В Тамбовской области было возбуждено почти 300 уголовных дел за "пьяную" езду

29 июня, 15:54 Анна Мещерская Прочитали 722 раза
Фото: Надежда Золотарева
Начальник региональной Госавтоинспекции рассказал в интервью "ТК" о борьбе с мздоимством и нововведениях в ПДД.
Вечного двигателя не бывает. Зато бывает «бесконечное» движение на улицах. Автомобилей становится больше, а следовательно, безопасность на дорогах превращается в национальную идею. В этом году Государственная автоинспекция отмечает свое 80-летие. За годы существования менялись названия, требования и профессионализм инспекторов, но суть всегда формировала содержание: дорожное движение должно быть безопасным. О том, как изменилась региональная система ГИБДД за последние годы, в чем преимущество информационных технологий и как решается кадровый вопрос, рассказал начальник УГИБДД УМВД России по Тамбовской области, полковник полиции Олег Кузьменко.

- Олег Владимирович, с какими результатами региональная Госавтоинспекция подошла к юбилею? И какова на сегодняшний день оперативная обстановка на дорогах?

- По итогам прошлого года впервые за последние двадцать лет зарегистрировано серьезное сокращение количества погибших в дорожно-транспортных происшествиях. На протяжении прошлого года мы имели отрицательную динамику показателя аварийности. Всего же в 2015 году за нарушения Правил дорожного движения к административной ответственности привлечено 760 тысяч водителей, свыше 19 тысяч пешеходов. Более 16 тысяч дел об административных правонарушениях, совершенных водителями, передано в суды, где 4,4 тысячи человек были лишены водительских прав. Что касается аварийности, то в 2015 году в 1713 дорожно-транспортных происшествиях погибло 202 человека и 2343 получили ранения. Впервые, начиная с 2012 года, в области зарегистрировано снижение количества ДТП с водителями в состоянии опьянения.

К сожалению, 2016 год начался с роста числа погибших в дорожно-транспортных происшествиях. За пять месяцев текущего года в регионе зарегистрировано 506 ДТП, в которых 52 человека погибли и 676 получили ранения. Благодаря активной работе с администрацией Тамбовской области и иными правоохранительными органами по итогам пяти месяцев удалось стабилизировать ситуацию. Мы с оптимизмом смотрим на этот год, есть предпосылки говорить о сокращении числа людей, погибших в ДТП.

- А, на Ваш взгляд, каковы основные составляющие безопасности дорожного движения?

- В России выработан комплексный подход к решению проблем безопасности на дорогах. Сформирована комплексная программа повышения безопасности дорожного движения, которая включает несколько взаимосвязанных между собой элементов.

Начинать, на мой взгляд, нужно с формирования навыков безопасного поведения детей на дороге, правил их перевозки в транспорте. То есть с тех правил, которым учат юных участников дорожного движения в детских садах и школах.

Второй аспект касается подготовки водителей. В последнее время серьезные изменения и в плане материально-технической базы, и в плане практической подготовки коснулись системы обучения водителей. К автошколам предъявляется больше требований, увеличилось количество часов, которые отводятся на практическое вождение. С 1 сентября вводятся новые правила приема экзаменов у кандидатов в водители. Уже утвержден административный регламент, поэтому мы надеемся, что комплекс предпринятых мер позволит повысить качество подготовки водителей.

- Экзамен станет строже или он принципиально изменится?

- Нет, будут введены иные требования к экзамену. Три года назад мы зафиксировали рост количества ДТП, совершенных молодыми водителями. Начали разбираться в причинах и выявили точки, на которые можно воздействовать. Если с теоретической частью вопросов, как правило, не возникает – сегодня в Интернете множество приложений, в которых можно проверить свои силы, – то практическая подготовка нуждается в корректировке.

Раньше инструкторы обучали вождению на улицах с наименьшей интенсивностью движения, где опасность меньше всего подстерегает начинающих водителей. Когда мы изменили экзаменационные маршруты, то с первого раза вся группа не смогла проехать по Комсомольской площади, потому что они этого никогда не делали. Мы подошли серьезно к этому вопросу, поменяли экзаменационные маршруты, а соответственно, и тренировочные, направив начинающих водителей на улицы с наибольшей интенсивностью движения. Практика показала, что такая система дала свои результаты.

Третья составляющая безопасности на дорогах – это, безусловно, повышение ответственности водителей. Законодатели и Правительство активно меняют существующие нормы Кодекса об административных правонарушениях, правила дорожного движения, повышая ответственность за превышение скоростного режима, за неиспользование ремней безопасности, за нарушение правил перевозки детей. Не так давно была введена уголовная ответственность за повторное управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Последствия «пьяной» езды на сегодняшний день плачевны. К сожалению, все еще велико количество людей этой категории, только в текущем году возбуждено 272 уголовных дела по статье 264.1 Уголовного кодекса РФ. Мы ожидали, что их количество будет меньшим.

- Профилактические мероприятия, которые проводят сотрудники Госавтоинспекции, приносят положительный эффект?

- Конечно. Они потому и называются профилактическими, что об их проведении мы оповещаем заранее через СМИ. Поймите, что цель подобных мероприятий заключается не в том, чтобы выявить как можно большее количество нарушений, а чтобы предостеречь водителей, сделать так, чтобы хотя бы в момент проведения минимизировать количество ДТП.

Еще одной составляющей комплекса воздействия на водителей стала новация оплаты 50-процентов штрафа в течение двадцати дней. Это, на мой взгляд, во многом стимулирует людей и в результате в большинстве случае формирует ответственность. Кстати, многие водители стали самостоятельно использовать электронный сервис для получения информации о наложенных штрафах. Есть, конечно, категория злостных нарушителей, но и к ним законодатель потихоньку подбирается. Сейчас в Правила дорожного движения внесено понятие «опасное вождение». Хотя ответственность за такую езду пока не прописана, определение уже есть. Так что нарушители должны понимать, что в скором времени появятся и санкции.

- Олег Владимирович, сегодня огромнейший пласт ответственной работы ложится на плечи автоинспектора. Как после двух волн сокращений обстоят дела с кадрами? Успевают сотрудники справляться со своими обязанностями?

- Сокращение личного состава затронуло многие правоохранительные ведомства, коснулось оно и наших подразделений. Что мы смогли предоставить взамен? Мы внедрили технические средства автоматической фиксации правонарушений. Сегодня на территории области функционирует около ста таких комплексов. Примечательно, что технические средства автоматической фиксации правонарушений доказали свою эффективность.

В области снизилось количество экипажей ДПС, но вместе с тем изменилось и законодательство. Если раньше сотрудники ГИБДД в ста процентах случаев оформляли ДТП с материальным ущербом, то теперь это обязанность водителей. Мы оказываем помощь там, где может возникнуть задержка движения.

- Какие задачи Вы ставите перед сотрудниками и как осуществляется борьба с мздоимством?

- Наша общая задача – профилактика дорожно-транспортных происшествий. Мы уже давно не гонимся за количеством выявленных нарушений, но при этом возрастает контроль за эффективностью использования рабочего времени сотрудника. Для этого в каждом патрульном автомобиле установлен видеорегистратор, фиксирующий не только действия автоинспектора, внешнюю обстановку, но и содержание бесед, которые ведутся в машине. Согласно действующему административному регламенту все административно значимые процедуры должны проводиться при видеофиксации: беседы с нарушителем, составление протокола, освидетельствование, если это необходимо.

В вопросе противодействия коррупции принято достаточное количество нормативных документов МВД, в которых определен порядок сообщения сотрудника, когда его склоняют к коррупции. Отмечу, что фактически ежедневно инспекторы пишут рапорта о предложении взятки со стороны нарушителя ПДД. Только за 5 месяцев 2016 года мы получили 223 таких уведомления, 52 сообщения направлено в Следственный комитет, возбуждено 9 уголовных дел.

- Олег Владимирович, сегодня многие люди выкладывают в Интернет видео со своих авторегистраторов о том, что происходит на дорогах. А лично Вы следите за подобными сообщениями?

- Мы не просто следим, мы на них реагируем. Ежедневно на наш сайт люди присылают порядка двадцати сообщений о нарушениях, мы их регистрируем и проводим проверку.

Не так давно на Президиуме Госсовета по вопросам безопасности, который проводил Президент в Ярославле, обсуждалась довольно интересная система взаимодействия с населением. Рассматривался опыт Татарстана, где местное Правительство создало систему «Народный инспектор». Каждый житель Республики может установить программу на свой смартфон. Единственное ограничение: он должен быть зарегистрирован на портале госуслуг. Человек может сфотографировать нарушение на телефон и направить в coll-центр Республики Татарстан, там проверяют сообщение на корректность и отправляют в ГАИ. Таким образом, в Татарстане к ответственности было привлечено около 37 тысяч автовладельцев, только 377 сообщений было обжаловано в суде.

Я думаю, что активное вовлечение неравнодушных жителей в систему воздействия на нарушителя имеет хорошую перспективу. Однако сейчас нет законодательного обеспечения этого вопроса, тем не менее, работа в этом направлении ведется.

- Олег Владимирович, подведите небольшой итог деятельности Госавтоинспекции. Что бы Вы хотели пожелать Вашим коллегам, ветеранам службы?

- За последние годы работа сотрудников ГАИ очень сильно изменилась. С внедрением компьютерных технологий, новой техники существенно повысился профессионализм инспекторов. Могу сказать наверняка: сотрудник ДПС десятилетней давности и сотрудник ДПС сегодня – это два кардинально разных человека и в моральном, и в профессиональном плане.

В преддверии юбилея хотелось бы выразить слова благодарности всем сотрудникам и ветеранам службы, потому что профессиональный опыт, условия, в которых мы сегодня работаем, созданы благодаря им. Ветеранам, конечно же, хотелось пожелать здоровья и долголетия, а действующим сотрудникам - терпения, здоровья, семейного благополучия и достойного материального вознаграждения.

- Спасибо за беседу!

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер
Популярное
Вконтакте