"Тамбовский курьер" узнал, во что играли тамбовчане разных поколений

20 августа, 13:19 Анна Мещерская Прочитали 507 раз
Фото: vegchel.ru
и составил гид по забытым играм детства.

Расчерченный неровными квадратами асфальт с понятными только девчонкам цифрами, разбитые коленки у половины двора, загадочные знаки на стенах домов и вечные поиски мячей для лапты. Когда-то любой двор любой многоэтажки в стране, а также любая мало-мальски подходящая для игр территория были своего рода государством в государстве. Негласные правила диктовало само дворовое царство. Здесь не любили задир, врунов и подхалимов, во дворе нельзя было жаловаться взрослым, а любая царапина при минимуме слез выглядела как победа над полчищем недругов.

 У нынешних дворов при всем многообразии и дороговизне детских площадок есть одно существенное «но»! Дети по большей части проводят время за экранами мониторов и с гаджетами в руках. И если малышей еще можно увидеть под присмотром взрослых, то со школьниками не все так просто. А как выглядели привычные дворы сорок, двадцать, десять лет назад? «Тамбовский курьер» решил расспросить тамбовчан разных поколений, чем им запомнилось их детство.

Татьяна Рязанова, историк:

 - Игры моего детства, а оно проходило в семидесятые годы, варьировались в зависимости от времени года. Весной, конечно же, была лапта. Снег только-только растаял, и мы бежали на поле. К сожалению, фото наших игр нет, фотоаппарат тогда был редкостью...

Лето ждали ради пряток. Был усложненный вариант с переодеванием. Игроки менялись одеждой, чтобы входящий не узнал. Это был настоящий писк.

Зимой строили в сугробах «дома». Вырубали комнаты, иногда даже топили их соломой.

О чем я мечтала в детстве? О телефоне! И моя мечта сбылась. Мама поехала в Москву и привезла мне игрушечный оранжевый телефон с вращающимся диском. Восторг был неописуемый! Вместе с подружками разговаривали в трубку!

Антон Сергеев, фотограф:

- Я рос в восьмидесятые. Покупных игрушек у нас почти не было. Игры фактически придумывали на ходу. Среди фаворитов, конечно, была «войнушка». Еще играли в индейцев. Летом строили тарзанку. Еще развлечение – закапывали ладонь в песок, ее нужно было отрыть, не касаясь пальцами, будто мину разминировали. Если коснулся, то проиграл. Ну и, конечно, классика – вышибалы, игра в «картошку», футбол и прятки. Зимой обязательно снежки, команда на команду.

Ирина Ручьева, PR-менеджер:

 - Я ребенок девяностых. Для нас топовыми играми во дворе были «Резиночки», «Ножички», «Море волнуется раз», «Шкатулка», «Козел», «Харихало», «Сюрприз». Конечно же, играли в карты, катались на великах, рисовали на асфальте и собирали наклейки от любимых жвачек. Игр было невероятное множество. Мне кажется, и половины из них современные дети не знают.

Например, в «Козла» играли так: первый игрок бьет мячом о стену и тут же отбегает назад, ударить должен следующий, и так по очереди. Если игрок не попадает по мячу или мяч не касается стены, он зарабатывает «букву» из слова «козел».

 «Сюрприз» - еще один вариант игры «съедобное-несъедобное», только когда ведущий кричит слово «сюрприз», игрок может выбрать, что ему захочется.

 «Харихало» - классика двора. Для начала считалочкой выбирают водящего. Он берет в руки мяч и загадывает остальным ребятам слово. Как правило, дается подсказка и уточняется, к какой категории относится придуманное слово, называется его первая и последняя буква. Например, водящий загадал слово «кровать». Он указывает, что это предмет из мебели, он начинается на букву «К» и заканчивается мягким знаком. Если кто-то угадывает загаданное слово, водящий убегает до тех пор, пока угадавший не крикнет «Харихало!» Затем на глаз отсчитывает, сколько и каких шагов до убежавшего человека, и начинает к нему идти.

 А свою детскую мечту я реализовала с первой зарплаты. У меня была книга «Барби в России», и на одной из страниц была кукла, я с нее глаз не сводила. И вот спустя столько лет купила ее. Но самый крутой подарок после Барби был кассетник. А потом на день рождения друзья дарили кассеты! 

Ксения Овчинникова, лаборант:

 - Мое детство проходило в маленьком городке, а точнее, в одном крохотном дворе, который казался миром, полным приключений. Эти приключения придумывали мы сами или они нас находили. Точно не скажешь, но было весело, это точно. Наверное, наши уличные игры были, как у всех: «казаки-разбойники», лапта, вышибалы, «горячая картошка», пионербол. Зимой, конечно, снежки. Лепили снеговиков всех видов и катались с горок. Нам даже повезло - у нас во дворе была своя горка.

Часто играли в «десяточки» - это очень простая игра с мячом, играть может любое количество людей. Смысл в следующем: человек кидает мяч в стенку, и пока он летит обратно, играющий должен успеть повернуться или сделать необходимое количество хлопков, прыжков и поймать мяч, пока он не коснулся земли.

 Во время игры происходило много различных казусов: то мяч отфутболивается в неизвестные дали и потом приходится его искать едва ли не всем двором, то на балкон залетит - мы использовали для игры стены дома с открытыми балконами. Причем прошу заметить: ни одно окно при этом не пострадало.

Еще одним нашим развлечением были летние концерты. Участвовали все: и мальчишки, и девчонки от пяти до четырнадцати лет. За домом были бетонные плиты – никто до сих пор не знает, откуда они там взялись, – мы их использовали в качестве сцены. Здесь мы танцевали, читали стихи, пели и показывали сценки.

 Музыкальное сопровождение нам обеспечивал магнитофон на батарейках - великое сокровище нашего детства. Зрителями были жильцы близлежащих домов. Цветы нам, разумеется, не кидали, но иногда перепадали конфеты и булочки. После концертов мы обычно устраивали небольшие застолья: тащили из дома все, что дадут родители, и располагались где-нибудь в теньке.

Одно время все повально увлекались фишками. Практически у каждого была своя коллекция. Особенно ценились экземпляры с редкими блестящими картинками и те, которые хорошо выбивались. По выбиванию фишек чуть ли не турниры устраивали.

Как же я могла забыть про тамагочи? Эти маленькие пластмассовые, вечно пищащие - ну мне так запомнилось - коробочки были для многих очень желанны, в том числе для меня. У меня тамагочи не было, но была альтернатива в виде тетриса. Сколько времени я за ним провела – не счесть. Правда, за право пользоваться им я боролась с мамой. Неожиданно, да? Тетрис переходил из рук в руки ровно до тех пор, пока мы не купили второй.

Роман Набережнев, программист:

 - Я рос в начале нулевых. Помню, однажды мама придумала игру – что-то очень похожее на жмурки, но в закрытом пространстве. Мы брали длинную резинку, связывали ее, делали своеобразный круг и уже внутри него ловили друг друга по классическим правилам «жмурок». Бегали в этой резинке как на ринге.

Играли в «войнушку». Только вместо пистолетов, пулеметов и автоматов были обычные ветки. Вообще, в нашем детстве ветки были не только универсальным «оружием», но и при определенной фантазии могли быть любым предметом. Делали рогатки. А еще у меня было шпоночное ружье – мне папа показал, как его делать. Я любил возиться с деревом – макет автомата делал, натягивал сверху резинку, закрепляя курок – и почти как настоящий. Мечи делал. Особенно нам нравилось вырезать якобы самурайские клинки. Одно время мы перешли на железное оружие – делали мечи из лыжных палок.

Ранней весной пускали кораблики. Только они почему-то всегда шли ко дну. Я даже пытался паруса для них придумать, но не очень помогало. Когда постарше стали, то начались стандартные игры: футбол, навес, волейбол, казаки-разбойники, лапта. В лапту даже зимой играли. Еще одно мальчишеское увлечение – игры в солдатиков. Мы с друзьями целые стратегии придумывали. Каждый раз «битвы» на несколько часов затягивались.

 О чем я мечтал в детстве? О машинке на радиоуправлении. Они только начали входить в моду. Однажды мне подарили именно ту, о которой я мечтал, но во время игры она разбилась.



  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер