В изломах двадцатого века

15 августа, 10:30 Арина Орлова Прочитали 560 раз
Кавалер Георгиевской медали Петр Андреев – на войне и в ГУЛАГе

С каким интересом  ныне знакомятся с архивными документами,  составляют свои родословия жители области! Вопросы родословия волнуют и меня как исследователя русской культуры и литературы,  поскольку я знаю, что поиск данных о своих предках   представляет собой изучение русской истории, восполняет «белые» или «черные» пятна. Поэтому с интересом узнал о том, что на Скорбященском кладбище обнаружена могила участника Первой мировой войны Петра Васильевича Андреева (1889-1945), что ищут потомков ветерана. Портрет деда на фотомедальоне заинтересовал представителя Международной ассоциации коллекционеров в нашем городе Максима Савватеева. По инициативе и на средства  ассоциации коллекционеров  на могиле нашего деда 15 августа  будет установлен новый памятник на Скорбященском кладбище за алтарем храма. 

Для нас, потомков Петра Васильевича,  это событие, хотя  к его могиле  всегда ходили наши старшие родные и мы, его внуки. Хочу познакомить читателей  «Тамбовского курьера» с некоторыми фактами жизни деда. 

Большая семья 

Петр Васильевич Андреев родился в большой семье жителя Козлова Василия Степановича Андреева (1858-1922) и его жены Параскевы Васильевны (урожденной Мягковой, 1856-1894). Предки принадлежали к традиционным козловским фамилиям, представителей которых находишь в городских метрических книгах  на протяжении восемнадцатого-двадцатого веков. В браке прадеда и прабабки  родилось восемь детей: Параскева (1882), Анна (в замужестве Демина, 1883–1969), Мария (в замужестве Тещина, 1885–1963?), Александр (1887–1959), Павел (1891–1930-е годы), Александра (в замужестве Богоявленская, 1893–1963), Варвара (родилась и умерла в 1894 году). 
В возрасте пяти лет наш дед потерял мать. Она умерла в 1894 году, родив последнюю дочку  Варвару. Отец  вторично женился на Елене Павловне Знаменщиковой (1876-1943).  Девушка  не испугалась тяжелой ноши, свалившейся на нее, стала доброй и внимательной матерью сначала для детей мужа, а затем родила еще шестерых детей: Николая (1896-после 1938), Веру (в замужестве Костевич, 1899-1985), Ольгу (в замужестве Неронову, 1907-1985), Зинаиду (в замужестве Неронову, 1912-1936), Серафима (1910-2002), Вениамина (1915-1979). Братья и сестры от двух браков отца жили большой и дружной семьей в собственной усадьбе за железнодорожными мастерскими. Дед получил домашнее воспитание. Был высок ростом - 174 сантиметра, хорош собой. Детей обучали игре на рояле, позже дед сам выучился игре на гитаре. 

Война народная

Двадцатый век выпал для  России тяжелый, с невзгодами и потрясениями, и  отразился на судьбах представителей нашей семьи. Первое историческое событие для Петра Андреева - служба в армии и участие в Первой мировой войне. Петр  служил в 1-й гренадерской артиллерийской генерал-фельдмаршала Брюса бригаде. Бригада была основана еще в  1819 году. Во время Первой мировой войны ей командовали с 7 августа 1913 по 1 октября 1914  года генерал-майор В.П. Мамонтов, с 11 октября 1914 года - после 10 июля 1916 года - генерал-майор Н.Н. Белькович.      
Был он нестроевым старшего разряда, а в строевой службе имел квалификацию  наводчика. Так же, как и другие однополчане, дед, воспитанный в религиозной семье, ходил молиться в церковь иконы Божией Матери «Отрада или Утешение». В 1914 году  воинов окормлял  бригадный священник Петр Константинович Верховский, диаконом был  Георгий Иванович Иванов.
В нашем архиве есть цветная открытка начала прошлого века. На обороте – письмо сестры Марии. Она сообщает брату о новостях. Адрес читается с трудом, но внятно: «Полевая почта. 1-я гренадерская артиллерийская бригада. Шестая батарея».   
Письма деда родным передают атмосферу времени. Вот одно из них: «Здравствуй, дорогой брат Саша и дорогая сестра Ксеня.  (…) Спешу уведомить Вас, что я пребываю здоров. Слава Богу, дела наши улучшаются, и так думаю, в скором времени увидимся. Итак, Саша, прошу тебя, пиши чаще (…)  Я случайно встретился с Федей Гавриловым. Он стал неузнаваемый, оброс бородой и не похож на себя. (…) Говорит, что по три дня сидел в окопах не имевши хлеб. Но он завидует мне, у нас всегда бывает хлеб, и даже колбаса и сало, но у них этого ничего нет. И также, Саша и Ксеня, поздравляю вас с наследницей и желаю всего наилучшего. Зат(ем) до свиданья. Остаюсь любящий вас Петр Андреев».  
Сохранился фотопортрет деда периода войны. На мундире у него несколько медалей, хорошо видна медаль «За усердие», две медали посвящены 100-летию Отечественной войны 1812 года, 300-летию Дома Романовых. Нашивка на шинели указывает на Георгиевскую медаль «За храбрость» 4-й степени, которой был дед также награжден. Еще на мундире был значок, объясняющий принадлежность к 1-й гренадерской бригаде, и знак из скрещенных пушек, который свидетельствовал об участии деда в показательных стрельбах. О наградах деда подробную беседу провел со мной коллекционер Максим Савватеев. За это я и мои родные ему благодарны.

Своими руками 

Никто уже не помнит военные пути-перепутья Петра Андреева из Козлова. В архивах, возможно, хранятся документы о его наградах. Вернулся в Козлов он, видимо,  тогда же, когда и многие фронтовики,  с роспуском старой царской армии. Привез домой необычный сувенир, сохранившийся  в нашей семье. Это керосиновая лампа, изготовленная дедом из оболочки снаряда и посаженная на латунный лафет и  подставку.  Семейная реликвия! По возвращении с фронта он устроился слесарем в паровозоремонтные мастерские. Вскоре женился на учительнице О.Н. Андреевой. В 1920 году родился сын Борис, в  1922-м - Евгений.
Что известно о жизни деда? По  рассказам папы,  он ежедневно ходил на  работу в ПРЗ (ныне МИЛОРЕМ), а вечерами, случалось, исполнял заказы для жителей своей улицы. 
Жилось семье П.В. Андреева в трудные, лихорадочные 1920-1930-е годы  достаточно безбедно. Зарплата слесаря-универсала была хорошей, да приработок помогал (в любую пору нужно и резьбу нарезать, и трубы соединить в систему). Проходили дома и вечера, когда собиралась  родня. Наверное, играли в карты и в лото. Дед еще играл на кабинетном рояле и на гитаре, возможно, и пел. Об этом мне давно рассказывали и папа,  и тетушка Лидия Николаевна, и здравствующая тетушка Людмила Семеновна, которая недавно отметила 95-летие. Я  помню: на крытой террасе второго этажа стоял устойчивый запах железа, и, кажется, исходило  тепло  от дедовой тужурки, висевшей у его инструментального шкафчика. 

У паровоза 
В середине 1930-х годов советское руководство захотело принять участие в Международных выставках в Париже и в Нью-Йорке. Можно было представить на них  результаты труда советского народа. К показу на выставке в Париже был намечен паровоз «Иосиф Сталин», самый мощный в 1930-е годы в Европе. Он мог развивать скорость до ста пятнадцати километров в час, а в обтекаемом  кожухе – до ста пятидесяти пяти километров.  Этот паровоз и был представлен  на Парижской выставке, где в 1937 году он получил Гран-при.  
Для этой выставки нужно было  изготовить еще и две действующие модели этого скоростного агрегата в одну десятую величины. Правительственный заказ нарком железных дорог Л.М. Каганович поручил исполнить на Мичуринском паровозоремонтном заводе. Об этом заказе повествуют витрины в музее МИЛОРЕМа, книга И.С. Никулина и В.В. Захарова «Завод-ветеран» (1987), книга «МИЛОРЕМ: люди, годы, свершения» (2006) к 140-летию завода.
Наш дед участвовал в изготовлении этих действующих моделей. Папа гордо показывал снимок, где слесари завода, и среди них Петр Васильевич, стоят рядом с изготовленной моделью. Мне  удалось в детские годы поиграть буковками и циферками, изготовленными к моделям. На другом фотоснимке дед на обороте надписал: «5 марта 1937 г. до 7 апреля того же года. Паровоз для Всемирной Парижской выставки». Эти снимки воспроизведены и в книге о заводе «МИЛОРЕМ».  Мне удалось узнать, кроме деда, инженера Сергея Михайловича Зенкина и слесаря Григория Андреевича Лисицына.   
О значительном для города событии писали редко. Среди тех, кто сообщал о модели паровозов, был и молодой журналист Виктор Мещеряков - в очерке о Мичуринском ПРЗ в газете «Комсомольское знамя» в 1957 году. Он приводил беседу с парторгом завода А.В. Маркеловым, где тот рассказывал о правительственном заказе, об успешном его выполнении и приеме рабочих у наркома Кагановича. Участник этой бригады Г.А. Лисицын в 1956 году был жив и рассказывал об изготовлении моделей паровозов журналисту Л.А. Израеловичу.  Может быть, потомки  рабочих  узнают своих отцов и дедов на старом фотоснимке. 

Простая история

Судьба нашего деда оказалась печальной. В том же 1937 году  он по навету был неожиданно арестован и оказался в советском концлагере. Объяснение этому повороту можно найти у верного соратника руководителя СССР И.В. Сталина, главного железнодорожника страны Лазаря Кагановича. О работниках своей системы он в феврале 1937 года говорил так: «… мы имеем дело с бандой оголтелых разведчиков-шпионов, озлобленных растущей мощью социализма в нашей стране…». Каганович заявил,  что «вредны слезы по поводу того, что могут арестовать невинных». В категорию «невинных» попал на долгие семь лет и наш дед. 
В 1939 году Петр Васильевич сумел передать на волю фотоснимок, где он в ватнике с напильником в руке. На обороте он написал карандашом: «Эта карточка была снята для фото (неразборчиво) как лучшие стахановцы (неразборчиво) мастерских. Посылаю вам на память. Прошу беречь. Петр Андреев. 24.II.39». 
В лагере Петр Васильевич работал для Победы как слесарь-универсал. Вспомним, что мощь страны ковалась и в ГУЛАГе, где наряду с массой зэков работали за пайку ученые о. П.В. Флоренский,  С.П. Королев, А.Л. Чижевский, поэты Н.А. Заболоцкий, Я.В. Смеляков. Как  выдержал дед постоянное унижение, голод, барачное существование, огромные нормы на день? О собственном опыте преодоления жизни в концлагерях писали многие узники ГУЛАГа. Хотел бы надеяться, что его жизнь в заключении была легче, чем у героев повести «Погружение во тьму»  О.В. Волкова,  рассказа «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына, «Колымских рассказов» В.Т. Шаламова.    

Дорогами войны      


Два сына деда, мой отец и дядя Боря, ушли на фронт, когда началась Великая Отечественная война. На душе у них было неспокойно - отец в ГУЛАГе, мать оставалась одна дома.
Борис выучился в Харькове на летчика, с 1939 года служил в Красной армии. Во время войны летал штурманом на скоростном бомбардировщике, который хорошо зарекомендовал себя в небе Испании и Финляндии, но в 1941–1943 годах стал уязвим для немецкой авиации. В одном из полетов в тылу врага был подбит и самолет младшего лейтенанта Бориса Андреева, а сам он ранен. Выбравшись из окружения и подлечившись, дядя получил назначение  в 46-й запасной авиаполк, где подготовил около ста двадцати штурманов для ночной и дневной авиации, был удостоен ордена Красной Звезды. А Евгений, в скоростном режиме  получив специальность сапера, командовал взводом на Воронежском фронте страшным летом 1942 года, сопоставимым с ужасом боев подо Ржевом. Только сейчас стала раскрываться военная трагедия Красной армии того страшного лета, когда  много солдат и офицеров погибло, много попало в плен к фашистам.  В августе 1942 года для младшего лейтенанта Евгения Андреева начался путь в немецком аду вплоть  до окончания войны 8 мая 1945 года. 
Томясь в заключении,  не знал  Петр Васильевич, что его сын Борис был ранен,  сын Женя страдает в немецком плену,  что в 1943 году умерла Елена Павловна, ставшая для Петра второй матерью, что брат Саша тоже сидит в советском концлагере, что под репрессии попал муж сестры Веры Павел Костевич,  что брат Серафим  воевал и попал в плен, муж сестры Оли Серафим Миронов погиб на фронте, что воевали его племянники Александр Тещин, Вячеслав Андреев, племянники жены Оли - артиллерист Николай Брыков, гвардии медсестра Ираида Брыкова, служила военным цензором Людмила Дубовицкая, а племянник Борис Брыков пал смертью храбрых. Не знал и того, что брат Вениамин вместе с племянницей Ангелиной Костевич  в далекой Макинке работали  на заводе для будущей Победы.  
В 1944 году дед  вернулся из лагеря домой и, преодолевая лагерное изнурение,  устроился на работу в  локомотивное депо станции Мичуринск. Застал жену Ольгу больной и несчастной, о сыне Жене не было  известий, и  часть дома, купленного его отцом, жена во время его заключения отдала в ЖАКТ, еще часть продала - надо было кормиться, к тому же двухэтажный дом при наличии  в семье «врага народа» вызывал подозрение органов. 

Жизнь продолжается

Видимость семейного благополучия была недолгой. В начале лета победного 1945 года негодяи столкнули нашего деда под проходящий мимо перрона паровоз, и от истечения крови он умер в тот же день, 11 июня. Предполагаем, что это было спланированное убийство, поскольку власти убийц не искали.  Как рассказывали родные, гроб с  телом Петра Васильевича после отпевания собирались уже выносить, как открылась дверь, и в дом вошел вернувшийся с войны сын Борис. А сын Женя возвращался из-за границы очень долго, предстояло пройти процесс фильтрации.  По пути на Урал на несколько часов ему удалось забежать к тетям Шуре и Симе, где он и узнал о гибели отца.
К счастью, сыновья Петра и Ольги Андреевых не пали духом, стали известными в городе людьми. Борис Петрович Андреев работал в артели «Красный резинщик», воспитателем в школе ФЗО.  С 1957 года работал на строительстве завода «Почтовый ящик №10», ныне  известного как завод «Прогресс», много лет возглавлял на заводе отдел труда и зарплаты. Вырастил сыновей - агронома и организатора производства Анатолия и офицера-артиллериста, инженера, железнодорожника Юрия, воспитывал дочь жены Нину.  Умер в 1979 году. До сих пор сослуживцы вспоминают его добрым словом. 
А  Евгений Петрович  работал в школах города, преподавал географию, устраивал экскурсии и походы, строил географические площадки в школах №№5, 9, 11. Среди его учеников - Народный художник России В.Б. Попов, поэт-бард и художник Э.Е. Мазнев, журналист В.И. Кужелев.  Вместе с женой, учителем истории И. Д. Андреевой (1923–2006) воспитал детей Владимира и Нину, которые много лет работают на ниве педагогики и культуры. У Петра Васильевича есть теперь не только внуки, но и правнуки,  праправнуки и прапраправнуки.
Установка памятника на могиле нашего деда, участника Первой мировой войны, кавалера Георгиевской медали «За храбрость» 4-й степени  П.В. Андреева вызывает у его потомков чувство сердечной благодарности к Международной ассоциации коллекционеров и ее представителю в Мичуринске Максиму Сергеевичу Савватееву, инициаторам акции памяти. Герои  Отечества  должны в нашей памяти  жить вечно. 

Владимир АНДРЕЕВ, член Союза литераторов РФ, лауреат областной премии имени Е.А. Боратынского

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер