Внеурочные отношения: как устроен школьный буллинг

17 сентября, 14:05 Анна Мещерская Прочитали 575 раз
Фото: steemit.com
Чучело. 2.0.

Неблагозвучная фамилия, особенности внешности или просто необычное хобби. Еще десять лет тому назад для травли в школе нужна была причина, спусковой механизм, после которого для ребенка начинается ад. Буллинг в современной школе – явление хаотичное. Жертвой может стать кто угодно. Что с этим делать, и стоит ли бороться в одиночку, разбирались журналисты ТК.

НАДЕЖДА НА ОДЕЖДУ

Маша Иванова (имя и фамилия изменены по этическим соображениям) стала врагом в классе неожиданно для всех, в том числе для себя самой. Девять лет проучиться вместе с ребятами и вмиг стать ненужной. С чего все началось, девушка и сама не понимала. Неожиданно девочки стали задирать юбку и расстегивать кофту, объясняя это тем, что Маша слишком скромно одевается. Так, мол, нельзя. Вскоре девушку стали травить и при первой возможности задевать.

Маша и правда выглядела на фоне одноклассниц несколько скромнее. Юбка ниже колен, закрытые кофточки, очки и забранные волосы. Поначалу на одежду никто внимания не обращал. Но за несколько месяцев до выпускного для девушки начался кошмар. Каждый школьный день заканчивался слезами и истерикой в кабинете психолога. Спасло то, что вся травля проходила в выпускном классе. В десятый Маша не пошла. Однако работа с психологом затянулась на несколько лет. Буллинг со стороны одноклассниц превратился в психотравму, справиться самостоятельно с которой девушка попросту не сумела.

НЕПРАВИЛЬНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК

 Жертва сама виновата. Этой фразой принято оправдывать многое. Но работает она не всегда. Педагог-психолог муниципального бюджетного учреждения «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» Тамбова Ксения Барышникова с сожалением констатирует: в восьмидесяти процентах случаев жертва вовсе не виновата, более того, она может даже не понимать, почему на нее вообще ополчились одноклассники.

- Система взаимоотношений обычно представляется двумя сторонами конфликта: есть агрессор, есть жертва, - говорит психолог. - Но не стоит забывать и про третью сторону – окружение. Начнем с первого звена, с агрессора. Если бы не было его, то буллинга не было бы как такового. Родителям важно в своем ребенке распознать не только жертву школьной травли, но и, возможно, ее зачинщика. Как это сделать? Здесь важно отмечать любые изменения в поведении ребенка. В жизни каждого человека вне зависимости от внешних перемен происходят такие моменты, когда он пытается как-то выделиться на фоне других. Это может случиться в садике, может в школе, а может, и во взрослой жизни. Нюанс лишь в том, что ни один ребенок на свете не умеет контролировать свои эмоции. Любой конфликт тут же отражается на поведении. Если ребенок стал колючим, странно себя ведет, отказывается от привычной еды, это первый звоночек - что-то с ним не так. Если это происходит в подростковом возрасте, возможно, налицо признаки полового созревания. В любом случае важно понять природу таких изменений. Можно поговорить с классным руководителем и узнать, как ребенок ведет себя в школе. Почему человек вообще злится и начинает освобождать свою агрессию? Агрессия - равно боль. Она может быть как глубоко личной, основанной на каком-то пустяке, а может быть чем-то серьезным. В любом случае в ее основе лежит обида, возможно, унижение. Здесь важно посмотреть атмосферу в семье, в том числе систему наказаний. Не исключается вариант, когда ребенка часто наказывают, и он просто отыгрывается на других. Ведет себя так же, как взрослые. Только дома он делать этого не может, поскольку там он бесправен, а в школе это попытка доказать, что он не слабый, я тоже так может.

Порой агрессором становится сама жертва. Это тот случай, когда психологи «переработали». Некогда угнетенный ребенок настолько поверил в себя, что перестал бояться не только тех, кто его когда-то обижал, но и практически любого воздействия извне.

- Работать с жертвой, ставшей агрессором, - говорит Ксения Барышникова, - всегда сложнее, чем просто с ребенком, который казалось бы беспричинно отыгрывается на другом. В последнем случае мы находим причину агрессии и начинаем ее прорабатывать. Но когда ребенок перебарывает свой страх, то попросту начинает мстить. Работать с ним тяжело, ибо он боится снова стать слабым, а психолог в его глазах - человек, который может вернуть его к такому состоянию. Специалистам нужно изменить нынешнее состояние ребенка, при этом не вернуть его в прежнее. Как и за какие ниточки тянуть, непонятно, потому что мы не знаем, как отреагирует его психика на работу психолога. Еще одна сторона – родители. Как правило, они вообще не понимают, что происходит. Условно говоря, тринадцать лет они жили с мягким ребенком, которого все обижали, а теперь это совершенно незнакомый подросток. Каждый день он ведет себя по-новому, нет определенной системы, родители не понимают, что делать. Не знает, как себя вести, и он сам. Если со стороны взрослых нет реакции, значит, можно гнуть свою линию.

РОЛЬ ЖЕРТВЫ

 Чтобы противостоять агрессору, нужна как минимум смелость. Но еще большая смелость нужна, чтобы признаться в проблеме. Многие дети попросту не рассказывают учителям или родителям о травле. Причина в банальном страхе.

Мышление жертвы, поясняет психолог, сосредоточено на агрессоре. Если рассказать о конфликте, агрессор начнет действовать еще жестче. Станет только хуже. Но хуже не станет.

- Важно понимать, что ребенок всегда остается ребенком. Он может бояться, к тому же он понимает, что за проступком последует наказание. Ведь дети смелые только в определенном круге лиц. В решении такого конфликта важно понимать, кто является для агрессора авторитетом. Им, кстати, необязательно будет родитель. Это может быть тренер, старший брат или учитель. Любой человек, с которым подросток близок.

Но если ребенок не говорит о конфликте, как понять, что он стал жертвой буллинга? Психолог уверяет: разгадка все в том же поведении:

- Когда родители близки с ребенком, малейшее изменение в поведении будет заметно. Если есть понимание чего-то необычного, то для начала всегда стоит присмотреться к внешнему виду: есть ли синяки, приходит ли ребенок из школы растрепанным, как выглядит его прическа. Далее идет физиология: испортился ли аппетит, крепок ли сон, есть ли психоневрологические реакции. Бывает, что ребенок начинает говорить будто бы взахлеб. Нужно приобнять его: если он испытывает стресс, у него будет повышенное сердцебиение. Поговорить с ним о школе - если он уходит от этой темы, прячет глаза, у него сразу краснеет лицо, значит, что-то не так. Узнавайте в конце каждой четверти, есть ли у него друзья и возникали ли конфликтные ситуации. Еще один показатель – успеваемость. По опыту могу сказать, что она снижается по двум причинам: либо влюбленность, либо буллинг. Что-то третье бывает крайне редко. Контроль соцсетей – как бы страшно это ни прозвучало. Не нужно читать все переписки, но определенный контроль должен быть: какие страницы посещает ребенок, какие комментарии ему оставляют, какие фотографии он выкладывает. Дети – максималисты. Если в их жизни происходит что-то плохое, они это демонстрируют. Особенно в соцсетях. Раньше для этого заводили дневники, сейчас отражение всего – соцсети. Если есть кибербуллинг, необходимо сохранять переписку и делать скриншоты. Все это пригодится в дальнейшем.

Решать проблему в одиночку психолог не советует, но и врываться в школу со скандалом смысла также нет. Для начала стоит поговорить с классным руководителем и попросить его понаблюдать за ребенком. Если травля подтвердилась, стоит обратиться к родителям агрессора. И только в том случае, когда ни школа, ни родители не намерены решать проблему, стоит идти дальше.

К слову, часто жертвой становятся не только дети, но и учителя. Об этой стороне, как правило, умалчивают обе стороны конфликта.

- Обычно дети ведут себя агрессивно по отношению к тем педагогам, которые не смогли завоевать авторитет. Чтобы изменить ситуацию, учителю нужно правильно себя поставить. Ни в коем случае не делать это, повышая голос или унижая детей. Они должны понимать, что любое действие рождает противодействие. И на сторону педагога встанут другие учителя, родители и руководство школы. Нужно выставлять рамки. Конечно, бывают учителя слишком мягкие по своей натуре или попросту перегоревшие. Слабость чувствуется всегда. Есть такое понятие, как поведение жертвы. Наверняка у каждого есть знакомые, которым вечно перепадает - и в школе, и в институте, и просто в очереди. Все на них отыгрываются. Нужно вовремя поймать такое поведение и исправить его. Неплохо было бы, чтобы психологическая служба в школе работала не только с детьми, но и с учителями.

ЧТО ДЕЛАТЬ И ЧТО НЕ ДЕЛАТЬ?

Как вести себя, когда ты один? Во-первых, не бояться.

- Нельзя показывать свой страх. Для чего вообще агрессор все это делает? У каждого своя цель, но если не будет страха, чувства унижения и забитости, не будет никакого смысла травить, - отмечает психолог. - А как не бояться, если страшно? Здесь важно тренировать себя. Сейчас в Интернете есть много различных тренингов. Ими может воспользоваться любой. Они помогут контролировать эмоции. Еще один совет: нужно улыбнуться. Зловещая улыбка как минимум пугает. Чем спокойнее реагирует человек, тем больше вероятность того, что от агрессора не будет никаких действий. И уж тем более не стоит выполнять все его требования, особенно нацеленные на унижение. Например, если он потребует встать на колени. Делать этого ни в коем случае не стоит. Если человек нацелен на физическое действие, он это сделает вне зависимости от того, выполните ли вы его требования или нет. Поэтому не стоит себя унижать. Кроме того, в конфликтной ситуации все забывают о третьей стороне - о слушателях. Все думают, что они не участвуют в конфликте. На самом деле то, что они не сообщают взрослым о травле, уже делает их соучастниками. Поэтому если в свободное от разборок время постараться перетянуть на свою сторону класс, то обидчик просто не пойдет один против толпы.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер