Светлана Слегтина: о транспортной доступности в Тамбовской области

27 декабря, 17:25 Арина Орлова Прочитали 625 раз
Любой регион начинается с аэропорта

 Светлана Слегтина. У этой красивой хрупкой девушки поистине мужской характер. В свои двадцать восемь лет она управляет самым большим двухдвигательным самолетом в мире и является депутатом Тамбовской областной Думы седьмого созыва.

Светлана экстерном окончила школу, отучилась в Сасовском летном училище гражданской авиации, где из ста пятидесяти человек на курсе было всего три девушки. В восемнадцать лет совершила первый самостоятельный полет. А еще через два года поступила в Ульяновский институт гражданской авиации и в 2017 году окончила его с отличием. В 2019 году окончила магистратуру по профилю «Управление авиационной безопасности». Первым местом работы, где закалился характер Светланы, стала авиакомпания «КрасАвиа». Летать приходилось в самые отдаленные населенные пункты Сибири при очень низких температурах.

Сейчас наша героиня работает в компании «Аэрофлот» и пилотирует Boeing-777 - самое большое двухдвигательное воздушное судно в мире. Кроме того, в 2021 году Светлана стала депутатом Тамбовской областной Думы от фракции «Единая Россия».

- Если бы у Вас сейчас была возможность вернуться назад, Вы бы стали что-то менять в своей жизни, или опять выбрали бы небо?

- Абсолютно точно я бы выбрала работу пилота. Я вообще ни о чем не жалею. Я бы с самого начала снова пошла в региональную авиакомпанию. Действительно, работа в двадцать лет в условиях Крайнего Севера при максимально низких температурах очень закаляет характер. У меня там даже перчатки прилипали к штурвалу, потому что не обогревался самолет в минус пятьдесят градусов. Было реально холодно. Когда в двадцать лет уезжаешь абсолютно одна в Сибирь и начинается настоящая мужская работа, это накладывает определенный отпечаток на человека. Я бы не стала менять эту часть своей жизни. Потому что именно эта борьба, эти достижения привели меня к тому, что сейчас я и стала депутатом. Когда ты знаешь, как решать серьезные проблемы, когда ты уже состоялась и создала для себя жизнь, которую хотела, после всего этого хочется помогать другим людям и делать для них что-то хорошее.

- Как пилот и депутат одновременно какие инициативы Вы хотите реализовать на Тамбовской земле в первую очередь?

- Конечно, хочется привести в порядок аэропорт. Когда я впервые познакомилась с временно исполняющим обязанности главы администрации Тамбовской области Максимом Борисовичем Егоровым, первой темой нашего диалога стал аэропорт «Тамбов». Я считаю, что при близости нашего региона к федеральному центру отсутствие должного аэропорта недопустимо. Само здание и взлетная полоса были построены еще в семидесятые годы прошлого века. Аэропорт уже довольно старый. По всем современным стандартам он отстающий и, как его назвал один из владельцев холдинга «Аэропорты регионов» Виктор Вексельберг, «лежащий на боку». Потому что нельзя летать ночью, у нас тут очень высокие минимумы, из-за которых происходят задержки рейсов. Если погода становится чуть хуже, уже лететь нельзя. Полоса находится в просто плачевном состоянии. Да и само здание, естественно, требует ремонта. Если сравнивать по стоимости капитальный ремонт и модернизацию существующего здания и строительство нового аэропорта по современным стандартам, то строительство с нуля обойдется гораздо дешевле.

- Что конкретно Вы предлагаете сделать в этом направлении?

- Когда мы обсудили тему аэропорта с Максимом Борисовичем, я пообещала от себя помогать и как пилот, то есть привлекать к этому делу экспертов из авиационного мира, и использовать все свои возможности для нашего региона. Активная работа в этом направлении уже началась. Можно заметить, что у нас стали открываться новые рейсы. И в Москву они участились, и новые направления открываются со следующего года. Раньше меня очень обижало, когда я знакомилась с людьми: местные всегда говорили, что про Тамбовскую область никто не знает. Я на это всегда отвечала, что в каждом населенном пункте есть улица Мичуринская или проспект Мичурина. И тамбовского волка тоже знают все. Сейчас я верю в то, что новый губернатор доведет до конца историю с аэропортом, с моей помощью или без нее. Видно, что он хочет привести в порядок регион и сделать что-то хорошее для людей. Аэропорт - это лицо региона, его визитная карточка. Это то, с чего любой регион начинается. И вокруг аэропорта всегда строится жизнь. Это здоровая психология градостроительства. Когда люди могут прямо из дома путешествовать и открывать для себя границы, они не захотят уезжать отсюда навсегда. Ведь основная проблема всех регионов – отток людей в столицу, поближе к цивилизации. Ведь из Тамбова нет прямых регулярных рейсов в нужные города, людям приходится добираться на перекладных, и этот негатив накапливается.

Я считаю, что открытие новых рейсов, открытие границ и строительство нового аэропорта – это важно. У меня, например, как у летчика есть идея сделать на базе Тамбовской областной больницы врачебно-летную экспертную комиссию. У нас есть областная больница, у нас есть хорошие врачи. Почему бы грамотно не использовать то и другое? Естественно, это даст возможность создать дополнительные рабочие места для врачей и увеличить им зарплату. Максим Борисович эту идею поддержал, но для ее реализации надо сначала вплотную заняться самим аэропортом. Открытие дополнительных рейсов стало началом этой работы. Это была исключительно инициатива главы региона. Нужно, чтобы люди были мобильны, чтобы они не были ограничены только Тамбовом и областью. Я сама, прилетая сюда на самолете, вижу, что рейсы полные. Развитие регионального туризма тоже начинается с аэропорта. Но мало об этом говорить, нужно что-то делать.

Когда мы начали разговаривать про обновление аэропорта, я подумала, что после такой масштабной реконструкции мальчик из песни Мурата Насырова наконец сможет доехать в Тамбов, потому что сюда будут летать самолеты и ходить поезда. Конечно, такое сравнение и смешно, и грустно одновременно.

- Какие конкретные шаги уже сейчас предпринимаются в отношении реконструкции аэропорта «Тамбов»?

- Да, есть конкретные идеи, которые уже начали воплощаться в жизнь. Когда Максим Борисович пришел в регион, он сказал, что инвестиционный потенциал у Тамбовской области высокий. И я уверена, что он – человек дела. Тем более что у него за плечами колоссальный опыт работы заместителем министра строительства и ЖКХ. Это должность, на которой действительно приходится очень много трудиться. Поэтому он и в нашем регионе готов это делать. В частности, по аэропорту работа уже ведется. Впервые за все время нашлись потенциальные частные инвесторы. Виктор Вексельберг и Роман Троценко, например. Их совместное предприятие «Аэропорты большой страны» («АБС»), которое принадлежит на паритетных началах холдингу «Аэропорты регионов» Виктора Вексельберга и «Новапорт» Романа Троценко, займется развитием целого пласта аэропортов, которые находятся в весьма плачевном состоянии. Конечно, речь не только о Тамбовской области, но и о наших ближайших соседях. В список попали Брянск, Курск, Липецк, Пенза, Тамбов и Ярославль. Из них дальше всего от федерального центра находится пензенский аэропорт – примерно пятьсот шестьдесят километров или полтора часа на самолете от Москвы.

Что касается конкретно Тамбовской области, то до этого момента были просто субсидии на рейсы от Росавиации, которые не гарантируют развитие самого аэропортового комплекса. По факту никакой регулярности не было, потому что субсидии на рейсы сегодня есть, а завтра их уже нет. Добавление регулярных рейсов и расширение географии стало первым шагом в нужном направлении. Сейчас можно с уверенностью говорить о том, что хороший аэропорт будет.

- Можете ли Вы сравнить пассажиропоток тамбовского аэропорта с другими аэровокзалами? И как эта цифра влияет на ситуацию в целом?

- Сейчас пассажиропоток в тамбовском аэропорте является одним из самых низких в Центральной России. Для сравнения, в Пензе он составил 178 тысяч человек, в Курске - 88 тысяч, в Ярославле – 83 тысячи, а в Тамбове - всего 28 тысяч пассажиров. Это цифры за десять месяцев нынешнего года по данным Росавиации. Это говорит не о том, что у нас люди летать никуда не хотят. Нет, просто условия для этого не созданы. Благодаря открытию новых рейсов с января мы увеличиваем пассажиропоток при тех условиях, которые есть сегодня. В дальнейшем, по мнению аналитиков, через пять лет пассажиропоток будет в разы выше. Потому что для этого будут созданы все условия, и люди будут понимать, что мы недалеко от федерального центра, поэтому добраться до Москвы можно просто и быстро.

- Как Вы оцениваете увеличение регулярных рейсов из Тамбова в Москву?

- До недавнего времени у нас полеты в Москву вообще были отменены. И это несмотря на то, что многим тамбовчанам приходится часто бывать в столице по работе или учебе, но возможности добраться туда быстро у них не было. На самом деле, именно эта причина толкает людей к тому, чтобы уезжать из Тамбовской области. Это очень весомый фактор. Если бизнесмену нужно ездить в Москву и тратить на это кучу времени и сил, то велика вероятность того, что он в конце концов просто переедет в столицу, потому что там ему удобнее вести дела. То же самое касается молодежи, которая уезжает на учебу в федеральный центр и потом уже не возвращается в Тамбов жить и работать. А это в итоге серьезно сказывается на экономике региона и на уровне жизни людей в целом.

Я не знаю, в чем был основной посыл власти отменять эти рейсы. Наверное, руководствовались определенной экономией бюджета. Но при этом сам бюджет в итоге страдает оттого, что вместе с уходом предпринимателей теряется определенная доля налогов. А что касается уровня жизни, так изначально бюджет создан для того, чтобы обеспечить людям этот нормальный уровень.

- Как количество регулярных рейсов влияет на транспортную доступность региона в целом?

- Общаясь с людьми, я понимаю, что очень многие работают в других регионах. Необходимость транспортной доступности я поняла в Сибири. Там это очень ярко выражено. Если здесь мне как депутату говорят о качестве дорог, то там их нет вообще. Там есть просто грунт, который размывает весной и осенью, и, кроме как с помощью авиации, добраться вообще никуда невозможно. Там есть такие населенные пункты, которые ждут самолета как манны небесной. Для них это важно. Сложно поставить на одну чашу весов Сибирь и Тамбовскую область. Но все-таки мы – это Центральный Федеральный округ, мы должны задавать тон. Но мы сейчас не просто отстаем, а буквально находимся на последнем месте по некоторым показателям.

- Вы сказали о том, что готовы помогать региону не только как депутат, но и как пилот. В том числе в части приглашения столичных экспертов для оценки текущей ситуации. Расскажите, были ли уже подобные рабочие визиты в Тамбовскую область, и какой результат они дали?

- Сейчас началась цифровизация региона. Например, недавно приезжал мой товарищ Андрей Шкеть из Сколтеха. У вас было с ним большое интервью, где он подробно рассказал о перспективах развития нашего региона со своей точки зрения. Сейчас действительно идет очень серьезная работа во многих направлениях. И еще один важный момент – не должно быть такой ситуации, что администрация области живет в одном мире, а вся область вместе с ее жителями – в другом. От этой модели нужно уходить, потому что это «девяностые головного мозга». Радует то, что приехал новый руководитель со свежим взглядом, он имеет колоссальный опыт работы в исполнительный власти, и ему верит Президент. Ведь сам Владимир Владимирович пригласил его на работу в нашу область. Поэтому у него точно нет цели все «распилить» и уехать. Наоборот, он работает над привлечением денег из федерального бюджета, поручает муниципалитетам активнее работать над участием в нацпроектах. Даже тот же аэропорт отремонтировать без федеральных средств практически невозможно. Бюджет области такую нагрузку точно сразу не потянет. Раньше даже частные инвесторы нашим аэропортом не интересовались. Почему? На мой взгляд, просто не было нормального диалога. Есть золотое правило экономики: спрос рождает предложение. В нашем случае теперь предложение должно порождать спрос. То есть для того, чтобы на нашу область сейчас инвесторы обратили внимание, чтобы на нас появился спрос, нам нужно для начала самим показать, что у нас есть и что можно развивать. Инвесторам нужно просто узнать, какие у нас есть ресурсы, чтобы принять решение вкладывать деньги в Тамбовскую область.

- Планируются ли в ближайшее время встречи с другими экспертами из Москвы на предмет развития авиасообщения в Тамбовской области?

- Одна из интересных встреч запланирована на январь - в наш регион с рабочим визитом приедет Илья Зотов. Он член Общественной палаты России, председатель Общероссийского объединения пассажиров. Илья планирует проверить работу транспорта и транспортной инфраструктуры Тамбова. По итогам рабочего визита он подготовит перечень рекомендаций для органов власти по развитию транспортного комплекса.

- У Вас сложная и ответственная работа как у пилота, и при этом очень большая занятость как у депутата областной Думы. Как Вам удается все успевать и при этом сохранять баланс между работой и личной жизнью?

- На самом деле секрет прост - надо любить то, что ты делаешь, и получать удовлетворение от результата своей работы. Быть пилотом я мечтала с детства, и эта мечта сбылась. Это стоило мне больших усилий и серьезной работы над собой, но я очень довольна тем, что смогла стать хорошим пилотом. Я подала заявку на участие в конкурсе «Лидеры России. Политика» и вышла в финал. С этого началась моя политическая карьера. Затем выиграла выборы в облдуму. Впереди – серьезная работа. И то, что я пилот, мне очень помогает в политике. Я никогда не опаздываю и умею решать поставленные задачи. Моя цель – не обсудить проблему, а найти ее решение. И я очень рада тому, что мои близкие поддерживают меня во всех начинаниях. Родители гордятся тем, что я могу реально помогать людям. Тем более что теперь мы с ними видимся очень часто, ведь я провожу в Тамбове все выходные. Муж тоже меня всячески поддерживает, и я ему за это очень благодарна. Он из тех мужчин, для которых важно, чтобы женщина была равноценным партнером. С его стороны никогда не было никакого давления, наоборот, мы являемся стимулом друг для друга. Я считаю, что мне очень повезло – и с семьей, и с работой.

- Как Вы себя чувствуете, когда приходится лететь на самолете в качестве пассажира? Нет ли какой-то профдеформации?

- Когда я летаю как пассажир, я всегда сплю. Конечно, в Тамбов лететь чуть больше часа, тут особо не поспишь. Но когда летаю на более дальние расстояния, например, на отдых, я всегда сплю, мне больше вообще ничего не надо. Я самый лучший пассажир – не ем, не пью, не разговариваю. Мне нужны только подушечка и плед. Я абсолютно доверяю пилотам, потому что сама прохожу точно такую же подготовку и точно понимаю, что в случае внештатной ситуации пилот на сто процентов с ней справится. Обожаю летать, но пассажиром летаю очень редко из-за того, что теперь моя политическая жизнь заполняет все выходные и отпуска. В этом году все семьдесят дней отпуска и все оставшиеся выходные я провела в Тамбовской области, работая в рамках избирательной кампании. Мне было важно проехать весь избирательный округ и узнать, что реально волнует людей. Собственно, сейчас я и работаю над всеми теми просьбами, которые услышала во время избирательной кампании. Мое личное мнение - нельзя стать депутатом, не понимая свой округ и своего избирателя.

Комментирует президент ТРО Фонд «Собиз Инвест» Татьяна Еремина:

- Транспортная доступность нашего региона действительно очень важна – как для простых людей, так и для представителей бизнеса. Многим предпринимателям часто приходится ездить в столицу по рабочим вопросам. Поэтому очень хорошо, что самолеты в Москву теперь летают ежедневно по будним дням, а также открываются новые направления для прямого авиасообщения. Конечно, аэропортовый комплекс давно нуждается в масштабной реконструкции. Без его модернизации дальнейшее развитие транспортного сообщения с другими регионами находится под большим вопросом.

Автор: Екатерина МУРАТОВА

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер
Популярное
Вконтакте