Пенсионер из тамбовского села построил в собственном гараже автомобиль и два самолета

31 августа, 14:07 Анна Мещерская Прочитали 1 175 раз
Фото: Анна Мещерская

Рожденный изобретать. Стать кем-то другим житель села Новоюрьево Староюрьевского района Виктор Белянов просто не мог. Да и как иначе? В роду-то все самоучки-изобретатели. Вот дед, к примеру, всего три класса образования, но кузнец был от Бога. В своей «каморке» чего только не изобретал. Еще в пятидесятых годах взял и сконструировал полностью деревянную веялку-сортировку для нужд родного колхоза. В 1957 году за это изобретение ему малую серебряную медаль ВДНХ вручили. Вот отец - всю жизнь в школе учителем труда проработал. Руки – золотые.

Виктор Белянов тоже решил найти нужное применение своим рукам. После школы поступил на мехфак Воронежского сельскохозяйственного института. Потом - армия. Служил в Чехословакии. Когда домой вернулся, поначалу работал завмастерской у себя на родине. А затем директор одной из школ Воронежской области переманил к себе учителем труда. Виктор Белянов шутит: мол, ради мастерской пошел.

 Впрочем, все началось не с неба, а с обычного снегохода.

КРЫЛЬЯ, РУКИ И МЕЧТА

 Двигатель от мотоколяски, прорезиненная лента. Вокруг этого снегохода то и дело школьники крутились. Любопытно же было: поедет или не поедет. Поехал.

В своей первой школе Виктор Дмитриевич десять лет проработал.

 - Тогда уроки труда другими были, - ностальгирует тамбовчанин. – Для пацанов и автодело было, и трактор изучали, и слесарное мастерство.

По семейным обстоятельствам Виктор Дмитриевич вернулся в родное село. Устроился в местную школу, тоже учителем труда. После уроков аэромодельный кружок вел. Однажды принес в класс журнал «Моделист-конструктор» и предложил ребятам самолет построить. Не какой-нибудь там бумажный, а настоящий, образца тридцатых годов, на которых в то время авиаторы в Советском Союзе летали.

 - Даже поспорил с детьми. Они говорят: «Невозможно такой самолет построить». А я думаю: раз поспорил, значит, нужно строить. Из чего делали? Считай, из подручных материалов. Дерево плюс миллиметровая фанера, обшитые тканью.

- Взлетел?

 - Взлетел, - говорит изобретатель. – Когда с работы рассчитался, самолет решил уже у себя построить. Да чем еще зимой заниматься? Вот я его и конструировал. Двигатель от снегохода, рессоры от «Газели», а крылья из фанеры. Когда испытывать начали, он оказался очень чувствительным. Думал-думал и решил по своим собственным расчетам другой самолет построить. Три года на него ушло.

Воздушное судно назвали «Михаил». Имя, говорит Виктор Дмитриевич, собирательное. Мол, дед Михаилом был, брат, и товарища, который самолет строить помогает, тоже Михаилом звать.

 В то, что «Михаил» - самодел, верится с трудом. Изобретатель ласково по крыльям гладит. Сколько сил и заботы в это воздушное судно вложено, даже посчитать сейчас невозможно. А если все-таки задаться такой целью, то получается, что строили его почти всей страной. Как так? Рассказываем.

Каркас самолета из дерева сделан. Крылья из миллиметровой фанеры. Ее из Финляндии заказывали.

 - Ткань - термоусадочная синтетика, - говорит Виктор Белянов, поглаживая крылья воздушного судна рукой. – В обычных магазинах такую не купишь. Конкретно эту с Курска прислали. Глушитель в Омске делали. Стеклопластик из Москвы. Рессор из Орла.

 Фактически каждая деталь этого чуда конструкторской мысли – сплав русской смекалки и инженерной сноровки. Вот где, к примеру, штурвал в такое судно найти? Он не у каждого в гараже валяется. Виктор Дмитриевич взял штурвал от детской игрушки. Как ни странно, подошел. Тормоза сначала от скутера были. Потом от «Жигулей» поставили, только модернизировать их пришлось. Аккумулятор и вовсе от мотоцикла.

Вес этой «птицы» - триста восемьдесят килограммов. Взлетный объем топлива -двадцать два литра. Разбег – шестьдесят пять – семьдесят километров. Теоретически летать «Михаил» может около часа. Почему теоретически? А на практике как?

 - А на практике, - поясняет Виктор Дмитриевич, – чтобы самолет взлетел, нужно пройти множество согласований.

Но для начала его нужно зарегистрировать как воздушное судно. Плюс у летчика должно быть летное свидетельство. За сутки до вылета делается заявка, где указывается маршрут, высота, скорость и время полета, а также место базирования. Дело не в бюрократии - в элементарной безопасности. Она, говорит Беляков, превыше всего.

«СПАСИБО ЗА МЕЧТУ»

Собирала такое чудо техники целая команда. Благо, что единомышленников у Виктора Дмитриевича хватает. Оказалось, что самолеты – заболевание заразное. Кто-то вместе с изобретателем детали для воздушного судна вытачивал на токарном станке, кто-то запчасти помогал доставать, а кто-то просто верил в мечту. Были и те, кто, мягко сказать, сомневался в затее. Считали за авантюру. Кое-кто даже пальцем у виска крутил. Не каждый же в собственном гараже самолет собирает.

 - А Вы вообще о небе когда-нибудь мечтали?

 - Да, как и все в детстве: летчиком хотел стать или космонавтом. Это сейчас дети хотят менеджерами быть.

Внуки Савва и Есения в один голос противоречат: мол, когда вырастут, обязательно станут летчиками.

 - А вы верили в то, что у дедушки получится самолет собрать?

 - На самом деле, да, - говорит Савва. – Я с самого начала был уверен, что все получится. Судя по тому, что дедушка машину с нуля создал, то самолет тоже мог собрать.

Самодельная машина – сегодня верный друг и помощник. В сельской местности очень даже незаменимый. На ней и сено привезти можно, и овощи погрузить.

 Изобретатель презентует:

- Это, считай, мини-камаз. Мост от «Запорожца», кузов самодельный, двигатель от тяжелого мотоцикла. Шестнадцать передач! Проедет по любому бездорожью.

 - А друзья вам верят, когда вы рассказываете, что дедушка настоящий самолет собрал?

Савва и Есения крутят головой.

 - Не верят. Но нам не нужно им ничего доказывать. Мы и так знаем, что это правда.

По секрету дети рассказали о своей мечте: хотят, чтобы дедушка в своем волшебном гараже еще и вертолет построил. Почему бы и нет? Самолет же получился.

В гараже – практически как в операционной. Идеальная чистота. Семейные фотографии на стенах и иконы в красном углу.

 - А это итог всей моей жизни, - Белянов снимает со стены часы в виде винта самолета. На них надпись: «Инженеру-авиаконструктору Белянову от летчика Д. Видищева. «Спасибо за мечту».

- Этот парень с первого класса со мной водился. А после школы в вертолетное училище поступил. Сейчас в Жуковском летает.

 Стрелка часов плавно пересекает одно деление за другим. Гравировка блестит от солнца, посылая на потолок солнечных зайчиков. Небо – не только про тех, кто летает, но и про тех, кто отправляет в полет, даже просто стоя на земле

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер