Тамбовские спасатели рассказали, что нужно знать водителям маломерных судов

15 июля, 15:02 Юлия Буковская Прочитали 609 раз
Фото: ГУ МЧС по Тамбовской области
Большинство не имеют ни специального права на управление, ни спасательных жилетов на борту.

В Тамбовской области на водных объектах  усилена ежедневная работа с водителями маломерных судов. Как рассказали в региональном ГУ МЧС, практически ежедневно выявляется ряд нарушений эксплуатации таких транспортных средств. Самые распространенные из них - отсутствие спасательных жилетов на борту, прав на управление маломерным судном, документов технического осмотра, регистрации маломерных судов.

"За все эти нарушения в законодательстве Российской Федерации предусмотрены серьезные штрафные санкции. Так отсутствие технического осмотра судна, бортовых номеров, превышение норм вместимости судна карается штрафом от 5 тысяч рублей. От 10 тысяч рублей придется заплатить за управление транспортным средством без прав, вдвое больше штраф за отсутствие регистрации маломерного судна, управление неисправным транспортным средством. Для того, что бы ни чего не омрачало отдых вблизи водных объектов и прогулки на маломерном судне не стали "дорогими" в финансовом отношении, подойти к решению управления маломерным судном нужно ответственно. Если вы только собираетесь стать судоводителем, нужно знать обязательные условия", - говорят в  Государственной инспекции по маломерным судам.

 Согласно действующему законодательству, маломерным называется судно, вмещающее на борту до 12 человек при длине корпуса плавсредства не более 20 метров. Прежде чем говорить о необходимости регистрации вашей  в Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС),  нужно  помнить, по какому порядку в нынешних законах определяют вес лодки. Если на основе расчетов,  лодка будет весить больше 200 кг, она будет подлежать регистрации. По новым правилам, сотрудник ГИМС обязан определять вес лодки, опираясь на ГОСТ Р ИСО8666-2012, в котором масса будет рассчитываться с учетом веса самого тяжелого мотора, который  оптимально подходит для  судна этой мощности. 

Таким образом, в норму на 200 кг укладываются большинство лодок малых и средних габаритов. Но центральный аппарат ГИМС рекомендует проводить замер массы лодки и мотора исходя из требований ГОСТа Р ИСО-8666-2012. Согласно этому документу, за массу моторного судна берется вес лодки не с фактически установленным мотором, а с максимально возможным по техническим параметрам двигателем. Так, например, если вы используете лодку при мощности мотора на 5 л/с и весом 27 кг, а в паспорте судна указан двигатель до 10 л/с, то инспекция будет учитывать вес самого тяжелого мотора в 10 л/с.

Добавим, регистрировать лодку можно в любом отделении ГИМС, а не обязательно в том, где судно регистрировалось ранее. При этом заявителю предоставят результат оформления услуги (документы о регистрации/обоснованный отказ / постановление о приостановлении оформлении документов) в срок не более 3 рабочих дней.

Правила речного судоходства маломерных судов регламентируют законные и необходимые действия рулевого плавсредства. Исходя из правил судовождения маломерных судов, судоводители обязаны:

  • знать и выполнять требования установленных государством законов и правил судоходства;

  • перед каждым выходом на воду проверять техническое состояние судна;

  • при перевозке пассажиров обеспечивать их безопасность и проводить обязательный инструктаж.

  • обеспечивать наличие всех необходимых документов на судно (судоводительские права, свидетельство о регистрации, паспорт транспортного средства и т.п.);

  • выполнять требования уполномоченных представителей надзорных органов.

Бортовой номер судну назначают при регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России. По правилам он состоит из следующих элементов: 2 буквы, 4 цифры, цифровое обозначение региона России, буквенное указание страны (RUS) и изображение флага.

Идентификационный номер наносится на каждый борт лодки в одну строчку и таким образом, чтобы ее геометрическая середина была удалена от форштевня на расстояние не менее, чем 1/4  габаритной длины судна. При этом высота букв должна быть не меньше 15 см, ширина составляет 10 см, а толщина контура допускается в пределах 1,5–2 см.

В случаях, когда конструкция судна не позволяет соблюсти при нанесении бортового номера вышеуказанные требования, порядок размещения номера регламентируется регистрационным органом. Причем, эта особенность отмечается в реестре ГИМС и в судовом билете водного транспорта.

Правила вождения маломерных судов по рекам, озерам и прочим водоемам предусматривают и техническое освидетельствование транспортных средств. Запрещено использование водного транспорта, у которого выявлены одна или несколько нижеперечисленных неисправностей:

  • сквозные пробоины корпуса;

  • разгерметизация отсеков и (или) воздушных ящиков, равно как и их отсутствие;

  • повреждение составных частей рулевого устройства, отсутствие конструкционных деталей, ненадежные крепления и прочие неисправности, дестабилизирующие надежную работу руля;

  • отсутствие или поломка глушителя, сильная вибрация корпуса, выявление утечек топлива;

  • повреждение системы управления двигателем, неисправность блокировки запуска мотора при включенном реверсе, нестабильное включение/выключение реверс-редуктора;

  • отсутствие, поломка и неправильная работа сигнально-отличительных огней;

  • несоответствие комплектации лодки и установленного оборудования нормам, указанным в судовом билете.

Таким образом, выход судна на воду в обход установленных запретов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, т.е. на судоводителя и владельца плавательного средства.

Законодательством запрещена эксплуатация маломерных суден, в выбросах которых содержится повышенное количество вредных веществ, равно как и использование плавсредств, производящих слишком сильный шум (нормы показателей приведены в профильном Госстандарте РФ). За нарушение подобного рода инспектор ГИМС вправе выписать протокол на уплату штрафа. При этом, если установлен факт того, что судовладелец знал о нарушениях своим судном экологических норм и продолжал его эксплуатацию, к выписанному штрафу добавляются дополнительные санкции.

Ранее такую жесткую санкцию инспекторы применяли только в отношении лиц, управляющих судном в состоянии опьянения. Но штрафы ГИМС для маломерных судов ужесточились, и теперь отстранение также может применяться при:

  • выявлении факта управления незарегистрированным судном;

  • отсутствии у рулевого сертификата судоводителя или судового билета;

  • передаче управления судна лицу, не имеющему прав ГИМС.

При этом судно отправляется на госстоянку, а на владельца составляется протокол. В течение 2 месяцев проводится судебное разбирательство, и в зависимости от тяжести правонарушения суд может установить штрафные санкции вплоть до лишения судоводительских прав на срок до 2 лет.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер