Наука искать добро

23 октября, 10:27 Александра Михайлова Прочитали 110 раз
Впервые в новом здании Тамбовской духовной семинарии прошла встреча научного сообщества.

Каково истинное лицо свободы, кем считают богословы средневекового ученого Франциска Скорину, как передовое духовенство смотрит на биотехнологический прогресс – ответы на эти вопросы озвучили крупные ученые современности. 

Вторая Международная научно-практическая конференция «Православный взгляд на современный мир: проблемы и перспективы» собрала внушительное число участников. Среди них были как тамбовские ученые, так и гости из других городов - Москвы, Вологды, Екатеринбурга, Омска, Владимира, Калуги, Саратова, Рязани, Коломны, Саранска, Пензы. Кроме того, в Тамбов прибыли представители Белоруссии, Сирии, Китая. 

Свобода без границ?
Работу форума возглавил митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий, который является не только архипастырем нашего края, но и ректором Тамбовской духовной семинарии, доктором теологических наук. В качестве ученого Владыка выступил на пленарном заседании конференции с докладом, в котором лейтмотивом проходила мысль о человеческой свободе. В наши дни ее вроде бы более чем достаточно: у человека есть широкие возможности самовыражения, дело лишь за личными предпочтениями. Но понимаемая в этом ключе свобода, по словам Владыки, «не христианская, а плотская». У доброй воли есть мера - ответственность. Если этой грани человек не видит или, еще хуже, не признает, свобода в конце концов приводит к опустошенности. Действительно, когда испытаны все удовольствия, ничем не удивить, не обрадовать, не увлечь. У страстей тоже есть границы, и когда наступает пресыщение, приходит крах всех надежд. 
Владыка, следуя за учением Церкви, видит истинную ценность свободы в выборе добра, а «смысл жизни в том, чтобы любить, творить, молиться» и «стать друзьями Божиими». 

О печатном слове
Второй докладчик, кандидат богословия, первый проректор Института теологии Белорусского госуниверситета, профессор Минской духовной академии протоиерей Сергий Гордун углубился в историю и назвал имя человека, которое нечасто можно услышать в России, а тем более в Тамбове. Священник обратился к личности Франциска Скорины – белорусского первопечатника, издавшего в 1517-1519 годах на белорусском варианте церковнославянского языка книгу «Бивлия Руска». Что необычно, книги Ветхого и Нового Завета предварены предисловиями и послесловиями издателя. 
Эти тексты породили неоднозначные оценки взглядов автора на религию. Многие ученые считают его прогрессивным просветителем, гуманистом, который критически смотрит на Библию и обращается к ней лишь как к источнику полезных знаний. Но как богослов и священнослужитель отец Сергий подметил то, что незаметно для других исследователей, и привел ряд доказательств тому, что Скорина благоговейно относится и к Священному Писанию, и к богослужению. В частности, ученый привел цитату в переводе на русский язык: «В сей книге всей природной мудрости начало и конец… В сей книге все законы и права, которыми люди должны руководствоваться, написаны. В сей книге все лекарства для души и тела в полной мере найдете, здесь научение философии доброго поведения, что мы должны любить Бога ради самого себя и ближнего ради Бога. Здесь управление всяким сообществом людей и всяким городом, чтобы верой, взаимной доброжелательностью и согласием умножалось всеобщее добро». Так ясно и недвусмысленно первопечатник воспевает книгу книг. Его комментарии вообще полны мудрых умозаключений и поэзии. Таким образом, ученый шестнадцатого века – не просто гуманист и просветитель, а поборник веры. Передовой человек своего времени, Скорина особо выделяет Евангелие, а на Христа указывает как на духовный ориентир. 

Церковь и биотехнологии
Этот ориентир и теперь является главным для миллионов верующих по всей планете. В наши дни практически нет гонений на христиан, но подступает нечто неизведанное – очередной рывок прогресса. Что он несет: пользу, вред, подвох? Биотехнологии, генная инженерия, робототехника, нейронауки – мы постоянно слышим в их адрес то похвалу, то порицание. Простые люди опасаются всего этого. Однако все чаще плоды наук врываются в обыденную жизнь. У Церкви и у специалистов нет четкой единой позиции насчет того, как расценивать невиданное доселе могущество. Сегодня духовенство ищет пути решения - как принимать младенца, зачатие которого произошло через ЭКО, или взрослого человека, сменившего пол. Вариант ответа на подобный вопрос предложил настоятель Патриаршего подворья – храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, преподаватель кафедры филологии Московской духовной академии, протоиерей Александр Абрамов. В частности, именно в ракурсе биоэтики и высоких технологий он сравнил практики Православной и Католической Церквей. В последней уже выработана четкая доктрина: Ватикан категорически не приемлет подобных вмешательств в естественные процессы. Причем любому запрету есть логическое объяснение. Так, клонирование человека отрицается, потому что ребенку отказывается в индивидуальности. Но наука шагает дальше. 
- Современный мир эксплуатации и нажима переходит от биополитики к психополитике, - обозначил тонкие грани отец Александр. – Психополитика строится на других началах: предлагается поведение, которое будет вам удобно. Например, смартфоны – это удобно. 
Поэтому сейчас стоит более чем когда-либо острая потребность различения добра и зла. Часто «приторный гуманизм», кричащий о благе людей, мешает этому. Как знать, не обернется ли в будущем такое благо во вред. В связи с этим вспоминается мысль Булгакова, который еще сто лет назад предупреждал: «Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно».

Вместо заключения
Столь широкий охват тем – от истории до дня сегодняшнего – был важен для всей аудитории конференции, поскольку, во-первых, расширил кругозор участников, во-вторых, дал направления для размышлений, в-третьих, обозначил пути решения трудных задач, которые ставит перед обществом время. 
А затем деятели науки и студенты разделились по специальностям, которым соответствовало пять секций: «Церковно-государственные отношения: история и современность», «История Церкви: региональный аспект», «Богословское осмысление проблем современности», «Духовные основы русской культуры» и «Русская духовная словесность».

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер
Популярное
Вконтакте