Как живет сосновская конноспортивная школа

1 июня, 11:12 Анна Мещерская Прочитали 1 450 раз
Фото: Анны Мещерской

Здесь меняют железных коней на настоящих и не жалеют об этом. А еще здесь точно знают, что кони – это про любовь. Сосновская конноспортивная школа в этом году отмечает юбилей. Пятнадцать лет назад в пригороде райцентра появились первые обитатели, с тех пор жизнь у любителей лошадей круто поменялась. ТК расскажет почему.

ИЗ СУРГУТА С ЛЮБОВЬЮ

 - Здесь Мекка бездомных животных, - Анастасия Полубенкова, хозяйка конюшни и по совместительству тренер, почти что на пальцах объясняет, как в одном месте оказались люди, кони, ослики, поросята и еще бог весть кто… Оказалось, все просто: одних подбросили, других купили, третьи пришли добровольно, а кого-то и вовсе спасли от бойни. Тут у каждого своя история.

Анастасия Полубенкова лошадьми «заболела» в детстве. «Болезнь» признали неизлечимой, а саму Настю безропотно отдали в конноспортивную школу. Правда, началось все с обмана. В родном Сургуте в конный спорт принимали с одиннадцати лет. Насте было десять. Варианта было два: либо ждать год, либо действовать. Ждать девочка не хотела, в одиночку пошла в поликлинику и попросила выдать ей справку с «нужным» возрастом. В конюшне пропадала сутками. А когда зашла речь о выборе профессии, даже варианты перебирать не стала. Решила: кони – это навсегда. В 2007 году Анастасия Полубенкова сменила город нефтяников на тихий поселок в Тамбовской области. Поначалу хотела просто посмотреть, мол, что тут да как, а осталась насовсем. Набрала детскую группу для занятий верховой ездой, потом взрослые подтянулись. В общем, завертелось…

- Бывает, люди насмотрятся роликов в Интернете и думают, что с лошадьми все просто. Сел и поскакал. В жизни все иначе, - поясняет тренер.

Верховую езду невозможно сравнить с вождением автомобиля или велосипеда. Здесь одна голова на двоих. Конник думает за себя и за лошадь. Он же для нее и лучший друг, и парикмахер, и уборщик. У всадников правила простые: за конем ухаживаешь сам. Моешь, чистишь, заплетаешь гриву, разогреваешь…

Вероника Воробьева вычищает Батыр-бая – коня до крайности любопытного. Веронике всего двенадцать. В конный спорт пришла пять лет назад.

- Как относиться к лошадям? – спортсменка от работы не отвлекается, но разговор поддерживает. – Каждый всадник знает, что к любой лошади нужен свой подход. Вот мой Батыр-бай, например, цыганский конь, выкупленный. С ним нужно быть осторожнее. Если на него садятся неподготовленные всадники, он начинает их испытывать. Естественно, справиться с ним они не могут. Он просто останавливается и никуда не идет.

 С конем договариваются по-разному. Особенно на манеже. Будем честны: коню до препятствий нет никакого дела. Прыгать нужно всаднику, но не коню. Убедить пятисоткилограммовое животное, что ему нужно преодолеть высоту в человеческий рост, – уже искусство.

ВЕРХОМ НА ЗВЕЗДЕ

 Грандалина – местная звезда. Лошадь премиум-класса. В свое время входила в состав сборной России. Побеждала в Германии и Италии. Она и сегодня выезжает на соревнования. Несмотря на такой послужной список, Грандалина лишена снобизма. Ей порой «поручают» начинающих спортсменов. Она и поправит там, где нужно, и проявит невероятное терпение, если всадник начнет нервничать.

Валентина Францева - начинающий спортсмен-конник, в «гражданской» жизни – страховой агент. Жалеет только об одном, что раньше не овладела навыками верховой езды.

- Мне тридцать семь лет, и меня часто спрашивают: зачем тебе все это? А я себя здесь нашла, - говорит Валентина. - Конюшня – это не спортзал, не рядовая секция. Хотя здесь колоссальные физические нагрузки. Честно скажу: это дорогой вид спорта. Но для меня это единственное занятие, куда мне не жалко вкладывать деньги. Потому что лошадь – это больше, чем любовь. Ты смотришь ей в глаза – и в них можно увидеть все: океан, небо, звезды, в них можно утонуть. Это нельзя передать словами. Общение с лошадьми полностью меняет мировоззрение. Я стала более смиренной, умиротворенной и спокойной, хотя лошадь – это не про покой. Лошадь – это стихия.

Валентина попала на сосновскую конюшню случайно. А уехать уже не смогла. Шесть лет лошадей «любила с земли», кормила и ухаживала, помогала спортсменам на соревнованиях, но оседлать стихию боялась. Страх прошел в одну минуту.

- Однажды утром я проснулась и поняла: хочу тренироваться. И я очень благодарна Анастасии Геннадьевне, что она меня приняла. Теперь у меня есть цель: мне бы хотелось выполнить, как минимум, первый юношеский разряд.

 В лошадей влюбляются сразу и без оглядки. Кажется, что внутри просыпается что-то дикое и первобытное, что лошадь и человек - про одну историю. Новичков спортсмены предупреждают: романтику стоит оставить за пределами конюшни, ибо просто с лошадьми только на картинке. В реальности это и дорого, и физически тяжело, а порой и морально непреодолимо. Особенно если лошадь занемогнет. Когда говорят про «лошадиное здоровье» - лукавят. Кони болеют часто. Непросто и самому спортсмену: так, чтобы участвовать в соревнованиях, ему нужно не только вступить в Федерацию конного спорта, обязательна страховка для самого всадника.

ЕЩЕ РАЗ ПРО ЛЮБОВЬ

 Выходных на конюшне не бывает: здесь всегда людно. Тренируются спортсмены, учатся сидеть в седле взрослые и дети. Проходят занятия по иппотерапии, фотосессии для новобрачных, экскурсии для школьников, ребят из детских лагерей и представителей различных организаций. А еще реализуются собственные проекты. Семь лет подряд на конюшне проводят этнопраздники.

- И в наших традиционных праздниках много смыслов, - рассказывает организатор этнопроектов Ольга Базанчук. - Мы не просто развлекаем, мы играючи прививаем любовь и гордость к нашей народной культуре. Ведь и праздники, и семья, и природа всегда были важной ценностью в нашем обществе.

К слову, к семейным ценностям здесь подход особый. Хотя бы потому что и сама конюшня – дело семейное. Старший сын Анастасии Полубенковой Матвей уже покоряет высоты конного спорта. А главные награды – точно впереди.

- В этом году участниками этнопраздника стали около сотни человек. Больше мы и сами не в силах потянуть. Но рады, что люди приезжают к нам. Мы стараемся найти всем занятие по интересам. Кто-то из глины лепит, кто-то цветочные венки плетет, кто-то играет в традиционные русские игры. Хотим ли мы тем самым привлекать людей в конный спорт? Да всех не привлечешь. Нужно отдавать себе отчет, что это достаточно узкая история. Мы просто хотим делиться добром с гостями конюшни. Мне кажется, что от нас люди уезжают в благостном состоянии и с улыбкой на лице, лошади – это же огромная положительная энергия. Разве не счастье, когда ты делаешь людей лучше и добрее?

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер