Охота на здоровых

28 августа, 09:58 Анна Мещерская Прочитали 333 раза
Фото: fgramota.ru
"Бесплатная" диагностика в кредит: как медцентры ставят мифические диагнозы

Заманивают бесплатной диагностикой под видом «государственной программы» или «областных льгот», а затем пугают страшными болезнями. Все больше тамбовчан жалуются на медицинские центры, где им навязывают многотысячные кредиты под видом лечения от мифических болезней. Путь в такие «клиники» всегда один: клиентов приглашают специалисты колл-центра. Причем возраст строго регламентирован: с молодой аудиторией якобы высококвалифицированные медики предпочитают не связываться. Впрочем, прийти в медцентр самостоятельно тоже не получится. Корреспондент «Тамбовского курьера» попробовала пройти лечение, но, как оказалось, не пациент выбирает клинику, а клиника - пациента. Желательно платежеспособного.

Первое правило Бойцовского клуба
Почти два десятка услуг, начиная от ультразвуковой чистки и заканчивая вакуумно-роликовым массажем. На странице лечебно-оздоровительного центра «Формула здоровья» в социальных сетях - лаконичный баннер, на котором юная барышня с пухлыми губками и ресницами до небес так и пышет здоровьем. Сама же компания говорит про себя: «Формула здоровья - эталонное лечебное заведение, где предоставляется современная диагностика и высокий уровень качества врачевания». Далее - номер телефона и адрес.

Звоню с жалобой на спину. Девушка отрепетированно вежливо представляется. Спрашиваю про цену. Стандартный вопрос, но девушка теряется. Сначала записывает фамилию, имя и отчество. Затем спрашивает про возраст. 

- Я запишу Ваш номер телефона, и мы с Вами свяжемся. 
- Вы хотя бы мне ориентировочно цену назовите, - не унимаюсь я. -  Нужно же знать, сколько это стоит. Если цена меня не устроит, я просто позвоню в другую клинику.
- Я спрошу у доктора.
- То есть у Вас нет фиксированной стоимости услуги? 
- Да, цены варьируются. 
- А от чего?
- Я спрошу у доктора, сможет ли он Вас принять, и мы с Вами свяжемся.
Девушка вешает трубку.

Разумеется, из этой клиники мне никто не перезвонил. Но! Спустя несколько недель раздается звонок. Молодой человек просит уделить несколько минут. Приглашает на бесплатную диагностику позвоночника. Как базы телефонных номеров попадают к таким компаниям – история умалчивает. И снова вопрос о возрасте: на якобы бесплатную консультацию приглашают людей от тридцати пяти до семидесяти лет. 
- Вы входите в этот диапазон? – интересуется молодой человек.
- Нет. 
- Есть ли сейчас с Вами рядом кто-то из Ваших родственников или друзей, кто входит в этот диапазон? Вы можете передать им трубку?
- Сейчас нет.
- К сожалению, Вы нам не подходите. До свидания.
Реклама в открытую работает на медицинский центр. Вбиваю в поисковой системе название – отзывов десятки, и все подозрительно хвалебные. Не то чтобы есть доля недоверия к медицинской организации, но синдром той самой Бабы яги, которая против, присутствует. Хотя бы одному человеку что-то должно не понравиться. Здесь же – как о покойнике: только хорошо. В официальной группе – ситуация аналогичная. Почти три десятка хвалебных отзывов. «Впечатляет» то, что все посетители медицинского центра  не тамбовчане. Проверить это несложно, достаточно зайти на личную страницу клиента: Санкт-Петербург, Томск, Москва... 

 «И вас вылечат»
Жалобы на «Формулу здоровья» в контролирующие ведомства стали поступать еще несколько месяцев назад. Схема всегда одна: звонят из колл-центра и предлагают якобы бесплатную консультацию. Посетителя встречает «накрахмаленный» менеджер, проводит до нужного кабинета: чай, кофе, конфеты, идеальный порядок, вежливый персонал и никаких очередей. Так бы в любой поликлинике. Обещают лечение только на импортном и ультрасовременном оборудовании. Проводят на диагностику. Правда, прогнозы «медиков» страшные: если срочно не вмешаться - результат будет плачевным. 

Кстати, «вмешаться» предлагают здесь и сейчас. Цена вопроса обычно индивидуальна. Стандартные расценки с легкой руки менеджера превращаются в скидки «только сегодня и только для вас». Пенсионерам - и того дешевле. Экономить на здоровье настоятельно не рекомендуют, а то, что нужной суммы у клиента нет, – дело поправимое. Спастись от «страшных» болезней можно и в кредит. 

- Пациенты, обратившись туда за медицинской помощью, заключают договор на оказание медицинских услуг за счет кредитных средств банка. Оплата наличными на месте, а также безналичная оплата пациентом из личных средств в медицинском центре не предусмотрена. В 2018 году по аналогичной схеме осуществляло деятельность ООО «Перезагрузка», которое прекратило медицинскую деятельность в ноябре 2018 года, - рассказывает начальник отдела контроля за оборотом лекарственных средств и медицинских изделий территориального органа Росздравнадзора по Тамбовской области Светлана Занина. – По телефону людей вводили в заблуждение, информируя, что диагностика будет проведена бесплатно на сверхсовременном оборудовании, которое произведено в Германии. Процедуру проводит врач-диагност, который проходил стажировку в Санкт-Петербурге. Однако в номенклатуре медицинских специальностей «врач-диагност» не заявлен. Результатом визита в медицинский центр было заключение кредитного договора на оказание комплекса медицинских услуг, стоимость которого, как правило, составляла от восьмидесяти тысяч рублей под процентную ставку шестьдесят процентов годовых. При расторжении договора по инициативе пациента денежные средства не возвращаются. 

Того, что посетитель подписывает именно кредитный договор, медицинские центры не скрывают. Договор – дело добровольное, виноваты, мол, сами. Уже после, разобравшись в ситуации, люди понимали, что ввязались в кредитную кабалу и теперь им придется платить за услуги, которые им не нужны. Но расторгнуть договор на деле оказывается не так просто. Сразу после его заключения менеджер намеренно ведет клиента на процедуры. В договорах прописано две цены: по абонементу и без него. При расторжении клиенту поясняют, что именно в день заключения договора действовала скидка, теперь же возвращать нужно полную сумму. В итоге посетитель оказывается «дважды должен» - банку, у которого брал кредит, и самому медцентру. В такой ситуации люди предпочитают попросту отходить оставшиеся процедуры. Специалисты поясняют, что существует и возрастной фактор: осознав ситуацию, люди старшего поколения просто боятся признаться родственникам в том, что ввязались в кредит.

На ошибках учатся

Работа подобных медицинских центров выглядит вполне цивилизованно: услуги оказывают разноплановые. Даже улучшают качество и сервис. В региональном Росздравнадзоре поясняют: все предписания «Формула здоровья» выполняет исправно. Более того, старается надлежащим образом исполнять требования законодательства. Если при первых проверках у сотрудников Росздравнадзора вызывало сомнение наличие специалистов с медицинским образованием, то позже появились портреты врачей с категориями и прочими регалиями на самом видном месте. Правда, оказывают ли эти специалисты медицинские услуги, неизвестно: на рабочем месте сотрудники Росздравнадзора их обнаружить не смогли. Впрочем, и руководителя компании найти удалось не сразу, хотя вопросов к нему было немало.

- В ходе проведения проверок территориальным органом выявлены многочисленные нарушения в сфере обращения медицинских изделий и грубые нарушения лицензионных требований, а также условий при осуществлении медицинской деятельности. Например, выявлены незарегистрированные медицинские изделия, качество, безопасность и эффективность которых не подтверждены. Не были представлены документы, подтверждающие проведение технического обслуживания медицинской техники и метрологического контроля средств измерения. При проведении карбокситерапии для подкожного введения в медицинской организации использовался технический газ, не разрешенный к применению на территории Российской Федерации в медицинских целях, в том числе в качестве лекарственного средства. При этом часть пациентов в своих обращениях жаловалась на ухудшение состояния здоровья после проведения процедур. Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности не осуществлялся. Более того, оснащение таких кабинетов, как врача-невролога, врача-эндокринолога, кабинета аппаратных методов лечения, не соответствовало требованиям действующего законодательства. Кроме того, у медицинской организации ООО «Формула здоровья» отсутствовала лицензия на работу и услуги по «лабораторной диагностике» или «клинической лабораторной диагностике», - рассказывает Светлана Занина.

Организации были выданы предписания, а также наложены многотысячные штрафы.
Как удалось установить, на территории региона действует несколько центров, чьи методы привлечения клиентов вызывают вопросы. «Навестить» их с проверкой контролирующие органы не могут – только по заявлению граждан. Таким образом закон защищает бизнес от излишнего давления, только без защиты оказываются в итоге люди. 

- Проводить проверки мы может либо в плановом порядке, либо внепланово по заявлению граждан. В связи с введением в прошлом году рискоориентированного подхода ряд организаций, в число которых попала и «Формула здоровья», выпал из плана. Поскольку их деятельность относится к низкому уровню риска, в план проверок такие организации не попадают. Проверить их мы можем только на основе поступающих обращений, если возникает угроза жизни и здоровью людей. Каким образом мы можем пресечь их деятельность? Подать в суд на аннулирование лицензии, это решается только в судебном порядке, чем мы сейчас и будем заниматься. Этот вопрос требует деятельности, - сказала Светлана Занина.

Но и аннулирование лицензии для подобных медцентров не самый плохой вариант. Организация просто регистрируется под другим юридическим лицом и работает на том же оборудовании, естественно, с учетом замечаний. А вот пострадавшим доказать, что их вводили в заблуждение, весьма непросто. 

Знать бы, где упасть

Елена Р. (имя изменено), бывшая работница одного из медцентров, поясняет: медиков на работу не ждут, в них нет надобности. Требуются менеджеры по продажам, ибо основная цель – продать услугу. Причем фиксированной таксы для посетителей, как правило, нет: клиентоориентированный подход – все зависит от установки руководства и воли врача.
- Мы не врали клиентам, что им не приходится подписывать кредитный договор. Мы говорили об этом открыто. Задача стояла – убедить человека, что эти процедуры ему действительно нужны, - рассказывает девушка.

Работа шла в двух направлениях: с обычными клиентами, которые приходят сами, и с теми, кого «находил» колл-центр. Цена на услуги для одних и других была несопоставима.
По аналогичной схеме работают не только «медцентры», но и салоны красоты. Тамбовчанку Светлану Е., маму двоих детей, пройти «бесплатные» процедуры пригласили в один из них:

- Мне позвонила девушка и рассказала, что Центр красоты только открылся и они предлагают бесплатно посетить его. Я спросила, откуда у них мой номер телефона. Девушка что-то начала рассказывать про мою знакомую, которая его оставила. Разбираться я не стала. Ради интереса решила сходить. Мне назначили дату. Попросили взять с собой паспорт. Сначала со мной работал менеджер. Составили анкету, вопросы задавали по теме: какими средствами я пользуюсь, как реагирует кожа. После отвели на диагностику. Выглядело это так: по лицу водили небольшой «палочкой», и на компьютере отражались якобы проблемные зоны. Женщина мне стала показывать разные примеры того, как должно быть и как есть у меня. Естественно, я проигрывала «эталону». Потом менеджер стала давить на то, что молодость проходит, но есть шанс ее сохранить. В моем случае нужно пройти десять процедур. Стоимость была около восьмидесяти тысяч. Естественно, таких денег у меня не было. Менеджер стала предлагать кредит. Условия, как она говорила, индивидуальные. Сколько смогу – столько и буду отдавать. 

Светлана решила посоветоваться с мужем, но в «бой» пошла тяжелая артиллерия. Мол, любому мужчине нужна красивая и молодая жена, разве он будет против того, чтобы его женщина побаловала себя косметическими процедурами. Но клиент не сдавался, и тон становился более жестким: муж в любой момент может уйти, посетительница – женщина взрослая и может позволить себя побаловать. Далее шли рассказы о том, что с ней станет без процедур. Светлана не сдалась и кредит подписывать не стала, и менеджер потеряла к ней интерес. За несколько минут была сделана маска для лица, и девушку отпустили домой, обещав перезвонить. Звонков больше не было.

Кто виноват и что делать?
Как не стать жертвой? Эксперты в один голос говорят о том, что ни одна более-менее уважающая себя контора не станет прибегать к «бесплатной диагностике» как способу привлечения клиентов, тем более сгущать краски, настойчиво доводя пациента до мысли, что «жить осталось три понедельника». 

Чрезмерно навязчивая реклама, исключительно радужные отзывы клиентов и отсутствие фиксированной стоимости на услуги – повод задуматься над тем, насколько честно работает компания. Если же вы все-таки решили посетить подобное учреждение, постарайтесь взять кого-то с собой из родственников или знакомых: так легче противостоять натиску. В любом случае помните, что чаще всего за «бесплатный сыр» приходится доплачивать, поэтому лишний раз убедитесь в том, что вашему спокойствию и кошельку ничего не угрожает.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер
Популярное