Олег Шумилин: "Я очень люблю российское кино"

24 января, 15:39 Анна Мещерская Прочитали 2 725 раз
Фото: Надежда Золотарева
Продюсер Тамбовской студии кинохроники Олег Шумилин рассказал о съемках, работе и любимых фильмах

В Тамбове подходит к завершению монтаж художественного короткометражного фильма о жизни Героя Советского Союза Николая Кузнецова. Он станет третьим фильмом цикла "Моменты судьбы", который снимает Тамбовская студия кинохроники. Премьера назначена на 15 февраля – День вывода советских войск из Афганистана. Несколько лет назад генеральный директор, продюсер студии кинохроники Олег Шумилин решил посвятить свою жизнь "важнейшему из искусств". Что из этого вышло и за что нужно уважать российское кино, узнал "ТК".

Тяга к приключениям

- Заходите, заходите. Чай, кофе?

В небольшом кабинете, несколько аскетично обставленном, живой и подвижный Олег Шумилин, казалось, заполняет собой пространство.

- Любите театр? – спрашиваю у Олега, кидая взгляд на стену, где висит плакат с изображением театрального мастера Аркадия Каца.

- Театр люблю, - улыбается Олег. – Но знаете, как в старом анекдоте, когда кинооператора пригласили в театр. Он отказывает, мол, еще чего. Два часа на общий план смотреть. 
Смеемся.

- Как Вы в кино пришли?

- Ну, это больно громко сказано.

- Хорошо. Переформулирую вопрос, - сдаюсь я. – Как Вы решили связать свою жизнь с этой профессией?

Олег усаживается поудобнее, взглядом предлагая сделать то же самое и нам. Чувствую, история будет интересная.

- Все закрутилось году так в 92-м. Я был молодым, и меня тянуло на всякие приключения. Я тогда музыкой занимался, играл в группе. Было время, на заводе работал. Потом развалился Советский Союз, настала пора, когда никто не понимал, как нужно жить. Мы тогда с другом в ателье работали. Шили кожаные куртки.

- Те самые, из "девяностых"?

- Да, да. Но бизнес у нас не удался. В это время как раз открывалось тамбовское телевидение, друг меня туда и пригласил. Я начинал с ассистента звукорежиссера. Так и остался на TV. Люди меня окружали творческие, поэтому захотелось и мне какого-то развития. Пригласили поехать учиться в институт Останкино. Я личность увлекающаяся, поэтому согласился. Отучился. Вернулся обратно. И опять: работа, работа, работа. Повышение квалификации. Опять работа. В один прекрасный момент взыграли амбиции. Как же?! В Москву хочется. Я тогда был звукорежиссером десятой категории – всего категорий одиннадцать, но последнюю присваивают только за выслугу лет. Я решил поступить в институт и получить профессиональное образование. Все бросил и уехал в столицу, где поступил в Санкт-Петербургский институт кино и телевидения. Причем поступил я платно, помню, по тем временам год обучения стоит 400 долларов. Для Москвы это были не деньги Я на первых порах в месяц около 200 долларов зарабатывал.

- Работу быстро нашли?

- О! Это отдельная история. Приехав в Москву, я пошел в первый попавшийся ларек, купил "Желтые страницы". Помните, были такие справочники? Открыл раздел "Радио, телевидение", выписывал номера и звонил, спрашивал, нужны ли сотрудники. Потом отправлял резюме. В общем, работу я нашел за неделю. Устроился на Авторское телевидение в звукоцех. Сначала взяли микрофонным оператором, кто же тебя сразу в специалисты-то возьмет? Потом меня заметили, я стал, что говорится, по карьерной лестнице продвигаться.

Путь в кино

Звучит, как в жизнеутверждающих американских фильмах. Пришел, увидел, потрудился, победил. Иногда кажется, что так только в кино бывает. Оказывается, жизнь куда более непредсказуема.

- Мой друг Игорь Бучнев – теперь он маститый оператор, среди его работ сериал "Восьмидесятые" - позвал меня работать в кино. Так я оказался на "Мосфильме" в студии "2В", ей руководил Давид Кеосаян, а режиссером был его брат Тигран Кеосаян. Моей первой работой стал сериал "С Новым счастьем" режиссера Леонида Эйдлина с Ириной Муравьевой в главной роли. Потом был проект "Мужская работа" Тиграна Кеосаяна. Сюда я попал в качестве бум-оператора – это тот, кто держит микрофонную удочку. Но в силу того, что опыт работы был большой, меня заметили. Было интересно. Вообще, кино – интересная вещь. Ни с чем его не сравнить. В него влюбляешься с первой минуты.

- У Вас тоже произошла любовь с первого взгляда?

- А как же! – улыбнулся Олег. – Жаль, что все продлилось не так долго. Я заболел. Поэтому пришлось вернуться в Тамбов. Был тяжелый момент в моей жизни, с работой тоже были проблемы. Потом удалось устроиться на радио звукорежиссером. Но и тут как-то все не заладилось. Понял, что нужно искать себя. Снова вернулся на тамбовское телевидение в качестве режиссера редакции заказных программ.

- Сложное название… Зато звучит красиво, - вставляю я.

- Проще говоря, я занимался рекламой. Коллектив был маленький, поэтому каждый из нас был таким "многостаночником". Начались интересные проекты. Мы даже ток-шоу организовали, построили большую студию. Было круто. Потом коллеги открыли в Тамбове некую Production studio с перспективой создать свой канал, они решили снять полнометражное кино. В 2003 году в тогда еще действующей филармонии была большая премьера фильма "Русские бабы" с Раисой Рязановой в главной роли. Раиса Рязанова – это третья героиня из "Москва слезам не верит". Помните?

Как же не помнить? Знаменитая картина Владимира Меньшова стала одним из немногих отечественных фильмов, удостоенных Оскара.

- Сценарий "Русских баб" написал Вячеслав Рогожкин, теперь уже маститый сценарист, среди работ которого "Крик совы", известный тамбовчанам фильм "Парижане" с Пьером Ришаром в главной роли. Для меня это был интересный опыт в качестве звукорежиссера. Так я попал конкретно в кино. Потом опять стало тяжело. Я ушел работать в коммерческую структуру. Был "человеком по рекламе". Там я отсидел одиннадцать лет.

- Отсидел? Не слишком оптимистично звучит.

- Почему же? Нужно было зарабатывать. Одно дело творчество, другое дело, что и без денег жить нельзя. Но, как я уже убедился, просто так в жизни ничего не бывает. Тому, что я сейчас делаю, во многом научился благодаря рекламе, коммерческим проектам. Два года назад я ушел из коммерческой структуры.

Неизвестное об известном

Если честно, всегда удивлялась людям, которые с легкостью меняют работу, города, стиль жизни. Не уверена, что именно легкие на подъем товарищи вершат историю, но то, что свою лепту в развитие сего мира они вносят, это точно. А что было потом?

- Вот остался я без работы. Сижу и думаю: а как жить дальше? Вроде бы за плечами и масштабные высокобюджетные рекламные проекты, и организация концертов российских звезд, и кино опять же. Вдруг я кому-нибудь пригожусь?

Прихожу устраиваться на работу, сидит девчонка лет 25 и меня тестирует. Еще на одном собеседовании паренек не старше тридцати лет – секретарша у него с длинными ногами – что-то у меня спрашивает. Вышел с одной мыслью: если они смогли, чем я хуже? Пришел домой, не зная, что делать, но с уверенностью – делать что-то нужно. 

- Решили вернуться в кино?

- Да. Работая в рекламе, я понял, что мне нравится – есть такое современное слово - "мутить", заражать людей какой-то идеей, когда люди тебе верят. В общем-то, это все называется "быть продюсером". 

- А как пришла идея начать снимать фильмы об известных людях Тамбовской области? Размах мыслей у Вас глобальный…

- Еще лет пятнадцать назад, когда я работал на телевидении, мы решили выпустить свою передачу. Она называлась "Мужской клуб". Правда, в эфир пошло три или четыре выпуска, тогда это было мало кому нужно. А мы взяли и выставились с этой программой на ТЭФИ и получили вторую премию. В этот же год "Полис" тоже получил эту награду, но за передачу "Регион-68". Интересно получилось, что оператором двух этих передач был один и тот же человек. Только на одном канале он работал официально, а на другом нет. Так что он получил два ТЭФИ в один год. Еще тогда было желание снять что-нибудь о людях Тамбовского края.

- Получается, хорошие идеи никогда не уходят безвозвратно, - философски подмечаю я.

- Вышла вот какая история. Не так давно ко мне обратилась девушка с просьбой снять видеообращение к своему молодому человеку. Они познакомились на юге, он из Тамбова, а она откуда-то из Сибири. Из-за него она, собственно говоря, и переехала в Тамбов. Пришла ко мне и говорит: "Какой же у вас крутой город. Здесь целый кладезь имен, а история какая!". Если честно, она мне глаза открыла. Позвонил своему знакомому по ТТВ сценаристу Алексею Товма, объяснил, что неплохо было бы снять кино о Тамбовщине. Начал думать, где деньги взять. Проект-то некоммерческий. А так хочется после себя что-нибудь оставить. Так совместными усилиями родился проект "Моменты судьбы".

Чего мы не знаем

Фильм о Николае Кузнецове стал третьим в цикле "Моментов судьбы". До этого в свет вышла короткометражка об Иване Владимировиче Мичурине и Сергее Васильевиче Рахманинове.

- По какому принципу Вы отбираете героев для своих фильмов?

- Ну, принцип простой, - улыбается Олег Шумилин. – Во-первых, выдающихся личностей не так уж и много. Во-вторых, хочется взять за основу какой-нибудь необычный факт, то есть за что можно зацепиться. Начинаешь копаться в биографии человека. Например, все знают, что Мичурин выращивал яблоки, но не многие знают, что помимо яблок он занимался селекцией вишни, дыни, абрикоса. Иван Владимирович был выдающимся человеком. Ему даже предлагали по тем временам огромную сумму денег – 80 тысяч долларов, - чтобы увезти все сады в США. Он отказался. Этот факт лег в основу короткометражного фильма о нем. Хотите трейлер посмотреть?
Утвердительно кивнув, мы вместе с Олегом повернулись к экрану. Нет, пересказывать сюжет короткометражки я не буду. Скажу одно: посмотреть стоит. После Мичурина был фактически премьерный показ фильма о Сергее Васильевиче Рахманинове. Его снимали в Ивановке. История о том, как найти в себе силы, чтобы жить и творить. Скоро зрители смогут увидеть историю еще одного выдающегося человека Николая Кузнецова, смерть которого запросто могла бы лечь в основу какого-нибудь голливудского блокбастера, а стала еще одним примером доблести российского офицерства. В наградном листе о присвоении звания Герой Советского Союза говорится: "21 апреля 1985 года группа лейтенанта Кузнецова получила задачу - в составе роты разведать месторасположение и уничтожить отряд моджахедов, расположившийся в районе кишлаков Сангам и Даридам провинции Кунар в Мараварском ущелье. В ходе выполнения поставленной задачи подразделение Кузнецова было отрезано от основных сил роты. Завязался бой. Приказав группе пробиваться к своим, офицер вместе с тыловым дозором остался обеспечивать отход. Оставшись один, лейтенант Николай Кузнецов сражался до последнего патрона. Последней, шестой гранатой, подпустив врагов поближе, он подорвал их ценой своей жизни". 

- Получается, что, изучая судьбы наших земляков, Вы учитесь по-другому смотреть на жизнь?

- Конечно. Я не хочу себя хвалить, но мне не стыдно за то, что мы с коллегами делаем. Я считаю, что это достойная работа. Если в короткометражке о Рахманинове мы делали совмещение – Сергей Васильевич говорит сам с собой – это старый прием, к нему многие прибегают. То в фильме про Кузнецова мы сделали большой технический прорыв. 

Немного помолчав, Олег добавил:

- Мне один знакомый сказал, посмотрев фильм о Мичурине, что фильм снят на Эзоповом языке. Так сейчас и о "Викинге" говорят.

- Я не смотрела.

- А я посмотрел. 

- И как?

- Мне понравилось. Я вообще не люблю критиковать, потому что, когда люди что-то делают, они вкладывают в это свои мысли, свою душу. Не обязательно называть фильм или книгу неприличными словами. Если ты что-то не понял, то это твои проблемы. А критика – самый простой ход. Вместе с режиссером Ольгой Товмой мы работали над фильмом о Кузнецове, спорили, дорабатывали. Потом делали досъем. Но опять же все упирается в бюджет. Конечно, круто снимать фильм об Афганистане хотя бы в Дагестане. Но у нас нет возможности привезти туда съемочную группу. Это стоит огромных денег. Стали искать локации в Тамбовской области, нашли одно-единственное место в карьере, более-менее похожее на Афган. Но снимаем с тем, что есть. 

- Актеры местные?

- Да, кто в Мичуринском театре играет, кто в Тамбовском…

Продолжение следует…

Задаю вопрос, который во время беседы так и намеревался слететь с языка:

- Будете что-нибудь снимать после Кузнецова? Или не думали об этом?

- Вчера, - засмеялся Олег. – Конечно, на сто процентов сказать не могу. Но по всем расчетам хотелось бы снять фильм о Зое Космодемьянской. Вообще, планов в голове много. Есть идея снять фильм о том, как не встретились Агапкин, Шатров и Рахманинов. Трое выдающихся музыкантов были связаны в одно время с Тамбовщиной, могли ли они вообще встретиться? Но где взять деньги? Честно признаюсь, видеопроизводство – дело недешевое. Это в Москве бюджет фильма на три умножается, у нас все по-другому. Есть идея, чтобы уж совсем довершить музейный комплекс, снять фильм об Асееве. Но пока мы не можем найти, за что зацепиться. Есть один факт: сын Асеева был автором первой автоаварии в Тамбове. Но это не самая лучшая история. 

- Столько лет прошло, а сыновья богатеньких родителей все так же гоняют на своих авто, - иронически замечаю я. 

- Была мысль с этого и начать. Приходят к Асееву полицейские и говорят: вот ваш сын, условно, на Большой улице в клумбу влетел. Так промышленник стал восстанавливать Тамбов. Но это шутка.

- А если фильм о Зое Космодемьянской будете снимать, современные мифы затронете?

Секунду поразмыслив, Олег добавил:

- Это, может быть, лично мое мнение, но я думаю, его многие поддержат: что значит фраза, что якобы Зоя не совершала подвига? Попробуй, вынеси все это. Девочка перенесла страшные муки. Думаете, так легко за Родину умереть? Не нужно опошлять историю. Я не люблю, когда ее вообще трогают, когда памятники сносят. Зачем издеваться над своим прошлым?

- Раз уж заговорили о прошлом. В этом году столетие русской революции. Не было желания снять фильм о Гражданской войне, об Антоновщине?

- Знаете, в свое время об Антонове фильм уже снимался, не очень хочется повторяться. 

- Но Гражданская война не только Антонов. Тамбовскую губернию многие в те годы пытались кровью залить…

- Да… Была идея снять фильм о том, что стало с Тамбовщиной после Гражданской войны. Но опять все упирается в деньги. Были бы средства, мы, может быть, не успевали бумагу "марать".

За что любить российское кино?

Нравятся мне увлеченные люди. Они умело жонглируют идеями, подбрасывая их, словно дровишки, в огонь мыслительного процесса. За беседой о высших материях тема разговора перешла к российским фильмам, как-никак недавно Год отечественного кино проводили… 

- Вы сказали, что не любите критиковать российские фильмы. Но за последние пару десятилетий наше кино мало кто хвалил. Вы любите русский кинематограф? И есть ли будущее у "важнейшего из искусств" в регионах?

- Я очень люблю российское кино, многое пересмотрел. Бывают настоящие откровения. Наше кино ментально. Да, я раньше засматривался Кевином Костнером. Многое нравилось у западных режиссеров. Сейчас иначе к этому стал относиться. Может, это с возрастом приходит? Хотя соглашусь, что отечественное кино не такое крутое, как американское.

- Меня другое удивляет, - раз уж наступили на больную мозоль, то "пропадай корова", подумала я. – У нас удивительнейшие режиссеры, талантливые актеры и какая-то необъятная масса идей, которые могли бы лечь в основу хорошего сюжета. Но ведь за душу берет один фильм из десяти…

На мой крик души Олег ответил резонно:

- А Вы попробуйте профинансировать некоммерческий проект. Думаете, так много меценатов, готовых вложиться в "умное", качественное кино? Меня как киношника порой зло берет. Вот прошел Год кино, а в регионе его никак не отметили… Хорошо, что есть люди, которые выделяют средства на то, чтобы мы могли снимать фильмы. Когда знакомые узнают, что есть кто-то, кому не жалко денег на киноискусство, то всегда удивляются, говорят: "Да кому это вообще нужно?" Я не знаю, что движет меценатами, ведь проекты у нас некоммерческие, они ничего от своих вложений не получают. Но хочется выразить им огромную благодарность.

- Есть же люди, которые живут ради любви к искусству…

- Возможно. Завершая тему Года кино, скажу: да, меня задевает, когда Фонд кино финансирует фильмы по типу камеди. На мой взгляд, это не очень правильно. Есть куда более серьезные проекты. 

- Не стоит забывать о зрительской симпатии. Легкое кино сегодня в моде…

- Соглашусь. Зритель у нас, пардон, несколько необразованный. После просмотра "Викинга" многие спрашивали, а Корсунь - это что за город? Потом эти люди будут фильм критиковать… На мой взгляд, "Викинг" получился масштабным. И мне кажется, что вся эта критика, которая сегодня обрушилась на фильм, часть спланированной PR-акции… Возвращаясь к теме зрительских предпочтений, отмечу, что сегодня прокат в регионах строится по интересной схеме. Сколько добротных, качественных фильмов проходят мимо нас, потому что прокатчики сами решают, что будут смотреть зрители. 
Мне почему-то подумалось, что в киноиндустрии непонятно, кто кого воспитывает: зритель - создателей фильма либо наоборот. Если уж совсем удариться в философию и размышления о разумном, добром и вечном, то кино должно чему-то учить. Может, даже самая низкопробная комедия чему-то учит, только вот, глядя на шедевры советского кино, думаешь, куда же это все подевалось? Но, к сожалению, Олег во время разговора ответил на мой вопрос. У хорошего кино должны быть хорошие спонсоры. Денег, увы, не хватает. Но надеяться на лучшее стоит.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер