Тыжюрист: "Тамбовский курьер" задал десять "странных" вопросов юристу

24 сентября, 14:11 Юлия Буковская Прочитали 852 раза
Фото: из личного архива Ольги Плотниковой
На наши вопросы отвечала президент Ассоциации правовой помощи, член региональной Общественной палаты Ольга Плотникова.

В любой непонятной ситуации говори, что ты специализируешься на другой отрасли права. Шутки шутками, но должен ли юрист знать все? И что это за такая новая профессия – тыжюрист? Эти и другие «странные» вопросы о профессии журналист ТК задал президенту Ассоциации правовой помощи, члену региональной Общественной палаты Ольге Плотниковой.

– Юрист и адвокат – это одно и то же?

– Каждый адвокат – юрист, но не каждый юрист – адвокат. Статус юриста приобретается автоматически при получении диплома о юридическом образовании. Адвокат – это юрист, имеющий особый профессиональный статус, который получен в соответствии с законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Защита по уголовным делам, кроме отнесенных к подсудности мировых судей, осуществляется только адвокатами. По гражданским, семейным, наследственным и другим категориям дел юридическую помощь вправе оказывать и те, кто не обладает специальным статусом адвоката.

– Если выучиться на юриста, можно работать и прокурором, и адвокатом?

– Да. Наличие высшего юридического образования является неотъемлемым требованием к лицам, назначаемым на должность прокурора в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». К лицам, предполагающим осуществлять адвокатскую деятельность, предъявляются аналогичные требования о наличии квалификации. В законе четко оговорены все требования и ограничения для кандидатов в эти профессии. Даже здоровье необходимо иметь отменное, в том числе «эмоциональное».

– Если все станут жить по закону, юристы останутся без работы?

– Ох, – вздох, переходящий в усмешку. – На самом деле юристы нужны не только для того, чтобы кого-то защищать, чьи-то права отстаивать. Юрист – это помощник и проводник в вопросах, которые требуют знаний в правовой сфере. Например, ко мне пришел человек на консультацию по расторжению брака, это не значит, что он собирается нарушать закон. А вот если бы все договаривались мирно – это уже другой вопрос.

– Знакомые и незнакомые люди одолевают вопросами, как вернуть коробку спичек в магазин, куда жаловаться на соседа, сколько бывший муж должен платить алиментов? Юрист должен знать все?

– Юрист должен знать все. Вопрос только, насколько глобально. Я, конечно, за юристов-отраслевиков (юрист, специализирующийся в конкретной области права: семейном, таможенном, трудовом и т.д. – Прим. ТК). Потому что в каждой отрасли права есть много нюансов. Но мы в Ассоциации правовой помощи – «универсалы». У нас здесь и прием граждан проводится, и правозащитный центр работает. В некоторых вопросах приходится разбираться прямо на ходу.

Знакомые постоянно обращаются ко мне по поводу разных жизненных ситуаций. Бывает, соседка подойдет: «Посмотри квитанцию. Правильно мне насчитали?». Так что порой я не только тыжюрист, но и тыжэкономист. Кстати, у меня есть и экономическое образование. Так что все закономерно.

– Для юриста действительно дважды два – четыре, если иное не предусмотрено законом? Мемы про «тыжюрист» – обидные для юристов?

– Это, конечно, все шутки. Но нужно понимать, что есть отсылочные нормы права, когда идет отсылка на другой закон или договорные отношения. Поэтому дважды два  все равно четыре, и законом иного не предусмотрено.

Про мемы. Я, может, просто не подписана на такие паблики, потому что у меня нет на них свободного времени. Если не хотите ни на кого обижаться, будьте заняты, и все будет хорошо.

– Добивает фраза «А вот другой юрист мне сказал по-другому»?

– Сейчас – нет. Раньше – цепляла. Приходит посетитель: «А я вот была у одного юриста. Он мне не так все сказал». Я всегда говорю заявителю, что у него есть выбор, к кому обратиться за защитой своих законных прав и интересов.

– Язык закона – скучный?

– Нет! Там можно исследовать бесконечно. Юридическая наука – это очень увлекательно. Порой, например, бывает несоответствие местного законодательства и федерального. И тут точно скучать не приходится.

– В повседневной жизни юристы тоже говорят «за истекший период текущего года на основании части пятой статьи сто сорок седьмой возбУждено…»?

– Я ловлю себя на мысли, что порой в обычной жизни у меня проскакивает профессиональная терминология. Это неизбежно, но это не плохо. ВозбУждено? Думаю, нет. Все-таки у меня гражданско-правовое направление. У меня возбуждаться могут только исполнительные производства. Хотя обращаются и те, у кого в рамках уголовного дела гражданские иски предъявляются.

– Лучший фильм на юридическую тематику или анекдот про юриста?

– Мне нравится фильм «Судья» (юридическая драма режиссера Дэвида Добкина, 2014 год, США. – Прим. ТК). Всегда интересно сравнивать правовые системы разных стран, специфику судебных процессов. К тому же там затрагиваются взаимоотношения отца и сына. Рекомендую посмотреть этот фильм.

– Главный «жизненный» совет от юриста?

– Вот это вопрос! – смеется Ольга Плотникова. – Многие сейчас советуют: читайте мелкий шрифт. Но я думаю, что созданная на сегодняшний день система юридического консультирования позволяет получать знания и ориентироваться в правовом поле до того, как окажешься в сложной ситуации. А вообще мы, к счастью, живем в такое время, когда закон занял должное безукоризненное место. Такой вывод я делаю потому, что участвую во многих судебных процессах, и мне есть с чем сравнить, ведь я как юрист практикую двадцать один год. Однако незнание закона все равно не освобождает от ответственности. Поэтому вооружаться на правовом поле нужно «до», а не «после».

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер