Разговор с учителем

17 января, 08:59 Юлия Бардакова Прочитали 216 раз
О детях и родителях, о прошлом и настоящем – с представителем тамбовской учительской династии

Дети во дворе и на крыльце школы - какие-то по-особенному радостные и возбужденные. Или просто мне так кажется потому, что буквально через несколько дней – Новый год. Окна украшены снежинками, которые вырезали еще наши родители, мы с одноклассниками, а теперь уже и наши дети. Наверное, пройдет не один десяток лет, в школе сменятся несколько поколений учителей, а дети будут лепить в декабре на окна такие же бумажные снежинки.

Строгий мужчина в форменной одежде проверяет на входе мое служебное удостоверение:

– Через несколько дней срок действия закончится, – замечает он бдительно.

– Так ведь Новый год скоро! До конца года действительно, – оправдываюсь я.

Уборщица строга не менее:

– Бахилы нужно надеть!

– Конечно-конечно, – послушно достаю туго свернутый голубой комок полиэтилена.

В коридорах – звонкие стайки школьников, торопящихся к выходу. Завтра у них «елка», впереди – каникулы. На третьем этаже детей почти нет. Двери в кабинетах открыты. Поставленным «учительским» голосом Наталия Юрьевна Гущина приглашает меня войти:

– Проходите-проходите. Я Вас жду.

Несмотря на журналистское правило называть героев публикаций только по имени, сегодня нарушу его и буду говорить именно так – «по имени-отчеству». Сама выросшая в педагогической семье, считаю Учителей почти святыми, а называть их просто по имени – кощунством.

С Гущиными-Поляниными я заочно познакомилась в Доме молодежи на финале городского проекта «Династии».

 

О бабушке и маме

Основоположником учительской династии была бабушка Наталии Юрьевны – Татьяна Кузьминична Масликова. Она много лет работала учителем начальных классов в Березовской восьмилетней школе.

– Моя мамочка, Мария Ивановна Полянина, родилась в Мучкапском районе. Ее детство прошло в деревне с поэтичным названием Березовка. В 70-80-е годы прошлого века профессия учителя была значимой и почетной, учителя уважали все. Особенно в деревне, – рассказывает Наталия Юрьевна. – Мама окончила сначала начфак в Тамбовском педагогическом училище имени К.Д.Ушинского, а потом – заочно филфак пединститута.

К учителю прислушивались, к нему шли за советом. Дети ему подражали и, как губка, впитывали все, что слышали и видели в школе. Маленькая Наташа затаив дыхание наблюдала, как мама по вечерам готовится к урокам. Ученические тетради, поурочные планы, методическая литература – кажется, девочка уже в раннем детстве готовилась нести разумное, доброе, вечное.

После педучилища Мария Ивановна не вернулась в родную Березовку - стала работать пионервожатой в школе №4 Тамбова. В начале семидесятых пришла в школу №13 областного центра и трудится там до сих пор. Как и большинство учителей, мама и дочка не любят говорить о личных наградах, но с удовольствием делятся успехами своих учеников. Пьедесталы не только городских и региональных, но и всероссийских и международных конкурсов и олимпиад не раз покорялись «их детям». Талантливый педагог, Мария Ивановна прекрасно поет и замечательно рисует, активно участвует в художественных смотрах, спортивных соревнованиях. Благодарственные письма, грамоты, дипломы, нагрудный знак «За верность педагогической профессии» – нужна, наверное, отдельная газетная полоса, чтобы перечислить все ее награды и регалии.

 

О себе

– С самого раннего детства родители приучали меня к самостоятельности. Они никогда не стояли надо мной, заставляя делать уроки, – делится Наталия Юрьевна. – Даже если что-то не получалось, я не бежала за помощью к маме, а старалась все сделать сама.

Наталия Юрьевна называет маму Учителем во всех смыслах. И собственную дочь, и сотни тамбовских мальчишек и девчонок она всегда учила не только писать и читать. Чувство долга и справедливости, ответственность и самокритичность, дружба и взаимовыручка – эти высшие ценности Наталия Юрьевна впитала с детства.

– В мамином портфеле, большом и рыжем, всегда было много разноцветных карандашей и ручек. Среди этой радуги был один цвет, который больше всего привлекал мое внимание, – вспоминает наша героиня. – Красный. Именно красной пастой мама старательно выводила в тетрадях отметки своим ученикам. Позже я поняла, что за каждой тетрадью скрывалась тонкая, ранимая душа мальчика или девочки, которую учитель должен понять, услышать, раскрыть.

В доме Поляниных всегда было много книг - и художественной, и специальной литературы. До широкого распространения Рунета оставалось лет тридцать, и методические разработки еще нельзя было «скачать или сохранить». Наглядный материал учителя готовили своими руками, без компьютеров, принтеров, сканеров. Лучшими помощниками были акварель, фломастеры, ватман.

– Больше всего запомнились пятерки. Эти большие красивые отметки и сегодня продолжают стоять у меня перед глазами. Мне очень хотелось самой тоже поставить эту красивую пятерку Лене или Вите, – делится детскими впечатлениями Наталия Юрьевна.

– Лена? Витя? Это Ваши друзья? – уточняю я.

– Нет, – улыбается она. – Это были мои «ученики». Правда, вымышленные. Помню, даже маму просила разрешить красной пастой пятерку самой поставить.

Когда Наташе было лет пять, мама иногда брала ее с собой на работу. Девочка сидела на уроках, а порой даже «учительствовала». Брала указку, проходила по рядам и строго говорила: «Так… Так… Так…». И, конечно, любимой была игра «в школу» во дворе с друзьями. Мама брала ее в походы и с экскурсии по Цне на катере во время летнего пришкольного лагеря. Сколько Наталия Юрьевна себя помнит, вся ее жизнь связана с тринадцатой школой. Сначала дошкольницей приходила к маме, потом училась здесь, теперь – работает.

Как и мама, Наталия Юрьевна получила педагогическое образование сначала в педколлежде, потом – в ТГУ имени Г.Р.Державина. Так же, как мама, она разносторонне талантлива - окончила музыкальную школу, играет на фортепиано, любит рисовать, интересуется психологией, философией и архитектурой.

– Развиваясь сама, я развиваю детей! – объясняет Наталия Юрьевна. – Поэтому стараюсь участвовать во всех конкурсах, в которых предлагают. Вот и в городском проекте «Династии» мы с мамой с удовольствием приняли участие. Я критически отношусь к своей педагогической работе, постоянно работаю над совершенствованием своего мастерства.

 

О детях

– У своих учеников спрашиваю, кем они хотят быть. И многие говорят, что учителями, – словно хвастается Наталия Юрьевна. – Сейчас у меня в классе есть такие детки, в которых учительская жилка уже присутствует. Стараются и мне помочь по мере возможностей, и своим одноклассникам. Думаю, что любовь к школе я им однозначно привила.

Второй класс – еще малыши. Но Наталия Юрьевна уже практикует с ними взаимопроверку. Ученики, которые успешно выполнили задание, ищут и исправляют ошибки у товарищей. Правда, не красной пастой, которую так любят все без исключения дети, а зеленой. Для ребят это и доверие со стороны учителя, и большая ответственность одновременно.

В первый класс к Наталии Юрьевне приходят дети и садовские, и прошедшие предшкольную подготовку, и те, кого принято называть домашними. Она говорит, что особой разницы между ними не видит. Но в любом случае к каждому нужно в кратчайшие сроки найти индивидуальный подход.

– У меня есть ребенок, который обучается на дому, – рассказывает Наталия Юрьевна. – Вот с ним действительно сложно. В силу объективных причин он порой категорически не идет на контакт и не выполняет никакие требования.

А вообще дети есть дети. Да, они отличаются от нас. Да, они другие. Не лучше и не хуже. Просто другие. Они современные. Им легко даются новые технологии. Малыш трех-четырех лет писать и читать еще не умеет, а в «игрушках» на планшете легко разбирается. А в пять – мультфильмы в поисковых системах находит. Они будто на уровне врожденных инстинктов это делают. Хорошо это или плохо? Спорный вопрос.

Буквально каких-то лет десять-пятнадцать назад дворы многоэтажек, детские площадки были полны играющей и суетящейся малышни. Сейчас детей на улице почти не увидишь. Нас родители в качестве наказания гулять не выпускали. А мы своих детей наказываем тем, что планшет отбираем и заставляем на улицу пойти. Отсюда и малая двигательная активность, и сопутствующие заболевания, и особенности поведения, и отсутствие навыков живого общения со сверстниками. Да, Интернет – бесконечный кладезь информации. Но и всякой гадости там предостаточно. А дети пока не способны отбирать нужное. Только мы, взрослые, можем помочь им получать от «всемирной паутины» пользу и оградить от негатива.

– Родители молодые, современные, – констатирует Наталия Юрьевна. – Они почему-то стараются общаться со своими детьми на равных, выстроить дружеские отношения. Но мама должна быть мамой. На рынке была свидетелем, как молодая мама у сына лет пяти спрашивала совета, покупать ей пальто или нет. Ребенок сказал, что ему не нравится, и мама отложила вещь в сторону. Ну не понимаю и не принимаю я этого панибратства!

Рассказываю Наталии Юрьевне анекдот, который недавно услышала от своей мамы-учителя: «Два учителя разговаривают друг с другом. Один с возмущением отмечает: «Сейчас просто невозможно работать! Учитель боится директора, директор проверки, проверка родителей, родители детей, только дети никого не боятся!». Наталия Юрьевна невесело улыбается:

– В каждой шутке только доля шутки. Действительно, дети не боятся плохих отметок, не боятся расстроить родителей, оказаться в кабинете директора. Они равнодушные какие-то. Скорее всего, дети – просто отражение нашего общества. 

 И все-таки Наталия Юрьевна – оптимистка. Несмотря на все сложности педагогической профессии, она с уверенностью говорит, что школа – это Царство знания, доброты, взаимопонимания, взаимовыручки между коллегами. Администрация тринадцатой школы, где уже полвека работает династия Поляниных-Гущиных, во главе с директором всегда готовы поддержать, выслушать и помочь педагогам, ученикам и родителям.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер
Популярное
Резерв для «мира»
20 февраля 2018