"ТК" выяснил, как в погоне за распродажами не попасться на уловки маркетологов

14 января, 16:48 Юлия Бардакова Прочитали 216 раз
Фото: ru.123rf
Специалисты советуют ходить в магазин со списком

По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, россияне потратили на онлайн-шоппинг в «черную пятницу» больше двадцати двух миллиардов рублей. Это почти половина доходной части годового бюджета Тамбовской области. Помимо этого, бизнес-аналитики утверждают, что в среднем россияне тратят на покупки во время предновогодних распродаж от десяти до двадцати пяти тысяч рублей. Утверждение, конечно, спорное. Ведь с зарплатой в пятнадцать тысяч рублей потратить двадцать более чем сложно.

Тем не менее декабрь — один из самых удачных месяцев для розничной торговли. Предпраздничный дедлайн, желание сделать подарки близким и распродажи, мнимые и реальные, делают свое дело. Психологи считают, что до девяноста процентов покупок россияне в предпраздничные дни делают под воздействием эмоций. Как, налетая на распродажи и скидки, не пролететь, попавшись на уловки маркетологов, «Тамбовскому курьеру» рассказал заведующий кафедрой «Экономика» Тамбовского государственного технического университета, доктор экономических наук, профессор Николай Куликов.

Смартфон в помощь

– Что такое скидка и распродажа? — риторически вопрошает доктор экономических наук. — У нас иногда появляется информация об открытии магазина, например, с 30 ноября, а с 25 числа уже висит объявление о распродаже в нем. Этого просто не может быть!

Вообще под распродажей специалисты понимают продажу сезонных или неходовых товаров в массовом порядке по сниженным ценам. Максимальная скидка, которую может себе позволить магазин, — это тридцать процентов. Если скидки больше — значит, дело нечисто. Самый распространенный механизм «относительно честного отъема денег у населения» — замена первоначальной розничной цены. Например, куртка стоила изначально десять тысяч рублей. Объявляя о грандиозной распродаже, магазин меняет ценник. И, вуаля, на новом перечеркивают двадцать тысяч и пишут о пятидесятипроцентной скидке.

– Даже если так не происходит, еще не факт, что вы купите товар с реальной скидкой, — говорит Николай Куликов. — Просто та же вещь может стоить в другом месте уже значительно меньше.

Или так: в одном магазине товар с пятидесятипроцентной скидкой может стоить дороже, чем в другом — с двадцатипроцентной. Поэтому, чтобы что-то выиграть от покупок товаров со скидкой, профессор советует иметь на смартфоне специальное приложение — так называемый агрегатор скидок. В таких приложениях собраны скидки в крупных магазинах, причем не только в продуктовых супермаркетах. В перечне есть магазины одежды и обуви, строительные и спортивные гипермаркеты. Дабы нас не обвинили в рекламе приложений, называть мы их не будем. Любой владелец смартфона может легко их найти.

В первую очередь сервисы рассчитаны на планирование похода по близлежащим магазинам. В приложении можно создать список покупок с учетом всех скидок и отправиться в рейд по торговым точкам, купив все нужное по максимально выгодным ценам. Также есть возможность получить кешбэк за покупку некоторых товаров, просто отсканировав QR-код чека.

Следи за сроком!

– Скидку в агрегаторе можно увидеть только в том случае, если ее закладывает производитель. Но зачастую скидку делают сами магазины, — объясняет профессор. — Это бывает тогда, когда, например, фрукты начинают портиться или заканчивается срок годности мясной или молочной продукции.

Такую скидку в приложении не увидишь. Тут обязательно нужно обращать внимание на срок годности. Не помешает и сравнить с ценой на тот же товар в другом магазине.

– Всему, что написано, сегодня верить нельзя. Я профессиональный экономист, и то недавно купился. Прихожу в магазин, смотрю — хлеб ржаной произведен 3 декабря. Хороший, думаю, свежий. Купил. Прихожу домой. Оказывается, хлеб произведен на самом западе Воронежской области. Это километров триста от Тамбова. Естественно, его утром 3 декабря никто в магазин не привозил, — рассказывает профессор Куликов.

Что делают производители? Берут партию продукции, одну часть которой датируют завтрашним числом, другую — послезавтрашним. Так получается, что можно купить испорченный продукт с «нормальным» сроком годности. Поэтому Николай Куликов советует не только смотреть на цены, сроки годности, но и мыслить логически, хотя бы примерно представляя расстояние от производителя до торговой точки.

– Вообще экономить можно и без скидок, — уверен экономист. — Нужно сравнивать цены.

Есть и несколько хитростей, связанных с числами. Обратите внимание, что цены на товары часто заканчиваются на нечетное число: 347 рублей, например. Или цена указана чуть ниже круглого числа — 698,99 рубля вместо 700. Почему-то такая цена в нашем сознании воспринимается как меньшая, а продукт как дешевый, хотя никакой логики в этом нет. Впрочем, такие «уловки» будут работать с повседневными товарами, а с дорогими и серьезными покупками типа автомобиля не будут. Покупая автомобиль за 697 700 или 700 000 рублей, человек принимает решение на других основаниях.

В сети

Тем не менее, реальные скидки и распродажи все же существуют и онлайн, и оффлайн. Чаще всего — именно сезонные. Поэтому пуховики выгоднее всего покупать летом, а сандалии — зимой. Но в Интернете распродажи случаются гораздо чаще. И не потому, что они делают безумную накрутку, чтобы сохранить прибыль. Дело в том, что магазинам, особенно если речь идет о мультибрендовых интернет-площадках, нужно вернуть оборотные средства. Самый простой вариант — распродать. Можно с минимальной наценкой, а можно даже в ущерб себе, потому что возврат денег в оборот важнее — нужно закупать новый товар.

Если с одеждой и обувью все понятно, то что происходит с гаджетами и бытовой техникой? Они же не так стремительно выходят из моды, и спрос на электронику не зависит от погоды. Здесь все тоже объясняется просто: зачастую магазины обязуются закупить у поставщика продукцию в определенном количестве. Именно это формирует закупочную цену. Но, как нетрудно догадаться, продать все закупленное не всегда получается быстро. При этом новые партии уже на подходе. Выход из такой ситуации один — устроить акцию или распродажу на тот или иной товар. Даже если он будет продаваться без наценки, цель будет достигнута: деньги возвращаются в оборот, а полки освобождаются под новый товар.

Интернет-магазины — вообще отдельная тема. Какой сайт или официальное приложение ни откроешь, везде сейчас «финальные скидки», «до 70% на все», «глобальная распродажа». Очень популярна такая «фишка», как «три по цене двух». Во-первых, надо опять сравнивать цены. Скорее всего, при пересчете на одну единицу товар действительно будет подешевле. Такая уловка работает не только в интернет-магазинах. Например, три пачки пшена предлагают купить по цене двух.

– Но я хочу спросить: а действительно ли вам нужно столько пшена или перловки? Скорее всего, большую часть вы выбросите и останетесь в итоге в убытке. Та же ситуация и с товарами в большой упаковке.

Маркетологи успешно усвоили принцип «эффекта от потерь». Если сообщить потенциальным покупателям, какие выгоды они упустят, если не приобретут этот товар, уловка сработает. Люди не любят чувствовать себя бедными, поэтому основная масса покупок совершается в так называемом среднем ценовом сегменте. Даже если на выбор предлагается практически одинаковый товар, расположенный по цене по возрастающей, большинство покупателей выберут тот, что будет примерно посередине. Нам это кажется разумной тратой денег: и не самое дешевое выбрали, и бешеные деньги за бренд не отвалили.

Самое главное, что советует профессор Куликов, — ходить в магазин, и онлайн, и оффлайн, со списком. Это избавит вас от незапланированных покупок. Ведь именно они зачастую и разоряют наш бюджет.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер
Популярное