«Все вокруг нас – это про науку»: в Державинском университете рассказали, каким может стать будущее

17 мая, 09:41 Анна Мещерская Прочитали 309 раз
Фото: Управления медиакоммуникаций Державинского университета
Первым делом – наука. Как привлечь молодежь к исследовательской работе, что дают стартапы, и зачем большой науке большие перемены?

О том, что сегодня происходит в мире научных открытий, ТК поговорил с исполняющей обязанности ректора Державинского университета, доктором философских наук, профессором Ириной Налетовой.

- Ирина Владимировна, бесспорно, о науке сегодня говорят громко. Буквально на днях Президент России Владимир Путин объявил 2022- 2031 годы десятилетием науки и технологий. Как, на Ваш взгляд, будет развиваться научная мысль в ближайшие годы? И какие задачи в этой связи ставит Державинский университет?

 - Сегодня наука дает основу в буквальном смысле для завтрашнего дня. Судите сами: куда бы мы ни кинули свой взор, все вокруг нас продукты научной мысли. Тем более что современное общество развивается стремительно, и наука в этом контексте играет все большую и большую роль.

 Наш президент объявил десятилетие науки и технологий, и это решение как никогда актуально и значимо. На мой взгляд, такое внимание к науке даст новый импульс для развития научных исследований. Еще пять-шесть лет назад Державинский как классический университет занимался исследованиями по фундаментальным направлениям: это работы по филологии, истории, математике, физике и так далее. Они продолжаются и сегодня. И это прекрасно. Но современное общество предъявляет к науке иные требования. Поэтому в последние годы мы стали активно развивать прикладные исследования, которые можно внедрять на службу обществу и региону.

Сегодня в Державинском университете действует более 80 лабораторий. За последние несколько лет 15 из них были открыты под руководством молодых ученых. В феврале 2020 года была открыта Лаборатория геоинформационных систем и технологий дистанционного зондирования Земли, которая сегодня помогает решать задачи в сфере АПК. Успешно действует Лаборатория спектрального анализа, в которой ученые работают над улучшением показателей в промышленном производстве, причем как для предприятий Тамбовской области, так и других регионов.

 Должна сказать, что все это заслуга Владимира Юрьевича Стромова, который направлял большие усилия на развитие научно-исследовательской инфраструктуры. И сегодня все это дает результат.

- Державинский университет – единственный в регионе вуз-участник крупнейшей в истории России федеральной программы поддержки вузов «Приоритет-2030». Что это означает на практике?

 - Поправлю: мы не только единственный вуз Тамбовской области, но и единственный среди близлежащих регионов, кто вошел в эту программу.

И здесь стоит отметить силу личности Владимира Юрьевича Стромова. Он учился до самого последнего дня своей жизни, нацеливая всех нас на постоянное развитие. Для нас участие в «Приоритете 2030» - результат постоянного движения вперед. Развивай себя, развивай Державинский, развивай регион – наш девиз как раз об этом.

В нашей программе по «Приоритету 2030» мы сфокусировались на трех стратегических проектах. Два из них связаны с научно-исследовательской деятельностью, речь идет о развитии агропромышленного комплекса и химической промышленности.

Третий проект, казалось бы, не совсем связан с наукой. Он направлен на изменение образовательного пространства. Так мы создаем новую экосистему университета. В чем суть? Талантливые ребята должны оставаться в регионе. Кстати, в этом вопросе мы нашли поддержку у руководителя региона Максима Борисовича Егорова. Чтобы регион развивался, необходимо множество факторов, начиная от создания рабочих мест и заканчивая конкурентоспособным образованием. С последним пунктом вроде бы все хорошо, тем не менее, значительный процент выпускников образовательных учреждений уезжает учиться в другие регионы. Наш страт-проект как раз и направлен на то, чтобы сохранить интеллектуальный потенциал Тамбовской области. Мы стараемся работать не только с лучшими школами, но и подтягиваем ребят из отдаленных уголков региона. Привлекаем абитуриентов из других областей. При этом, с погружением их в новое образовательное пространство, для нас важно привить молодым людям любовь к науке. Да, возможно, далеко не все из них станут учеными, но они смогут использовать полученные знания.

18 лет назад я защищала докторскую диссертацию. В том числе писала по проблеме предпринимательского университета. Тогда мне было важно показать, что предпринимательский вуз - это не только про зарабатывание денег. Это про то, насколько мы готовы жить в условиях неопределенности, уметь работать с результатами научных достижений и уметь отличить в непрекращающемся информационном потоке зерна от плевел.

 - Науку часто отождествляют с безденежьем. Это единственный фактор, который мешает развитию научной мысли?

 - Я думаю, что для людей, искренне увлеченных наукой, деньги становятся чем-то второстепенным. Скажу о себе: я профессор в третьем поколении. Для меня просто не существовало мысли о том, что я буду заниматься чем-то иным, кроме науки. Хотя не скрою: студенты, особенно в конце 90-х – начале 00-х, спрашивали, зачем мне наука, когда платят маленькую зарплату. Сегодня времена изменились. С моей точки зрения, ученый – это не столь профессия, сколь образ жизни. Если ты увлечен наукой, ты никогда не перестаешь работать. Твоя голова постоянно что-то обдумывает, и неважно, где ты при этом находишься: разговариваешь с коллегами или просто идешь по улице.

Несомненно, материальное вознаграждение должно быть. Особенно когда мы говорим об ученых, которые вносят огромный вклад в развитие науки. Но помимо денежной составляющей есть много мотивационных факторов, связанных с пониманием того, что результат твоего труда важен и он приносит пользу людям. Думаю, это не менее ценно, чем материальное стимулирование.

- Часто преподаватели жалуются на абитуриентов – их уровень образования с каждым годом снижается. Как пример: далеко не в каждой школе оборудованы химические и физические лаборатории. Можно ли развивать науку, не развивая общее образование?

 - Без общего образования развивать науку нельзя. Это однозначно. Сегодня в Тамбовской области открываются новые школы, в которых действуют современные химические лаборатории, лаборатории по физике, оборудованы IT-классы. И это замечательная тенденция. Но есть и иного уровня проблема. У нас не хватает учителей.

Эту тему мы обсуждали с ректором одного из ведущих педагогических вузов страны. Он отметил, что, к сожалению, сегодня на педагогические специальности поступают ребята не с самыми высокими баллами ЕГЭ, а потом из этих студентов не самые лучшие идут работать в школу.

В конце прошлого года Державинский университет по программе «Приоритет 2030» запустил Школу развития Derzhava Education для молодых педагогов. Проект поддержало Управление образования и науки Тамбовской области. Школа развития Derzhava Education – это экспериментальная площадка по формированию педагогических и не только компетенций, направленная на создание междисциплинарных команд для школ будущего. Это открытая и бесплатная программа, участвовать в которой могут не только студенты Державинского университета, но и других высших и средних профессиональных учебных заведений Тамбовской области. Мы предлагаем участникам Derzhava Education несколько модулей, начиная от архитектуры современного образования, заканчивая управлением внутренними ресурсами, социально-эмоциональными навыками. Конечно, познакомим с цифровизацией образовательного процесса и, что самое интересное, особенностями преподавания отдельных предметов с учетом специфики инженерно-технологической школы. В сентябре 2022 года откроет двери новая школа в Тамбове инженерно-технологической направленности, для которой мы будем готовить команду педагогов «под ключ».

Совместно с региональным управлением образования и науки реализуется проект по созданию ядра педагогических компетенций. Еще один проект связан с созданием в области «педагогических классов». То есть проблему с педагогическими кадрами стараемся решать. Кроме того, мы запустили проект, в котором обучение будущих учителей идет не только в Педагогическом институте, но и в других подразделениях.

- Три года назад на базе университета был открыт Технопарк «Державинский». Одна из его целей – симбиоз науки, образования и бизнеса. Как оцениваете его работу?

 -Технопарк «Державинский» – площадка уникальная. Она стала не только центром научно-исследовательской деятельности, но и центром популяризации науки, местом, где представители бизнес-сообщества, науки и образования говорят на одном языке, работая над совместным результатом.

На базе Технопарка действуют более 50 лабораторий, научно-исследовательские институты, центр коллективного пользования, «Точка кипения». Название последнего показательно. Здесь, действительно, все кипит. Представители разных вузов, разных поколений ученых сталкиваются на одной площадке, и это всегда результативно. Потому что сегодня многие исследования носят междисциплинарный характер.

Вообще, и «Точка кипения», и Технопарк сегодня делают очень много для развития студенческой науки. Что касается взаимодействия с бизнесом, то на базе Технопарка реализуются совместные проекты с нашими индустриальными партнерами. Для развития студенческого предпринимательства, активизации деятельности по коммерциализации научных разработок и реализации программы «Стартап как диплом» в университете запущен студенческий акселератор.

К слову, в планах открыть вторую площадку Технопарка «Державинский» на Рылеева, 62. Там будет действовать платформа НТИ, тамбовское региональное отделение «Сколково», а также площадка по науке регионального центра талантов «Космос».

- Поговорим о кадрах. Как Державинский привлекает молодежь в науку?

 - Бизнес – это про зарабатывание денег, и порой в достаточно сжатые сроки. В науке такое случается нечасто. Не все ученые достигают своего пика в молодости. Порой результаты, особенно в области фундаментальной науки, появляются после десятилетий исследований.

Тем не менее поддержка молодых ученых, вовлечение школьников в мир науки – сегодня для нас это приоритетные направления. И в Державинском университете выстроена такая работа.

Мы работаем с аспирантами и молодыми учеными. Речь идет о грантовой поддержке при защите кандидатских и докторских диссертаций. Причем поддержка осуществляется двойная. После защиты они могут получить финансовую помощь по эффективному контракту. Ряд программ направлен на работу с молодыми кадрами. Мы даем возможность работать с лучшими образцами в Центрах коллективного пользования. Для нас очень важно, чтобы наши молодые ученые имели опыт работы в других вузах страны. Это дает новый опыт и возможность познакомиться, как минимум, с другой культурой высшей школы. Мы активно поддерживаем молодых ученых и преподавателей из других университетов, которые приезжают к нам на стажировку. Ведь когда мы вступаем в разные коллаборации, когда взаимодействуем, расширяем свой кругозор, тем самым мы расширяем свое представление о научных исследованиях, наука поистине становится мировой. И нам важна такая практика, чтобы войти в следующее десятилетие не только как ведущий университет Тамбовской области, но и стать одним из ведущих вузов страны.

- Вы затронули тему межвузовского взаимодействия. Насколько сегодня наука – открытая тема?

- Наука вообще не может быть чисто внутренней темой. Не должно быть «туземной» науки. Давайте посмотрим на опыт последнего столетия. Более 90 процентов всех научных открытий были сделаны учеными за последний век. И речь не только о каких-то масштабных открытиях. Любой шаг, который хоть как-то решает проблемы человека, – это все равно достижение.

 Мы очень дорожим дружбой с другими научными школами, взаимодействуем с промышленными предприятиями, научно-исследовательскими институтами и бизнес-структурами. Тесно взаимодействуем с АО «Пигмент», с АО «Корпорация «Росхимзащита», ГК «Русагро». Одновременно с этим выстроены тесные связи с крупнейшими университетами Российской Федерации. Совсем недавно были опубликованы совместные результаты работ ученых МГУ имени Ломоносова и Державинского университета по исследованию микроводорослей. Большие связи с Национальным исследовательским Томским государственным университетом, Санкт-Петербургским политехническим университетом имени Петра Великого и так далее.

Буквально на прошлой неделе прошла встреча с представителями Российского государственного аграрного университета - МСХА имени К. А. Тимирязева. Были определены направления сотрудничества в сфере образования, биотехнологии, автоматизации и цифровизации АПК.

- Импортозамещение – одна из самых обсуждаемых тем последних лет. Что это значит для науки?

- Безусловно, это большие возможности. Сегодня наука стремится отвечать на вызовы научно-технического прогресса, у нас есть понимание, что мы не просто занимаемся актуальной повесткой, но еще и создаем конкурентоспособный продукт.

Только за последнее время Державинский университет получил несколько крупных заказов. Так, российско-белорусская логистическая компания обратилась к нам с просьбой создать химическое средство для очистки цистерн. Раньше подобный продукт закупали в Бельгии. Сегодня наша разработка – к слову, она создана из отечественных компонентов – находится в стадии апробации. Есть совместные разработки вместе с Томским университетом и нашим индустриальным партнером ПАО «Пигмент» по созданию малотоннажной химии.

Правительство Москвы заказало разработку препаратов немедицинского назначения для отечественной системы здравоохранения.

В целом, я считаю, что импортозамещение не должно являться самоцелью. Мы должны стремиться к развитию во многих сферах, делая качественную продукцию и улучшая жизнь общества, чтобы наука всегда приходила на помощь людям.

- И в завершение: как все-таки сделать науку популярнее и ближе к людям? В конце концов, в советское время любой школьник мог назвать десяток физиков, химиков и математиков. Сейчас такие знания для многих – роскошь…

- Я поспорю. Начнем с того, что в советское время ученых было меньше. Еще два десятка лет назад, чтобы найти нужную информацию, нужно было всего лишь заглянуть в нужную книгу. Сегодня мы можем «погуглить». Другой вопрос: нужно знать, что искать.

Современного человека, будь то школьник или студент, нужно учить не только правильно работать с информацией, но и мыслить по-другому.

 А наука – это не только про лаборатории. Возможно, сегодня более востребованы исследования в сфере микробиологии, робототехнике, нанотехнологиях, но разве исследования в области психологии, социологии или юриспруденции потеряли актуальность? Наука многогранна, порой она существует на стыке гуманитарных и естественно-научных дисциплин, и такое объединение приводит к новым открытиям.

 - Говоря о научных знаниях, в первую очередь подразумеваем школьников и студентов. Но наукой же могут интересоваться и люди старшего поколения…

- Площадка Технопарка открыта для всех, в том числе для работающих людей и для «серебряного» поколения. В Державинском много направлений популяризации научных знаний. До сих пор существует система публичных лекций. Кстати, когдато мой дедушка, профессор Державинского университета, кандидат исторических наук Николай Александрович Окатов стоял у истоков, а в 1950- е годы возглавлял областное отделение Общества по распространению политических и научных знаний, впоследствии общество «Знание». Что особенно ценно, это направление развивается и поныне.

 

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер
Популярное
Самое читаемое обсуждаемое
Вконтакте