Как подготовить себя к выходу из самоизоляции без вреда для здоровья: советы психологов

3 июня, 11:02 Анна Мещерская Прочитали 959 раз
Фото: Тамбовский курьер
С какими трудностями мы можем столкнуться, станет ли мир привычным и какими после двухмесячной (пока!) самоизоляции в него вернемся мы, разбирался «Тамбовский курьер».

Мой друг как-то похвалился:

- Просыпаюсь в 8.58 и даже на работу не опаздываю. Открыл глаза, включил компьютер – красота.

Угу, думаю про себя, конечно, красота. Проснулся, умылся - и никаких проблем. А тут в шесть утра встань, красоту вышеупомянутую наведи (вдруг на интервью) завтрак приготовь. А на часах-то уже – рабочий день вовсю. Даже в собственной квартире на работу опаздываю.

Что ни говори, но самоизоляция для многих стала проверкой на терпение, на отношения и еще Бог весть на что. Кто-то ждет окончания сроков сидения дома как финала Лиги Чемпионов, если бы там играли наши. А кто-то больше всего на свете этого боится. Но с какими трудностями мы можем столкнуться, станет ли мир привычным и какими после двухмесячной (пока!) самоизоляции в него вернемся мы, разбирался «Тамбовский курьер».

Какими мы будем

Сильным стрессом для тамбовчан может оказаться не только самоизоляция, но и выход из нее. Психолог Ольга Гришачкина считает, что после отмены самоизоляции большинство людей столкнутся с двумя трудностями. Первая связана с тем, что мы отвыкли от прежнего активного образа жизни. Вторая - с тем, что наша реальность будет отличаться от той, какой она была до пандемии.

- Нам придется адаптироваться как к уже знакомому, так и к совсем новому, еще не до конца известному. Это большая нагрузка на психику и организм в целом, поэтому важно понимать, что на адаптацию нужно время - в среднем три месяца. Необходимо менять образ жизни бережно и постепенно, а не требовать от себя и других быстрых результатов. Важно ориентироваться на потребности и не принуждать себя к активной социальной жизни или чему-то другому только потому, что появилась возможность. Любые изменения должны быть оправданы, в противном случае они станут дополнительным источником стресса и скорее навредят, чем помогут, - говорит Ольга Гришачкина.

Переходить с домашнего графика на рабочий психологи советуют заранее. При этом глубина трудностей, с которыми столкнутся тамбовчане, будет напрямую зависеть от личных качеств и психологических особенностей каждого из нас.

- Те, кто в условиях самоизоляции сохранял рабочий настрой и режим, без сложностей вернутся к привычному укладу жизни. Если же был нарушен сон, «жаворонки» вдруг стали «совами», отсутствовала элементарная физическая нагрузка, то состояние активности многие воспримут как стрессовое. Поэтому важно хотя бы день или несколько дней сделать переходными из одного режима в другой  - находясь еще дома, уже располагать дела таким образом, каким они были организованы в обычные будни: подъем и отход ко сну, прием пищи в то время и в том объеме, в каком это было до самоизоляции, легкая зарядка или пробежка, позитивный настрой: «Сегодня отлично поработаю!», - советует психолог Галина Носкова.

Как встретит нас мир

Насколько стрессовым будет возвращение к активной жизни, во многом зависит от установки. Поэтому, говорит Ольга Гришачкина, важно осознавать, на чем она основана на фактах, предположениях, фантазиях.

- Самый вредный тип установок – те, что основаны на фантазии. Причем как негативные (например, «Я в любом случае заболею и умру», «Мне никто не поможет»), которые повышают уровень стресса, так и эйфорические («Вируса нет, и меры защиты ни к чему», «Если думать только о хорошем, то не заболеешь»), создающие ложное чувство безопасности и приводящие к опрометчивым поступкам. Полезнее опираться на факты, так как в этом случае появляются варианты действий. Например, человек боится заболеть коронавирусом, однако ему нужно сходить в магазин. Магазин – одно из самых популярных общественных мест, это факт. Насколько велики риски заразиться именно в эти день и время посещения, мы не знаем, предположим только, что они есть. Однако мы также знаем, что если соблюдать дистанцию, не касаться лица руками, а потом их вымыть мылом, вероятность остаться здоровым очень велика. Если человек осознанно сделает это, то часть тревоги уйдет. Также есть что-то, на что мы не можем повлиять напрямую, например, на сроки окончания пандемии, и очень важно принимать эту неопределенность, не пытаться проконтролировать невозможное. Многим это дастся труднее, но если получится, станет легче.

Полезно возвращаться мыслями в настоящее, поясняет психолог, делать акцент на том, что происходит прямо сейчас. Например, я иду по магазину, на мне маска, мое тело напряжено, вижу перед собой полки с продуктами и так далее.

- Как правило, когда мы выходим в общественное место, основной стресс вызывают наши фантазии о том, что будет в будущем. А в настоящем еще все в порядке, и если осознавать это, становится спокойнее. Если же сейчас действительно происходит что-то плохое (кто-то заболел, не на что купить продукты и тому подобное), стратегии работы будут несколько другими. В целом в контексте пандемии мне вспоминаются слова Теодора Рузвельта «Делай, что можешь, с тем, что имеешь, там, где ты есть», - говорит Ольга Гришачкина.

Поведение людей после пандемии, допускают психологи, может измениться, но каким оно станет, сейчас можно только предполагать. Многое зависит от структуры личности человека, эмоциональной атмосферы, которая существует у него дома, его личного отношения к случившемуся.

- Скорее всего, изменения коснутся отношений с другими людьми. С одной стороны, снизилось чувство безопасности и вырос уровень недоверия, из-за чего кто-то будет избегать близкого общения и прикосновений. С другой, многие нуждаются в «живом», физическом контакте и, наоборот, будут стремиться к нему больше, чем раньше. Случится переосмысление отношений. Каким оно будет, зависит от того, как мы общались - будучи рядом в режиме «двадцать четыре на семь» или на расстоянии, правильно ли мы оценивали их до самоизоляции и сможем ли продолжить их, встретившись с конфликтами. Уже сейчас мы видим, что на их качество и судьбу влияет и мировоззрение: больше близости с единомышленниками – сторонниками или противниками самоизоляции, мер, предпринятых государством, - и меньше, вплоть до агрессии, со сторонниками других точек зрения, - добавляет Ольга Гришачкина.

Паника? Не слышал

Даже после выхода из самоизоляции пандемия пока никуда не денется. Поэтому сожительствовать с ней придется всем. Другой вопрос, как к этому относиться. Боязнь заразиться коронавирусом некоторые психологи прозвали «ковидофобией». Пандемии случались и ранее, но сейчас ситуация иная. И зачастую выпуск новостей, комментарии в соцсетях или же вброс в «родительском чате» выводят из равновесия. Психологи отмечают: во время самоизоляции уровень тревожности повысился почти у всех. И это нормально.

- Если психика человека не расшатана, и он не скрывает в своей панике вторичные выгоды, которые сам не в состоянии заметить, он вполне может приемами саморегуляции себя успокоить. Но когда речь идет о навязчивостях (бесконечные мысли и/или действия, которыми сложно управлять), лучше сразу обратиться к специалистам. У человека может развиться обсессивно-компульсивное расстройство, требующее в том числе медикаментозной поддержки. По поводу истерии - есть некоторые моменты, которые нужно различать. Истерический припадок и истерия не одно и то же. Первый – это временное состояние, в народе называемое «истерика» (покричит и пройдет), а второе - психосоматическое заболевание, или форма невроза, требующее лечения. Также можно сказать про истероидность как свойство характера, когда человек по любому поводу поднимает крики, паникует, привлекает внимание, будь то не так выдавленный супругом тюбик пасты или информация про коронавирус. Паникерство от ужасов пандемии можно и нужно усмирять самим, возвращая себя в реальность, в режиме «здесь и сейчас» - мыслить категориями настоящего, не убегать в неизвестное будущее и не рисовать себе там страшные картины апокалипсиса. Необходимо сосредоточиться на том хорошем, что окружает нас каждый день - ароматный кофе утром, смех ребенка, любимые люди рядом. Максимум внимания на это, и тогда панике просто не останется места, - говорит Галина Носкова.

В целом, подготавливая себя к привычному рабочему режиму, психолог советует, во-первых, не делать из этого проблему:

- Когда мы верим в то, что выход из самоизоляции – это не горы свернуть, становится легче и проще воспринимать происходящее и быть активным, включенным в жизнь. Важен самонастрой, - отмечает Галина Носкова. - Соблюдение режима дня, распределение дел в том порядке, в котором они шли до самоизоляции, формирование планов на разные периоды времени, видение хорошей перспективы – это то, что поможет войти в рабочую колею. Медитации, молитвы, самонастрой, аффирмации, лозунги, мотивирующие видео или картинки - кому что ближе - также помогут настроить психику на позитивную волну.


  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер