Почему молодые тамбовские педагоги «бегут» из школ?

13 апреля, 12:54 Эльвира Кондратенко Прочитали 1 125 раз
Фото: newvz.ru
Как оказалось, учителя в большинстве своем уходят в «никуда». Только после увольнения начинают думать о дальнейшем трудоустройстве.

Школы рапортуют об успехах, а учителя все равно часто навсегда уходят из государственной педагогики. Мы решили разыскать учителей, которые сделали это, и систематизировать проблемы, которые, по их мнению, делают работу школьных педагогов безмерно тяжелой. Как оказалось, учителя в большинстве своем уходят в «никуда». Только после увольнения начинают думать о дальнейшем трудоустройстве. Их уход больше напоминает побег. Основная причина со слов учителей: «Все надоело. Больше не могу». При попытке уточнить: «Что больше не могу?» - получаешь целый букет проблем, завернутый в многослойные отрицательные эмоции.

ПЕРЕГРУЗКИ

Анна Ершова пришла работать учителем начальных классов сразу после университета. С первых дней работы – «свой класс». Как классный руководитель она должна отвечать за детей с первого по последний урок и присутствовать в школе от звонка до звонка. Перемены – период повышенной нагрузки, так как учитель несет единоличную ответственность за жизнь и здоровье детей. «Окон», когда дети уходят к другим учителям, немного. Редко удается избежать дней, когда нужно вести уроки с первого по последний (с 8:00 до 15:30 при восьми уроках или с 8:00 до 14:35 при семи), то есть семь с половиной или шесть с половиной часов.

 - Первое время после того, как приходила с работы домой, падала на кровать и просто минут сорок лежала, не двигаясь. В школе присесть было практически невозможно. Урок – на ногах, перемена – на ногах. С непривычки было очень тяжело чисто физически, - делится Анна.

Только вот придя домой работать приходилось не меньше, признается девушка, а то и больше. Во-первых, проверка тетрадей - в среднем несколько десятков за вечер. Во-вторых, справки, отчеты, аналитические записки, анализы конкретных работ и учебы в целом, за определенный период, в различных разрезах, списки учеников с адресами и без адресов, стоящих и не стоящих на различных учетах, посещающих кружки, участвующих в Олимпиадах - все это зашкаливало за все разумные пределы.

 Не только ученики делают домашние задания. Педагог также готовится к каждому занятию. Нельзя подготовить его для двух или трех классов – у учителя начальных классов только один класс. Использовать можно только материал четырехлетней давности. Но, как правило, он требует значительной переработки, проще готовиться по-новому. И делать это приходится только ночью.

- Мой рабочий стол дома был похож на свалку макулатуры. Где-то среди белых листов лежали стопки тонких зеленых тетрадей. Помню, первые месяцы я ложилась спать около трех часов ночи, пока не переделаю всю бумажную работу. И так каждый день, - вспоминает бывшая учительница.

Аня мечтала стать учителем с детства. Способность обучать других обнаружилась у девушки с раннего возраста: еще в школе она объясняла школьные темы своим одноклассникам лучше учителей, умела заинтересовать их и найти к ним подход. Да и в школе, где работала, уверена она, добилась бы хороших результатов, если бы система была построена немного иначе.

 - Быть учителем – это даже не призвание, это прежде всего большой труд. Мои коллеги говорили, мол, потерпи немного, пройдет время - привыкнешь. Я два года привыкала, но потом поняла, что иду на работу через силу. Дети это чувствуют мгновенно, а это неправильно, - считает бывший педагог.

Хотя назвать Анну бывшим учителем, наверное, было бы неправильно. Девушка не ушла из педагогики совсем. Теперь она работает репетитором, чем очень довольна.

- Никакой бюрократии, никаких тетрадей, бесконечных бумаг и заявок. Только я и мои дети, которым я отдаю все свои знания и любовь, - радуется Анна Ершова.

А ТАКЖЕ ИХ РОДИТЕЛИ

 Как известно, в цепочке образования еще одним составляющим звеном, помимо учителя и ученика, стал родитель. Только вот их роль в воспитании и обучении слишком уж «плавающая». Если в дневнике «двойка», то «Вы моего ребенка ничему не научили!», а если школьник пришел домой и сказал, что учитель сегодня не так на него взглянул, то получим: «Какое право Вы имеете на воспитание моего ребенка!»

- Когда я работала в школе, двойные родительские стандарты меня просто убивали. Мне как человеку с обостренным чувством справедливости было сложно понять родителей, которые сегодня говорили мне, что я – никто в жизни его ребенка, а потом приходили и говорили, что я ничему не научила их чадо, который вдруг пришел из школы с забытой в кармане пачкой сигарет. Я искренне не понимала, какую позицию мне занимать, - рассказывает Галина Чернова.

 Права родителей определены в статье 63 Семейного кодекса: «Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами». Все остальные подзаконные акты базируются на этом принципе. Поэтому родитель - хозяин в школе. Права детей определены Декларацией прав ребенка. Дети имеют право на все, так как декларации обязанностей ребенка не существует. Та же картина, что и с правами родителей: права ребенка могут закончиться там, где начинаются права другого ребенка. Крах системы воспитания, о причинах и следствиях которого нужно говорить отдельно, привел к тому, что некоторые дети приходят в школу без элементарных правил воспитания. Берут чужое, требуют внимания только к себе, провоцируют других на конфликты, отказываются выполнять любые требования, не хотят подчиняться правилам, хамят. Лишенный практически всех инструментов воспитания, учитель обязан управлять этими детьми. Круговорот конфликтов не прекращается, и многие педагоги находят из этой ситуации один выход - выход из школы.

- Я ушла после того, когда один из родителей моей бывшей ученицы пришел ко мне в класс и при моих же учениках начал меня воспитывать, сказав, что я сама еще «сопливая». В конце своего монолога он спросил, кто взял на меня на работу, когда мне самой еще нужно жить с мамой, - вспоминает Галина.

К слову, сами дети сегодня тоже знают свои права от и до. Их им разъясняют дома родители. Но, видимо, последние забывают напомнить своим чадам о том, что у них есть и обязанности, а также элементарные правила поведения и всеми забытые принципы воспитания. Реалии таковы, что в большинстве случаев школа ориентирована на одно - угождать родителям. И чем выше престиж учебного заведения, тем сильнее эта тенденция. В любом конфликте администрация школы принимает сторону родителей. Содержание конфликта никого не интересует, сетуют учителя. Галина проработала в школе полтора года. Ушла посреди учебного года. Три месяца искала работу.

 - Думала, пойти в другую школу. Присматривалась, думала. Уже даже пришла на собеседование с руководством. Подошла к дверям и развернулась обратно - не смогла пересилить себя, хоть и люблю детишек, - говорит Галина Чернова.

Сегодня девушка работает в сфере маркетинга, пишет рекламные слоганы. Признается, что иногда скучает по своим ученикам, с некоторыми поддерживает связь, но в школу больше не вернется.

БОГАТЫ ТОЛЬКО ЗНАНИЯМИ

Похвастаться большими зарплатами бюджетнику в нашем городе довольно сложно. Учителя тому – яркий пример. Светлана Гурьева, как и все наши сегодняшние герои, устроилась работать в школу после окончания института. Жила с родителями первые полгода и думала, почему педагоги жалуются на маленький доход.

 - Я получала в месяц около двадцати трех тысяч, что зависело еще от моей активности. На репетиторстве в месяц зарабатывала около четырех тысяч. Выходило в общем около тридцати. Первое время мне хватало, ведь я не снимала квартиру, не покупала еду и не платила за жилищно-коммунальные услуги. После того, как съехала от родителей, половина зарплаты стала уходить на оплату жилья и «коммуналки». Посоветовавшись с родными, приняла решение, что лучше сразу уйти. Смотрела на старших коллег и понимала, что они уже не знают жизни «вне школы». От этого мне становилось не по себе, - рассказывает Светлана.

 После непродолжительной «школьной» истории девушка уехала в столицу и начала работать менеджером в одной из крупных компаний, где зарабатывает на порядок выше своей первой зарплаты.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

На сегодняшний день, по информации регионального управления образования и науки, в Тамбовской области работает всего лишь 831 педагог в возрасте до тридцати лет, это одиннадцать процентов от общего числа. Больше всего учителей не хватает по следующим предметам: иностранные языки, математика, физика, информатика, русский язык, литература. Недостает также учителей начальных классов.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер