Бережливая медицина

14 августа, 11:08 Елена Насонова Прочитали 67 раз
Тамбовские больницы и поликлиники становятся более комфортными для пациентов.

На часах – около полудня. В коридорах детской поликлиники №1 городской больницы имени Архиепископа Луки не многолюдно, если не сказать совсем уж пустовато для подобного учреждения. Оксана Дунаева привела на осмотр к педиатру четырехлетнего сына Богдана. После небольшой простуды и проведенного курса лечения маленький пациент пришел за справкой. 

- Каждый раз записываемся к доктору на конкретный день и время, которое нам подходит. Бывает, что делаю это через портал госуслуг, иногда звоню в регистратуру. Это очень удобно: прийти в назначенный час и получить медицинскую услугу. Причем, записавшись к доктору, я иду сразу в его кабинет, не теряя времени у регистратуры. Да и у дверей кабинета мы ждем пару минут, а иногда и вообще сразу же заходим, поскольку пациентов у него нет. А вообще за последние годы наша поликлиника ощутимо изменилась в лучшую сторону. Здесь стало очень уютно, времени на визит затрачиваем немного – около 20 минут. Единственное, чего лично мне здесь не хватает, – так это аптечного пункта. Остальное – все на уровне.

Формат открытости
В детской поликлинике изменилось практически все: и внешний вид, и содержание работы. И все благодаря так называемым «бережливым технологиям», суть которых в сбережении ресурсов, времени и нервов всех участников процесса. Для этого была разработана новая логика приема и распределения посетителей, работы врачей и лабораторий.
Любое учреждение здравоохранения начинается с регистратуры. Одно из направлений «бережливой поликлиники» – организация работы регистратуры по открытому типу. Раньше, и многие мамочки это хорошо помнят, все было по-другому. Неразбериха у регистратуры  с маленькими окошками, куда нужно засовывать голову и долго ждать ответа. Сейчас пациентов и сотрудников регистратуры разделяют лишь столы, по одну сторону которых сидят регистраторы, а по другую – родители и дети, которые, к слову, могут присесть на удобный стул, чтобы обсудить все волнующие вопросы. Так коммуникация между посетителями и персоналом складывается легче. Пока здесь работают с бумажными амбулаторными картами, но в будущем они также должны перейти в электронный вид. Зато запись к докторам самая что ни на есть электронная. 

Управляя потоками
Еще одним важным направлением в работе «бережливых поликлиник» является разделение потоков пациентов. Тех, кто приходит за неотложной помощью самостоятельно, ждет отдельный бокс, где принимает дежурный доктор. Остальной контингент пациентов – записавшиеся на прием выздоравливающие дети и те, кто пришли на профосмотр -  направляется в медицинские кабинеты своим маршрутом. Ориентироваться в поликлинике ее посетителям помогают информационные стенды. Указателями на стенах и специальных стойках обозначены нужные отделения. Растерявшемуся человеку на помощь вновь готовы прийти специалисты регистратуры. 
- Работа поликлиники выстраивается таким образом, чтобы минимизировать возможность контакта больных детей и здоровых, - рассказывает Лариса Киселева, заведующая отделением профилактики детской поликлиники №1 городской клинической больницы имени Архиепископа Луки г. Тамбова. – Кроме того, мы пересматриваем свой график работы и в периоды, когда высока степень заражения тем же гриппом, профосмотры детей в это время проводим на базе образовательных учреждений. 
На работу в режиме электронного документационного обмена переходят и другие структурные подразделения поликлиники: лаборатория, кабинет функциональной диагностики, рентгенологический кабинет. 
- Участковый врач-педиатр, записывая пациента в электронную очередь на сдачу анализов в лабораторию либо направляя его на рентген, не только экономит его время, но и свое. Ведь как только результаты исследования будут готовы, доктору достаточно будет включить компьютер и ознакомиться с ними, – продолжает Лариса Киселева. – Если продолжать разговор о переходе на электронный документооборот, то на данном этапе мы проводим работу по формированию базы данных лиц, подлежащих вакцинации, в электронном виде. Все это для того, чтобы экономить время пребывания пациентов в поликлинике. 
А еще  - уровень комфортности. Его наличие также является обязательным условием работы «бережливых поликлиник».  В детской поликлинике №1 городской клинической больницы имени Архиепископа Луки г. Тамбова в этом направлении проделана большая работа. Здесь наконец-таки появилась колясочная, о которой так долго просили мамочки. Просторная игровая зона не дает скучать малышам. Очень часто перед визитом к врачу или после детвора не спешит домой, а идет поиграть именно сюда. 
«Бережливые технологии» вносят изменения и в работу врачей. Заведующая педиатрическим отделением детской поликлиники №1 городской клинической больницы имени Архиепископа Луки г. Тамбова Татьяна Кравчук в профессии около сорока лет. Ей есть с чем сравнивать:
- Если раньше мои пациенты все спешили прийти к началу приема – к 9.00 – и у дверей была толпа человек сорок-пятьдесят, то сегодня этот поток упорядочен. Наши посетители знают, что мы вызываем по времени записи. Да, бывает, что ребенка нужно привести в конкретный день, а запись закончена, но мы готовы принять его в любом случае, и формируем дополнительную очередь.  
Деятельность любого учреждения социальной направленности, тем более медицинского, можно оценивать, прежде всего, по количеству жалоб его посетителей. Так вот, с внедрением «бережливого производства» негативных отзывов на работу врачей и персонала детской поликлиники №1 городской клинической больницы имени Архиепископа Луки г. Тамбова стало гораздо меньше, и эта цифра постоянно стремится к нулю. Но и над устранением тех недостатков, на которые указывают пациенты, администрация поликлиники будет работать.

На пути к «сбережению»

Зайдя в будний день в холл Рассказовской городской поликлиники, на первый взгляд, может показаться, что сегодня не рабочий день. Первое, что бросается в глаза, – отсутствие очереди в регистратуру. Дежурный администратор помогает посетителям сориентироваться, записаться на прием через инфомат либо сопровождает до кабинета врача. И пусть Рассказовская ЦРБ не является пилотной площадкой по внедрению «бережливых поликлиник», некоторые технологии здесь отработаны на «отлично». Экскурсию провела главврач Рассказовской ЦРБ Надежда Семьянинова, начав с регистратуры: 
- Мы только готовимся к запуску так называемой «открытой регистратуры». Пока у нас стеклянный барьер с окошками для общения регистраторов с пациентами. Планируем его убрать, оборудовать место для приема людей с ОВЗ, в отдельное помещение вынести колл-центр. Стеллажи с картами будут закрыты раздвижными дверями. Должна отметить, что наша картотека вот уже несколько лет функционирует в электронном режиме. Кроме того, мы перешли на электронную запись всех видов исследования и внесения результатов по ним.
Новые технологии требуют нового уровня общения с пациентами. Персонал регистратуры, несмотря на то, что прошел обучение и тестирование, в еженедельном режиме участвует в тренингах, помогающих в общении с посетителями избегать конфликтности.
Администрация медицинского учреждения работает и над разделением потоков своих пациентов. Для тех, кому помощь нужна срочно, – один маршрут, у кого визит плановый – другой. Отделение профилактики в городской поликлинике Рассказовской ЦРБ старается сберечь время и силы своих посетителей. Если раньше, чтобы пройти профосмотр, пациенты бегали по всем этажам, то сегодня все кабинеты, специалисты – на первом этаже. 
А вот в отделении стоматологии регистратура уже «открытая». Недавно у нее появился электронный информационный  стенд. На нем имеет место разъяснительная информация о расписании приема врачей, алгоритм записи на прием к врачу. Эта информация облегчает работу регистратора и помогает пациентам  легко ориентироваться в отделении при получении ими амбулаторной помощи.
- Нас ориентируют на «бережливые технологии» и открытость – будем работать в данном направлении, - говорит главврач Рассказовской ЦРБ Надежда Семьянинова. 

Подводя итог

Тамбовская область активно реализует проект «Бережливая поликлиника». В нем участвуют Котовская городская клиническая больница, детская поликлиника имени В.Н. Коваля, 1-я детская поликлиника больницы имени Архиепископа Луки, Рассказовская ЦРБ и тамбовская городская клиническая больница №4.
Благодаря внедрению "бережливых технологий" в поликлиниках исчезли очереди, оптимизирована работа диагностического подразделения и лаборатории, разделены потоки пациентов, эффективно организованы профилактические осмотры и диспансеризации. Кроме того, сократилось время ожидания приема врача - пациенты проходят обследования без очередей. В нынешнем году в проекте «Бережливая поликлиника» задействуют уже девять лечебных учреждений, а к 2024 году – 37 медицинских организаций.

Прямая речь:

Александр НИКИТИН, глава администрации Тамбовской области:

- Необходимо продолжить работу, направленную на повышение качества и доступности медицинской помощи. Прежде всего, это касается внедрения принципов бережливого производства в детских лечебных учреждениях. В четырех детских поликлиниках внедрены бережливые технологии, детям и родителям обеспечены комфортные условия пребывания, организованы открытые регистратуры, колл-центры, игровые, комнаты для кормления, кабинеты неотложной помощи, системы навигации. В 2019 году необходимо внедрить принципы «Бережливого производства» еще в девяти детских поликлиниках области.


  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер
Популярное
Вконтакте