орловской области в крестьянской семье. В 1928 году закончил 4 класса в родном селе. Работал крепильщиком на шахте. В 1937 году поступил, а в 1938 - окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу им. Пролетариата Донбасса Харьковского военного округа. Получил звание мл. лейтенант. Был направлен в 55-ю войсковою разведывательную эскадрилью Орловского военного округа в качестве младшего летчика. Член ВЛКСМ с 1937 года. Женат, жена - Серова Дина Ивановна, 1916 года рождения. Мать - Серова Матрена Васильевна проживала на ст. Рутчинково, шахта №31,  ул. Стаханова, д.41, кв.1. (ЦАМО РФ, фонд – 33, опись -563785, дело- 3). 

В учетно-послужной карточке Серова Николая Ивановича нет сведений о его службе в 259-м авиационном полку, но есть запись: «Пропал без вести                в сентябре 1941 года. Исключен из списков ВВС СССР16 февраля 1948 года» (ЦАМО РФ, № шкафа – 675, № ящика- 1311). А в медицинской карте, приложенной к аварийному акту от 15 октября 1941 года 259-ого ближнебомбардировочного авиационного полка Орловского военного округа, есть запись о том, что летчик прибыл в часть 26 августа 1941 года, имея общий налет 112 часов 38 минут. Перерывов в летной работе по состоянию здоровья не имел.  Летную работу в качестве инструктора осуществлял постоянно на самолете УСБ, налет 9 часов 39 минут. Из акта мы узнаем и о том, что документы на летчика в полку отсутствуют. Видимо, в сложнейшей обстановке первых месяцев войны терялись связи между частями или ведению документации уделялось мало внимания. В акте есть информация о том, что мл. лейтенант Серов с 1940 года имел налет  на скоростных бомбардировщиках – 27 часов 28 минут. У него  систематически оценивалась техника пилотирования: 19 мая 1941 года командир звена  ст. лейтенант Головцев ставит мл. лейтенанту Серову оценку «отлично»; 23 августа, 11 и 13 сентября 1941 года навыки пилотирования проверяет командир 5 авиаэскадрильи капитан Цибульник и оценивает их, как хорошие. Проверялся мл. лейтенант Серов и на знание материальной части самолета. 30 августа 1941 года инженер 259-ого бомбардировочного авиационного полка техник I ранга Соколовский ставит Николаю за знание эксплуатируемой материальной части оценку – «хорошо». В акте отмечается, что медицинскую комиссию летчик проходил    в мае 1941 года в Моршанске, общий вывод: здоров, жалоб на плохое состояние здоровья за время службы в полку не было. Сведений о месте захоронения в акте не имеется.

Имя мл. лейтенанта Серова увековечено в Книге Памяти  Украины (Донецкая область, том 12, с. 462)    В записи указано:  «Серов Николай Иванович, 1915, Орловская обл. Мл. лейтенант  8  бап   пропал без вести  в сент. 1941». В Книге Памяти Тамбовской области данных нет.

 
Пилот мл. лейтенант Виссарионов Алексей Александрович. Летчик мл. лейтенант Виссарионов Алексей Александрович родился   24 марта 1919 года в Ярославской области, жил и учился в г. Рыбинск, 7 классов окончил в 1933 году. Работал токарем. 30 декабря 1937 года поступил на службу в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию.  В 1937-1939 годах обучался в Высшей школе летчиков в г. Пермь. В феврале 1939 года Алексею Виссарионову было присвоено звание мл. лейтенант. В 1940 году три   с половиной месяца летчик Виссарионов в составе 24-ого скоростного бомбардировочного полка 15-й скоростной бомбардировочной авиационной бригады (СБАБр) ВВС 7-й Армии участвовал в боевых действиях с белофиннами. 

Алексей Виссарионов к моменту гибели имел налет 112 часов  33 минуты, летал постоянно. Уровень подготовки по теории полета проверялись в 128-м ближнебомбардировочном авиаполку. За применение теории полета на практике летчику поставлена оценка «хорошо». А знание по полному усвоению Наставления по производству полетов Военно-воздушных Сил Красной Армии (ВВС КА) 22 сентября 1941 года комиссией оценены на «отлично». Летчик показал отличные знания и по эксплуатируемой материальной части самолета СБ. 

Медицинскую комиссию Алексей прошел в апреле-мае 1941 года в Витебском военном госпитале. Здоровье пилота не вызывало никаких вопросов. Общая характеристика такова: «Партии Ленина-Сталина, социалистической Родине – предан. Матчасть самолета знает хорошо, эксплуатирует грамотно. Летное дело любит… Вывод: …достоин назначения на должность старшего летчика».  В 259-й ближнебомбардировочный полк мл. лейтенант Виссарионов прибыл 17 сентября 1941 года. С 20 по 30 сентября 1941 года совершил  8 полетов на самолете УСБ.

В учетно-послужной карточке летчика последнее место службы указан 127-й скоростной бомбардировочный авиационный полк Западного военного округа, 737-й батальон аэродромного обслуживания. Есть и запись о том, что мл. лейтенант Виссарионов погиб 30.9.41 г. Сведений о месте захоронения нет.

Стрелок-радист мл. сержант Толков Михаил Георгиевич, 1914 года рождения, уроженец г. Вязники Ивановской (ныне Владимирской) области. Женат. Кандидат в члены ВКП(б).  Информация о Михаиле Георгиевиче Толкове на сайтах Министерства обороны РФ «Память народа» (https://pamyat-naroda.ru) и  объединенный банк данных «Мемориал» (https://obd-memorial.ru) отсутствует. В аварийном акте от 15 октября 1941 года 259-ого ближнебомбардировочного авиационного полка Орловского военного округа сведения о воине тоже  очень скудные: 17 сентября 1941 года мл. сержант Толков прибыл в 259-й ближнебомбардировочный авиационный полк, перерывов в работе и жалоб на плохое состояние здоровья не было.

Источники: 
ЦАМО РФ, фонд -121 (Ор ВО), опись 12920, д 29, с. 45, 54, 
ЦАМО фонд - 33, опись - 563785, дело - 3; ЦАМО, фонд -56, опись - 12220,
дело – 74; Книга Памяти Донецкая область, том 12, с. 462.  Книга Памяти, Ярославская область, том 5, с. 78.
https://pamyat-naroda.ru/

Автор: руководитель Тамбовского регионального отделения «Поискового движения России» Елена Валатина.

_____________________________________

"Тамбовский курьер" продолжит рассказывать истории установления имен и судеб военнослужащих Военно-Воздушных Сил (ВВС) Красной Армии, погибших на территории Тамбовской области в 1941-45 годах.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер