В День российской печати тамбовские журналисты вспомнили первые материалы

13 января, 20:10 Арина Орлова Прочитали 899 раз

Что является постоянным спутником журналистов? Правильно: ручка, блокнот, диктофон и фотоаппарат, ну, или фотограф – с ним веселее. Но это вещи зримые, из незримых – тотальное желание узнавать что-то новое и этим «новым» делиться со всеми.  Журналистская память весьма не избирательна: одних героев мы помним всю жизнь, раз за разом перебирая в мыслях обрывки разговоров, что-то остается только в газетных архивах. Обычно в День печати мы говорим о профессии, вспоминаем ветеранов и учителей, порой шутим и травим байки. Но в этот раз мы решили поговорить о нас самих, о первых материалах и героях, которые стали родными. Но об этом каждый расскажет сам.

 

Таисия Кириллова, собственный корреспондент ТАСС по Тамбовской и Ивановской областям:

– Свой путь журналиста я начинала с газеты «Тамбовский меридиан». Это был конец 2002 года, газета только-только открылась, и мне посчастливилось принять непосредственное участие в создании ее первого номера. По-моему, моим первым материалом была история спасения старушки, повисшей на бельевых веревках во время пожара в одной из тамбовских многоэтажек. История была описана в лучших традициях «ТМ» тех лет, это так называемые «эмоциональные новости», и опубликована на третьей полосе. Сейчас в том же жанре работают ведущие новостные таблоиды страны, в которых мне в последующем тоже посчастливилось работать, так что опыт даром не прошел.

Какие герои материалов запомнились больше всего? Трудно однозначно сказать. Мне всегда нравилась социальная журналистика, а там не бывает простых героев и банальных историй. Там всегда все на грани, всегда с надрывом. Одна из них, например, история Марины Заваловой, глухонемой сироты из детского дома, которая десять лет жила в своей малюсенькой комнатке в общаге без электричества. Отклик на материал был колоссальный, люди писали и звонили мне на протяжении двух-трех месяцев, желая помочь ей. После выхода материала жизнь девушки сильно изменилась: ей сделали ремонт, оплатили накопившиеся долги за коммуналку, помогли с мебелью, техникой, одеждой, работой. Мне кажется, такие журналистские истории, где автор выступает глазами и ушами общества, очень важны, и не нужно их бояться. Они способны влиять на этот мир и делать его чуточку добрее, а это одна из главных наших миссий.

 

 

Елена Луканкина, редактор интернет-редакции «Тамбовская жизнь»:

- Первый материал и первый герой запомнились на всю жизнь. В мае 2003 года я начала работать в областном еженедельнике для семейного чтения «Наедине». И вот в первый рабочий день главный редактор Евстахий Начас отправил меня на концерт группы «Король и Шут» в Ледовый дворец «Кристалл». Сказал: «Ты молодая, напишешь интересно, может быть, и музыку такую слушаешь». Ну, конечно, я слушала «КиШей». Не то, что бы была фанатом, но 4-5 песен знала. В общем, боевое крещение у меня было еще то: фоторепортаж с рок-концерта и интервью с безбашенными панками Горшком (Михаилом Горшеневым) и Князем (Андреем Князевым). В основном журналисты спрашивали лидеров группы о творческих планах и, конечно, прозвучал стандартный вопрос (как я уже потом поняла): «Как вам наш Тамбов?» А я поинтересовалась, как они относятся к алкоголю на своих концертах и вообще. Я заметила, что на пресс-конференцию музыканты пришли навеселе. Ответ был примерно такой: рок и панк без градуса – это никуда не годится. Было очень интересно и страшно одновременно. Горшок и Князь вели себя раскованно. И мне стало как-то спокойнее. Хотя я тогда еще была студенткой 5-го курса журфака и в первый раз общалась с известными людьми в такой непринужденной обстановке. А «вишенкой» на торте стал автограф Горшка. Но каково было мое удивление, когда я увидела, как господин Горшенев написал название нашей газеты. На листочке было: «Для читателей «На едине». И я подумала, какой с панков спрос, им можно. Через 10 лет Горшенева не стало. Я тогда уже работала в другой газете. Но тот концерт я помню как вчера. И того Горшка – улыбчивого и энергичного. Рабочий день в тот майский вечер завершился очень ярко. Вместе с фэнами я кричала: «Разбежавшись, прыгну со скалы, вот я был, и вот меня не стало…» А утром долго не могла пересказать редактору, как все было круто, потому что сорвала голос.

Елена Насонова, журналист городской газеты «Наш город Тамбов»:

- Я очень хорошо помню свою первую публикацию, которая увидела свет в районной газете в то время, когда я еще была школьницей и готовилась к поступлению на журфак. Но запомнилась она мне не только этим, а, прежде всего, сюжетом и моей уверенностью в том, что печатное слово – настоящее оружие, способное наказать тех, кто считает, что ему в этой жизни дозволено, если не все, то многое. Но вернемся к сюжету. Весна. Вымирающая деревушка. Заросший пруд… и белоснежная пара лебедей. Местные жители, которых было чуть больше десятка, ходили смотреть на птиц, как на чудо, прилетевшее откуда-то в их Богом забытый угол. Я помню, как сама впервые увидела эту красоту. А через несколько дней птиц не стало. Жители деревни рассказали, что видели на пруду незнакомую машину, слышали выстрелы. Человеческая жестокость поразила до глубины души, и хотелось наказать тех, у кого не дрогнула рука убить лебедей. Не знаю, прочли ли они мой материал, но он вышел, и я верила в то, что, хотя бы так можно было пристыдить их чудовищный поступок.

За пятнадцатилетие работы в газете героями моих публикаций были сотни людей. Разные по социальному статусу, возрасту, образу жизни, взглядам на окружающую действительность, все они добавляли что-то новое в мой журналистский опыт. С одними было просто и легко разговаривать, кто-то был скромен в откровениях и не спешил делиться информацией, третьи неделями согласовывали тексты, другие даже не просили почитать перед публикацией. Мне сложно выделить кого-то одного, кто стал самым запоминающимся в моей журналистской работе. Но, в чем я точно уверена, так это в том, что мне посчастливилось общаться и писать о ветеранах Великой Отечественный войны. Среди них были поистине великие люди, такие, которых по праву можно называть фронтовиками. Многих уже нет, а память о них осталась со мной. Надеюсь, что и у моих читателей тоже.

Татьяна Чернышева, региональный редактор газеты «Житье-Бытье» и «Комсомольской правды» в Тамбове:

- Задачу написать материал мне поставили в первый же день моего выхода на работу. У редактора была информация, что в Тамбове появился полиграф, на тот момент первый. Вот про этот аппарат и нужно было сделать статью. За меня даже договорились о встрече и примерно накидали вопросы, которые нужно было задать специалисту, работающему с полиграфом. Я все честно по пунктам законспектировала в блокнот и на следующий день отправилась на встречу, правда, пришла на нее минут на 30 раньше, чем нужно было. Уточнить, могут ли меня принять пораньше, я не решилась, и использовала «фору», чтобы как следует повторить вопросы. Ситуацию несколько осложнял крепкий февральский мороз, но, если бодро двигаться по скверу Петрова, это можно пережить. Моей собеседницей оказалась приятная, но отчего-то нервничающая женщина, добавьте к этому мое волнение на первом интервью, и вы представите, как примерно все прошло. На все свои вопросы я получала весьма емкие ответы в стиле «Да», «Нет», «Не знаю» и « А об этом давайте не будем». С печалью в глазах и диктофонной записью этого «интервью» я отправилась в редакцию, полагая, что задание я с треском провалила и сделать статью про диковинный по тем временам аппарат у меня не выйдет. Но на работе меня обогрели, успокоили и, прослушав запись, заверили, что ситуация не критична. Материал в итоге вышел, правда, вместо целой газетной полосы, удалось сделать только «подвальчик» (треть страницы). Помню, что от исходного текста после правок двух редакторов осталось очень мало, но я все равно страшно гордилась своей подписью под этим крохотным материалом.

Героями наших публикаций становились самые разные люди, со своими проблемами, историями и судьбами. С одной из самых ярких своих собеседниц я познакомилась совершенно случайно. Нужно было сделать материал о том, как Мичуринская транспортная прокуратура помогла пожилой тамбовчанке через суд добиться от железнодорожников установки подъемного устройства. За подробностями мы отправились в Мичуринск к Сергею Алексеевичу Снопковскому, который сейчас является старшим помощником прокурора. Что касается суда, он все рассказал, но в идеале хотелось бы побеседовать и с женщиной, которой требовался этот самый подъемник. Оказалось, что живет она в Тамбове, в пятиэтажке рядом с Привокзальной площадью. Получив адрес героини, мы вместе с фотографом отправились на встречу. Пенсионерка, как мне помнится, жила на втором этаже. Поднявшись, мы позвонили в дверь. За ней тишина. Звоним еще. Безрезультатно. Уже практически спускаясь, мы услышали вопрос: «Кто там?». Потом последовали сбивчивые объяснения, я рассказала кто мы, и зачем пришли. В итоге дверь распахнулась, и мы увидели пожилую женщину в инвалидной коляске. Дама прикрывала ноги пледом, а мы к тому моменту уже знали, что у нее нет обеих ног. Когда наша собеседница начала рассказывать свою историю, ситуация с судом и подъемником как-то сразу ушла на второй план. Слушая эту интеллигентную старушку, я и мой коллега просто раскрыли рты. Оказалось, что еще в юном возрасте много лет назад она угодила под поезд. В результате несчастного случая девушка лишилась ног. Были в жизни нашей героини минуты полного отчаяния, страха, но все это она смогла пережить и вернулась к нормальной жизни. Несмотря на увечье, женщина трижды была замужем, родила детей. Более того, стала моделью-испытателем на предприятии, где делали протезы. В послевоенные годы такое производство было очень актуальным из-за огромного количества инвалидов. Наша героиня на этой работе даже познакомилась с легендарным летчиком Алексеем Маресьевым, лишившимся обеих ног. Все это женщина рассказывала, перелистывая альбом с черно-белыми фотографиями. Их мы пересняли и использовали в газете. Наша собеседница фотографироваться, кстати, не хотела. Но потом, взяв обещание, что в кадр не попадет инвалидная коляска, подправив прическу и подкрасив губы, все-таки согласилась на съемку. Потрясающая женщина и потрясающая история силы и характера!

 

Александра Михайлова, корреспондент газеты «Колокольный звон»

- Когда коллеги предложили мне назвать самый первый свой журналистский материал и самого запомнившегося героя, я растерялась. То есть растерялась ровно наполовину. Первый свой материал помню как сейчас, а чтобы ответить на второй вопрос, пришлось побродить по лабиринтам памяти.

Вообще то, что я стала журналистом, получилось случайно и неожиданно. Мой язык, стиль работы ближе к манере литератора. Но все же меня затянул редакционный водоворот. Узнавать новое, информировать других и делиться с ними эмоциями, знакомиться с интересными людьми, наконец, гореть идеями – это очень даже пришлось мне по душе! И рядом так много единомышленников, таких же увлеченных и думающих.

Но вернусь к истокам. 2006 год. Первый самостоятельный выход газеты «Колокольный звон» из-под крыла «Курьера». Это был вдохновенный труд, тем более что в статье я рассказывала об особом событии, непосредственным участником которого стала сама. В том очерке я написала о старце Прохоре, который подвизался в селе Отъяссы Сосновского района Тамбовской области. А информационным поводом к публикации стало доброе дело: в праздничный день мы, собравшись с друзьями, поехали на могилу подвижника и установили там оградку. Как тогда радовались птицы! Они и кружили над нами, и рассаживались на крестах неподалеку – они самым откровенным образом радовались. Это до сих пор одно из самых ярких воспоминаний в моей жизни. 

А вот главный герой моей профессиональной истории... Так много талантливых и неординарных личностей встречалось за тринадцать лет, что сложно выбрать самую яркую. И вдруг осенило: конечно, Мария Никитична! А правильнее сказать: схимонахиня Питирима (в миру Мария Никитична Мурзина). Человек редкой судьбы и обладательница хрупкого дара христианской любви к ближним, исповедница и молитвенница. Через всю жизнь матушка пронесла глубокую веру. Она была учителем немецкого языка в школе, затем – ризничной в Покровском соборе, а увенчала путь монашеством. На своем веку схимница повидала тридцать великих старцев, в числе которых такие знаменитые подвижники, как архимандрит Тихон (Агриков), митрополит Зиновий (Мажуга), схиархимандрит Макарий (Болотов), схимонахиня Серафима (Белоусова). У верующих эти имена на слуху. Еще студенткой я записала воспоминания матушки, чтобы сохранить драгоценное достояние для следующих поколений. И, наконец, эти материалы вылились в крупный биографический очерк «Благую часть избрала», опубликованный в июльском и августовском номерах «Колокольного звона» за 2016 год, а еще – в статью «Благословение на всю жизнь», где рассказывалось о путешествии матушки в Караганду к старцу Севастиану (Фомину) – это уже январский выпуск за 2017-й. В газетные страницы вошло далеко не все, и я мечтаю когда-нибудь оформить полноценную книгу об удивительной жизни этой старицы.   

Елена Гридчина, специальный корреспондент газеты «Притамбовье», член «Союза журналистов России»:

- Когда заходит речь о призвании, вспоминается, что самые простые вопросы – на самом деле самые сложные. Точно скажу: кто стал журналистом - несет особую миссию.

Наверное, самая острая, самая сложная для меня тема - социальная. Все берется из жизни, из жизни берутся и истории. Журналист неотделим от своих авторских тем - они нужны как некие болевые точки, о которых он должен рассказать. Таковыми для меня стали циклы материалов о людях с ограниченными возможностями здоровья. Мои герои те, кто победил «вопреки». Они учат других, они многому научили и меня.

Помню, как первый герой (инвалид по зрению) дал хороший совет: «Надо всегда искать свою дорогу. Путь есть у каждого, и его обязательно стоит пройти. Не забывать стремиться создавать что-то новое. Радоваться жизни и ее возможностям». Передо мной вроде бы такие же люди: со своими радостями и проблемами, взглядами. Но всегда полны энтузиазма и желания. Именно они открывали библиотеки для инвалидов по зрению, основывали досуг, вели мастер-классы и помогали другим найти свое жизненное мерило. Они стали примером для подражания. А сколько энергии в таких людях, сколько добра и понимания, сочувствия! Среди них – спортсмены, музыканты, художники и волонтеры. Это невыдуманные герои, оставшиеся один на один со своей личной трагедией. Они сумели перешагнуть свой страх и стеснение, чтобы даже не столько помочь себе, сколько помочь другим.

Среди моих героев есть особенная девушка. История незрячей Умы - это история не про трагедию, это история про силу и волю характера, про безграничную любовь к жизни, про прощение.

Зрение Ума начала терять в 26 лет - резко. Произошло кровоизлияние, и пока добралась до больницы, к ней пришла полная темнота. После обследования поставили диагноз - высокая степень миопии, позже добавилась еще глаукома. После серии операций зрение вернулось, но не полностью. А однажды она поняла, что перестала видеть совсем. Операции не помогли.

К девушке пришла полная темнота. Ума, как ребенок, училась самостоятельно одеваться, кушать и делать «первые шаги» дома и на улице, в общественных местах. Все смогла, потому что сильно хотела жить. Она подружилась с новым миром, где не нашлось места темноте. Где есть место увлечениям и хобби, долгим прогулкам по городу и любимому быту. Но были и те, кто осуждал, кто увидел в потере зрения порок и ущербность. Они не стеснялись говорить открыто об этом. Предлагали не смущать других и сидеть дома. Ума пересилило и это, она простила людей. Девушка не закрылась, своим примером жизнелюбия доказала: никогда не надо останавливаться на пути к цели.

Нельзя быть журналистом, если не любишь эту работу. Кто-то называет профессию репортера увлечением или хобби. Не соглашусь. Это большой труд, пусть и творческий. Это огромнейшая работа - рассказать так, чтобы читатель остановился и задумался, переосмыслил и понял. Чтобы изменить привычное русло взглядов иногда понадобятся годы. В случае журналистского мастерства должна понадобиться одна хорошо рассказанная история.

Юлия Новикова, специальный корреспондент газеты «Притамбовье»:

- Непросто вспомнить свой первый опубликованный материал, потому что непонятно, с какого периода вести отсчет. Официально в редакцию (городской газеты «Город на Цне») я устроилась летом 2007 года. Одними из первых серьезных текстов стали интервью с художницей Ольгой Красковой и ностальгическая заметка об аттракционах в Парке культуры. Помню, как радовалась этим публикациям в настоящей «взрослой» газете. Правда, свой робкий путь в журналистику я начала еще в 1998 году с занятий в школе юного журналиста в областном дворце творчества детей и юношества и небольших заметок в областной подростковой газете «Ровесник». Самыми запомнившимися из того периода были новости о школьном вечере, посвященном истории святочных гаданий, и текст-размышление об уродующих городские здания хулиганских рисунках на стенах.

А вот кто из героев запомнился... Запоминаются и становятся по-своему близкими герои всех публикаций. Почтенного возраста участник Великой Отечественной войны, рассказывающий, как встретил Победу на больничной койке после тяжелого ранения и даже не понял сразу, что прибежавшая медсестра плачет от радости. Или семья, в которой оба супруга – военнослужащие, проехали полстраны по гарнизонам, воспитали троих детей, двое из которых продолжают военную династию. Девушка, которая, узнав о том, что предстоит бороться с онкозаболеванием, не опустила руки, а нашла в себе силы вести блог и рассказывать о том, что лечение рака – долго и тяжело, но лечиться и побеждать болезнь можно и нужно. Или специалисты в разных сферах, которые профессионально, но простым и понятным языком рассказывают, как электричество попадает в дом; как работают очистные сооружения; сколько строп держат купол парашюта; для чего нужна процедура гемодиализа...

В праздник всем пишущим, снимающим, печатающим, верстающим коллегам желаю здоровья и вдохновения. И материалов, которые по-хорошему «зацепят» читателей.

Елена Потапова, заместитель главного редактора газеты «Мичуринская правда», член Союза журналистов России:

- С газетой «Мичуринская правда» связана вся моя жизнь с самых юных лет. Очень хорошо помню, как в детстве доставала из почтового ящика увесистую пачку корреспонденции. Бабушка, водрузив на нос очки, бегло просматривала журнал «Здоровье», газеты «Труд», «Комсомолку», брала в руки «Мичуринскую правду» и … не откладывала в сторону, пока прочитывала все до последней страницы.

Постепенно стопка выписываемой периодики худела, и в середине 90-х годов прошлого века в ней осталась лишь «Мичуринская правда», с которой мы не расстаемся и поныне. Мысль о том, чтобы связать профессию с городской газетой, в голову не приходила, так как, по моему разумению, в ней могли работать только грандиозные таланты и гении, до которых мне, тогда девчонке двадцати лет, весьма и весьма далеко. И вдруг – совершенно неожиданное предложение от главного редактора газеты Валерия Семеновича Аршанского попробовать себя в должности корректора! В одночасье мир перевернулся – я познакомилась с людьми, которых уважала и знала заочно благодаря газете.

Несмотря на довольно прочные знания русского языка и литературы, корректорскую работу в редакции пришлось осваивать с нуля. Верными наставниками, учителями, примером и непререкаемым авторитетом тогда стали для меня ответственный секретарь Людмила Игоревна Панова и старший корректор Светлана Евгеньевна Князева. Широчайшая эрудиция, тонкое литературное чутье, знание всех тонкостей подготовки номера к печати, безупречная грамотность – всегда были и остаются главными отличительными особенностями сотрудников секретариата.

Знакомство с корреспондентским составом также ввергло в изумление. Как оказалось, журналист должен быть готов к самым неожиданным встречам или заданиям, к примеру, отправиться в рейд с судебными приставами или на вызов скорой медицинской помощи, навестить постояльцев мест не столь отдаленных, поговорить по душам с известными людьми и в противовес им - с асоциальными элементами или, проще говоря, с бомжами и пьяницами…

Конечно же, в памяти остался первый материал, появившийся в газете за моей подписью. В то время «Мичуринская правда» на постоянной основе вела рубрику «Что почем на рынке». Корреспонденты художественно описывали предлагаемый товар и сравнивали цены. Такое задание получил новоиспеченный корректор в моем лице. Помню воодушевление, с которым взялась за его исполнение. С блокнотом в руке обстоятельно обошла все ряды, а потом столь же обстоятельно взялась за написание статьи. Заветный номер газеты со своей публикацией держала в руках с особым трепетом, а после положительных оценок своего творческого дебюта, услышанных от главного редактора и коллег на еженедельной планерке, и вовсе выросли крылья…

Работа журналиста хороша именно тем, что сводит тебя с самыми разными людьми. Многие из них оставили о себе яркие воспоминания. Ветеран Великой Отечественной войны, многодетная семья, врач-хирург, народные умельцы… и среди них – девушка с флейтой. Решение написать о ней материал пришло спонтанно, в ответ на доносящиеся с центральной улицы города нежные звуки музыкального инструмента. Девушка с флейтой – частый гость нашего города – играла на улицах, поставив перед собой раскрытый футляр. Прохожие слушали, проходили мимо, иногда опускали в футляр флейты монету или купюру.

Познакомившись с флейтисткой, узнала, что она разъезжает по разным городам и достигает, таким образом, сразу несколько целей – путешествует, посвящает себя музыкальному искусству, знакомится с интересными людьми и собирает средства для дальнейших путешествий. Особенно впечатлил ее рассказ о поездке в Париж, которая стала возможна благодаря гастролям с флейтой. Этот пример очень ярко показал – любая цель достижима, нужно только не бояться начать свой путь к ней и твердо верить в победу.

Сергей Вихарев, редактор газеты «Кирсановская газета»:

– Прекрасно помню свой первый материал. Я работал в сельской Свищевской восьмилетней школе (сейчас ее нет) учителем всех предметов. У нас прошло мероприятие, посвященное Дню птиц. И мы с ребятами решили отправить заметку в газету «Ленинец». К нашей огромной радости и удивлению ее опубликовали. Это было в 1985 году. А, спустя какое-то время, меня пригласили в редакцию и предложили работать корреспондентом в сельхозотдел.

Героев было превеликое множество. Ведь кроме аграрной темы, вел молодежную страничку, потом отдел промышленности (да, был такой), отдел партийной жизни, общественно-политических проблем. Почему-то запомнилась беседа с директором тогдашних сельских электросетей Анатолием Саблиным. Он был умнейшим человеком, начитанным, эрудированным. Беседовать с ним было одно удовольствие, а не так, как порой бывает, после беседы с героем не знаешь, что написать и начинаешь «сочинять». Так вот меня поразила его фраза: «Отапливать жилища электричеством – это варварство!» Получается парадокс. Сжигаем уголь, лес, газ, чтобы получить электричество, и тратим его на отопление.

Я проработал журналистом 34 года из них главным редактором – 13 лет.

Елена Чернова, главный редактор газеты «Трудовая новь», города Рассказово и Рассказовского района:

– Первый материал я писала о своей маме, это было признание в любви. Материал посвящался Дню матери. Очень запомнилось первое интервью с Алексеем Колмаковым в качестве главы города в 2010 году. В этой беседе он экспромтом отвечал на вопросы журналистов, в том числе, не касающиеся его деятельности. Интервью длилось более двух часов.

 

Ольга Самар, главный редактор газеты «Голос хлебороба», Уметский район:

– Я начала писать в районную газету, будучи ученицей 11 класса Оржевской школы. Первой пробой пера для районной газеты был рассказ о ветеране Великой Отечественной войны Михаиле Ивановиче Селиванове. Я восхищалась его мужеством и отвагой, верностью Родине, героизмом, проявленными на войне.

Среди первых статей были еще и очерки экологической тематики. Эта тема была мне близка, и я долгое время вела экологическую страничку в родной газете «Голос хлебороба».

Рассказать о герое одного из моих материалов, который особенно запомнился, непросто. Каждый из них был мне по-своему интересен. И я помню каждого, с кем сталкивала меня моя профессия за более чем десять лет. Всегда теплые чувства вызывают у меня ветераны Великой Отечественной войны, люди труда, фермеры, мастера и мастерицы. Всех и не перечислить. И я благодарна каждому из них за теплоту и готовность к беседе.

Всех своих коллег по перу я поздравляю с профессиональным праздником и желаю интересных статей, неиссякаемого вдохновения и удачи во всем!

В тему:

День печати – общий праздник. И в качестве общего вклада в дело развитии региональной журналистики – три тамбовских газеты: "Тамбовский курьер", "Наш город Тамбов". "Колокольный звон" в очередной раз вошли в «Золотой фонд прессы». 

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер