Тамбовчане рассказали о выборе способа обучения перед окончанием школы

13 января, 15:57 Иван Шарапов Прочитали 132 раза
Учить или репетировать?

- Я училась в гуманитарном классе лицея, - рассказывает Аня Милосердова о своем нелегком опыте экзаменов позапрошлого года. - Признаться, большая часть из нас пошла по этому направлению только из-за того, что математики, физики и прочих точных и естественных наук здесь минимум. Но независимо от того, нравится тебе математика или нет, экзамен сдавать все равно придется. До одиннадцатого класса знакомство с «царицей наук» было легким и ненавязчивым. От нас учителя ничего не требовали, собственно, как и мы от них, и от нашего общения ничего не ждали. А в одиннадцатом классе тема о том, что сдавать математику все-таки придется, прозвучала как гром среди ясного неба. Поэтому почти весь класс дружненько кинулся к репетиторам. Не скажу, что те, кто ходил на дополнительные задания, сдали ЕГЭ лучше. Были и те, кто попросту завалил экзамен, хотя учился хорошо. Я к репетитору не ходила. Мне повезло: моя мама математик, поэтому занималась я с ней.

Так же и многие другие школьники, честно проучившись энное количество лет у школьных педагогов, неожиданно открывают для себя репетиторов или, наоборот, максимально изолируются от их помощи, решая все делать по старинке. Это как в ситуации с ношением масок – две противоположности не могут понять друг друга. Кому-то кажется невыносимой одна мысль о том, чтобы дополнительно учиться у другого педагога – такой ученик может начать думать, что он хуже или глупее своих сверстников или переживать из-за повышенной ответственности. Для других это волшебная палочка, с помощью которой можно получить доступ к любым «тайнам наитемнейших искусств».

Пандемия ничуть не упростила ситуации. Как известно, репетиторы и раньше иногда использовали «дистанцию», но теперь на ней же часто находятся и учителя. К репетиторам хлынул поток новых учеников, и поэтому их учебные программы стали напоминать дидактическую классику. Мы попробовали разобраться в ситуации. 

ТЯЖЕЛО В УЧЕНИИ – ЛЕГКО В БОЮ

 Прежде всего, стоит отметить очевидное – все люди совершают ошибки, и за это не нужно никого винить. Ошибаются, например, сами школьники, долгое время уверенные в том, что именно выбранная ими профессия в конце концов предназначена для них. Отсюда – огромное рвение к конкретному перечню учебных предметов, которое, правда, может иссякнуть. Кроме того, с годами меняются вкусы и увлечения, так что порой обучение в профильном классе становится самым настоящим сизифовым трудом. Как показывает практика, быстрый выход из такого положения дает именно репетитор.

- Девятый класс для меня был подобен смерти, ведь в конце года меня ждали экзамены по химии и биологии, а потом долгий и тяжелый путь в медицину, - делится воспоминаниями Вера Кольцова. – Я тогда не решила, кем быть по жизни, но знала точно: семь часов химии в неделю не вынесу. Поэтому год размышлений толкнул меня в сторону, где никакой химии вообще нет, и я решила стать журналистом. Итак, одна проблема решена – я нашла себя. Правда, количества уроков химии это не изменило, директор отказался переводить меня в гуманитарный класс, а с четырьмя часами литературы в месяц сдать ЕГЭ по ней мог только гений, который закидывался книжками независимо от всего. Как вы могли догадаться, я к таким не относилась, поэтому записалась к репетитору по литературе. Он, кстати, оказался чудесным человеком, рассказывал секреты поэтов, помогал разобраться с героями эпоса, так что русская литературная классика быстро заменила учебник по химии. Оставшиеся восемь месяцев я пряталась за последней партой, уткнувшись в очередную историю из «списка», а сегодня я студентка журфака!

Но и здесь есть своя загвоздка. Если решение о смене направления принимается за год до выпуска – да, это поможет вовремя подготовиться к другим экзаменам, сдать их и поступить в нужное заведение. Но уже на пути высшего образования то и дело будут возникать непредвиденные трудности – профильный класс дает цельную и систематизированную подготовку с дальним прицелом, а не спешное заполнение пробелов в знаниях.

- Выбор между школой и репетиторством можно сравнить с перестройкой дома и его евроремонтом, - считает учительница географии одной из тамбовских школ Виктория Орловская. – Заблаговременное обучение в новом профильном классе или просто в классе с парой толковых педагогов упорядочивает знания школьника и «затачивает» его на решение широкого спектра задач. Репетитор может помочь временно привести все в приличный вид – но только для какой-то одной миссии, а затем последствия его помощи выветриваются. Да и представьте себе «сталинку» с евроремонтом – выглядит, может, и красиво, но аляповато и все равно остается «сталинкой». Так что, на мой взгляд, тут все зависит от амбиций ребенка. Если он хочет стать специалистом-профессионалом, он и сам по определению должен тянуться к знаниям и справляться даже с отвлекающими предметами, чтобы достичь своей цели. А если мы хотим, например, просто окончить школу и избежать армии без какого-либо интереса к дальнейшей учебе – пожалуйста, выбирайте быстрый и легкий способ.

Несмотря на широкое распространение такого мнения, любой родитель знает, что его чадо способно иногда удивить настоящим чудом. Кто знает, быть может, вчерашний алгебраист, ныне возлюбивший биологию и в эйфории прошедший с репетитором последний школьный год, попутно готовился все это время самостоятельно по серьезным материалам. Разве не случалось такого, чтобы какой-нибудь Виктор Перестукин взялся за ум, причем репетитор только послужил первым толчком на пути к исправлению? Можно сказать, что стратегия может быть любой, если она – верная, и всем нужно уметь вовремя избирать для себя план действий. 

БОЛЬШЕ УЧЕБЫ – БОЛЬШЕ ЗАБОТЫ?

Однако часто репетиторство становится выбором вовсе не нуждающегося в помощи школьника, а нуждающихся в успокоении родителей. Сейчас это обостряется тем, что в специальные репетиторские центры даже не нужно ходить – занятия с такими помощниками в учебе проводятся полностью дистанционно. Опасности от вируса никакой. При этом подобные дополнительные занятия помогают и с несколькими иными угрозами, мнимыми или реальными.

 - Лично мне так просто удобнее и спокойнее, - заявляет Ольга Сергеевна, мама двух сыновей-школьников, ее стараниями занимающихся у репетиторов. – Пожалуйста, не подумайте, будто я эгоистка – нет, просто я здраво подхожу к жизни. Дети растут, но продолжают веселиться, отвлекаться, заводить друзей, совершать глупости, влюбляться и находить новые хобби. В результате самое обыкновенное домашнее задание уже заранее приговорено к двойке, а разум ребенка витает где-то далеко. И не говорите, что с вашими детьми ничего подобного не происходит. Это же нормальная, цветущая молодая жизнь. И чтобы помочь ей, иногда нужно прибегать к специальному контролю. Раньше я просто сидела рядом с Сашей и Колей, до тех пор, пока всех нас это не начало утомлять. Тогда мы договорились о том, что они будут посещать репетиторов. И это действительно помогло выправить кое-какие недочеты даже в тех предметах, которые они ненавидят. Я вообще считаю, что репетитор – хорошая профилактика любых проблем в учебе. Кроме того, с ним я всегда знаю, где сейчас мои дети, чем они занимаются. Это работает на общее благо, если все относятся друг к другу с пониманием.

 В каком-то смысле такой «репетитор для родителей» действительно полезнее, чем сюрпризы на родительских собраниях и походы в классы для личных бесед. Но, как отмечает заслуженный учитель РФ Мария Боярышникова, свободный индивидуальный подход, избираемый каждым репетитором, не всегда уместен в формировании школьного порядка знаний. Кроме того, в ряде случаев школьные учителя, узнавая о том, что школьник предпочитает не их методику или решает что-то лучше под чужим руководством, начинают травлю «диссидента». А это ничем хорошим не заканчивается.

- Я совмещаю школьное преподавание и репетиторство, готовлю стобалльников на ЕГЭ, тесно общалась с множеством учеников, родителей и педагогов, поэтому знаю, о чем говорю, - заверяет Мария Витальевна. – Школа – это широкое русское поле, на котором вырастают и пшеница, и сорняки. Но все-таки она не полигон для экспериментов. Если вы решаете как-то по-новому помочь ребенку, прежде всего десять раз подумайте, проанализируйте чужой опыт. Вы ведь не знаете, к чему в конкретной ситуации может привести репетитор. Его вы знаете далеко не так хорошо, как учителя, и даже вообще не знаете, вам могут быть неясны конкретные проблемы ребенка и даже всей вашей семьи в целом. Поэтому сначала лучше всего проконсультироваться со школьным педагогом.

КОМПРОМИСС

Марии Боярышниковой знакомы споры о «противостоянии» репетиторов и учителей: - Разумеется, здесь нужно находить компромисс – ученику вполне реально посещать своего учителя или его коллегу из той же школы на дополнительных, а не репетиторских занятиях. Пожалуйста, поймите, что никогда нельзя поддаваться сиюминутным капризам моды, устремлениям ребенка или вас самих. Иначе получится, что он не учит, а только репетирует то, что ему приходится изучать. Везде есть свои плюсы, и никогда нельзя полностью что-то отвергать. Мы не знаем, что нас ждет завтра и что нам может пригодиться, но все мы должны уметь приходить к гармонии. Пока у нас все люди делятся на «зубрил» и репетиторских «оригиналов», нам не удастся построить гармоничное сообщество образованных личностей. Но мы должны ни смешивать две крайности, ни критиковать любую из них за недочеты. Нужно стараться вырабатывать единую методологию, в которой будут присутствовать лучшие черты обоих стилей передачи знаний.


  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер
Популярное
Самое читаемое обсуждаемое
Вконтакте