Обнаружены новые сведения о жизни тамбовского музыканта и дирижера Соломона Старикова

14 сентября, 09:36 Анна Мещерская Прочитали 640 раз

Воспоминания Серафимы Островитяновой – документ любопытный. Это, как минимум, не касаясь исторического подтекста. Судьба отдельно взятой семьи на сломе эпох – тема и для исследований, и для раздумий. Ольга Яковлевна Тархова в дневниках много писала о своей семье, друзьях, о своей тете Симаке и, конечно же, о Шовском – главной любви всей ее жизни. Но был еще один человек в жизни Симаки Соломон Моисеевич Стариков, музыкант, дирижер и педагог. Его жизнь оказалась переплетена не только с семьей Островитяновых, но и с Тамбовом. О нем и пойдет речь.

УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ

 В начале прошлого века в Тамбове, пожалуй, не было человека, который бы не слышал о Соломоне Моисеевиче Старикове. Столетие спустя в энциклопедиях напишут, что ему «принадлежит выдающаяся роль в развитии музыкальной культуры Тамбовской губернии». Впрочем, и тогда о нем говорили с явным восторгом. А восторгаться, надо сказать, было чем.

- О Старикове известно не так много, - рассказывает краевед Денис Силин. Он родился на берегу Черного моря, в Одессе, 31 августа 1869 года. Его отец был мещанином, учителем древних и новых языков. С ранних лет Соломон Моисеевич проявлял талант к музыке. В 1885 году шестнадцатилетний юноша приезжает в Москву и поступает в консерваторию, где занимается по классу фортепиано у Павла Юльевича Шлецера и Александра Ильича Зилоти, а по музыкально-теоретическим предметам – у Антона Степановича Аренского. 1 мая 1894 года Соломон Моисеевич получает приглашение дирекции Императорского Русского музыкального общества на должность преподавателя и директора Тамбовских музыкальных классов и приступает к данной работе уже с 1 сентября.

Это назначение становится судьбоносным в жизни Старикова. Вся его жизнь будет связана с городом на Цне…

Новый директор оказался крайне энергичным. В тот же год по инициативе Старикова был восстановлен класс хорового и сольного пения, объявлен прием на отделение духовых инструментов, а уже три года спустя был создан класс виолончели. Другим важным начинанием Старикова стало создание симфонического оркестра, управление которым он взял на себя. Первый концерт прошел 18 октября 1897 года при большом стечении публики и с достаточно шумным успехом.

- Большой приток абитуриентов, разнообразие направлений профессиональной подготовки музыкантов, позволили в 1900 году преобразовать Тамбовские музыкальные классы в Тамбовское музыкальное училище Императорского Русского музыкального общества. Будучи его директором, Соломон Стариков приложил усилия, чтобы вновь созданное образовательное учреждение разместилось в собственном здании. Для этих целей и по его инициативе будет построено и 21 октября 1903 года торжественно открыто здание Тамбовского музыкального училища; ныне это главный корпус Тамбовского государственного музыкально-педагогического института имени С.В. Рахманинова. К слову, здание и в наши дни является украшением главной улицы города. Стоит отметить, что в свои первые годы пребывания в Тамбове Стариков часто выступал на публике как пианист и дирижер в концертах им же организованного симфонического оркестра, - поясняет Денис Силин.

Очевидцы вспоминали, что музыкальная жизнь в Тамбове по насыщенности не уступала столичной… Это привело к тому, что с каждым годом интересоваться музыкой стало все больше тамбовчан. В числе поклонников оказалась и Серафима Михайловна Островитянова.

СИМАКА И ЛЮБОВЬ К МУЗЫКЕ

Серафима не просто лично знала Старикова, занимаясь под его руководством в Тамбовских музыкальных классах, но и в какой-то момент перестала быть просто ученицей. Соломон Моисеевич серьезно увлекся девушкой.

Ольга Тархова, племянница Симаки, в своих дневниках напишет об этом так: «…Соломон Моисеевич Стариков был очень представительный мужчина, довольно красивый, но с «величественной» лысиной. В Тамбове часто шутили, что во время концертов «его лысина освещала залу своим сиянием как люстра». С первой своей женой, Софьей Львовной, тоже преподавательницей Тамбовского музыкального училища, жил плохо, и в дальнейшем она оставила его и уехала из Тамбова. Своих детей – дочь Шуру, очень хорошую пианистку, и сына Евгения - он очень любил. Шура трагически погибла в возрасте 28 лет, отравившись из-за несчастной и неразделенной любви.

На занятиях с учениками и ученицами Стариков не церемонился, и если игра его не удовлетворяла, он сбрасывал ноты на пол, выбегал из класса и громко хлопал дверью. Говорили, что были случаи, когда он в сердцах ударял нерадивых учеников по рукам. Стариков очень любил музыку в исполнении С.М. Островитяновой, восхищался ее успехами, а она, в свою очередь, очень часто выступала на его концертах. Последняя очень ценила Старикова как преподавателя и музыканта. Но…

Стариков увлекся С.М. Островитяновой настолько, что сделал ей предложение стать его женой и даже собирался немедленно начать дело о разводе с Софьей Львовной, хотя, по законам того времени, это было крайне трудным предприятием, почти невозможным. Серафима Михайловна ответила отказом, прежде всего потому, что не любила Старикова.

Таким образом, создалось очень неловкое положение для обоих: он был огорчен, обижен и продолжал настаивать на своем, а Серафима Михайловна стала избегать его. Вот по этой причине в письмах, адресованных ей друзьями и знакомыми, часто встречается вопрос, посещает ли она музыкальные классы и выступает ли на концертах?

 Но концерты продолжались… Ежегодно Стариков проводил не менее десяти симфонических и столько же камерных концертов. Всего под руководством Соломона Моисеевича в дореволюционный период было проведено 150 симфонических, 150 камерных концертов, 250 ученических вечеров…

- В своих краеведческих очерках Андрей Белкин сообщает, что «по инициативе Старикова в Тамбове регулярно проходят концерты симфонической и камерной музыки с участием выдающихся исполнителей: Александра Скрябина, Леопольда Ауэра, Сергея Кусевицкого, Леонида Собинова, Антонины Неждановой, Дмитрия Смирнова, Анатолия Брандукова, Ванды Ландовской, Исая Добровейна. В Тамбове охотно гастролируют друзья и знакомые Сергея Васильевича Рахманинова и непосредственно самого Старикова: Федор Шаляпин, Александр Зилоти, Александр Гольденвейзер, Константин Игумнов, Терезина Туа. Вся концертная работа ведется в рамках Императорского Русского музыкального общества, местное отделение которого также возглавляет Стариков… Стараниями Соломона Моисеевича Тамбов превращается в один из музыкальных центров России, - говорит краевед.

За заслуги перед обществом и государством, проявленные огромные организаторские способности, недюжинный педагогический талант, а вскоре и выдающееся дарование симфонического дирижера, царским правительством С.М. Стариков был награжден орденами Святой Анны III и II степени, Святого Станислава III и II степени, а также орденом Святого Владимира IV степени.

 РЕВОЛЮЦИЯ И СМЕРТЬ

Если для Островитяновых революция стала началом конца, то для Старикова она оказалась новым витком развития. Стараясь соответствовать духу времени, Соломон Моисеевич Стариков уже с 1918 года активно включается в деятельность по строительству советской музыкальной культуры, а в 1919 – 1921 годах даже становится заведующим Тамбовским музыкальным округом. В этот период при его содействии был открыт целый ряд музыкальных школ и народных консерваторий.

 - Новая власть благоволила Старикову, - говорит Денис Силин. - В 1924 году губернским Советом профсоюзов по представлению рабочего собрания трудящихся музыкантов Соломону Моисеевичу была вручена грамота о присвоении ему звания Красного Героя Труда. А два года спустя он был избран членом Тамбовского городского Совета рабочих и крестьянских депутатов. За годы своей трудовой деятельности Старикову удалось вырастить блистательную плеяду учеников – это композиторы Валерий Желобинский, Георгий Мушель, Николай Чаплыгин, дирижер Виктор Мызников, педагог и впоследствии директор Тамбовского музыкального училища Сергей Глаголев, пианист Виктор Мержанов и многие другие. Стариков скончался в г. Тамбове в 1932 году и был похоронен при большом стечении народа на Воздвиженском кладбище.

Судьба дочери Соломона Моисеевича Александры, отмеченной Рахманиновым как исключительно талантливая пианистка, сложилась трагично. По совету Сергея Васильевича она поступила в Московскую консерваторию и за полтора года блестяще окончила ее. Начав успешную творческую карьеру, она вскоре погибла, покончив с собой. Сын Старикова, Евгений, также стал музыкантом. Преподавал в Государственном московском областном музыкальном училище… 

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер