Какие сокровища спрятаны на Тамбовщине, и где их искать

23 июля, 10:20 Эльвира Кондратенко Прочитали 2 025 раз
Что же такое клад, кто его охраняет и где их искать на тамбовской земле, «Тамбовскому курьеру» рассказал краевед Денис Силин.

Говорят, чудеса вокруг нас, главное - в них верить. Не знаю, вокруг ли, но вот прямо под ногами точно есть. Можно ли назвать клад чудом? Отчасти да. Ведь кто из нас в детстве не мечтал отыскать сундук с сокровищами! А после «Индианы Джонса» их отправился искать чуть ли не каждый второй. О том, что клады, зарытые на глубину, имели чуть более приземленный вид, нежели в приключенческих фильмах, старались не думать, чтобы энтузиазм не пропадал. А на самом деле сокровища, хранящиеся под землей по сей день, имеют вид чуть менее романтизированный, нежели в кинематографии и народных легендах. Что же такое клад, кто его охраняет и где их искать на тамбовской земле, «Тамбовскому курьеру» рассказал краевед Денис Силин.

Как бы парадоксально это ни звучало, но в российском законодательстве есть вполне понятное определение такому явлению, как клад: «…Клад, то есть зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право…». Наиболее приятное воображению толкование слову «клад» дает Владимир Иванович Даль: «…Клад. Деньги и богатство, положенные в землю; сокрытое сокровище…». При этом он делает ряд оговорок относительно того, как это самое сокровище получить. Итак, начнем наше увлекательное путешествие в мир исторических сокровищ – тамбовских кладов.

КТО ЗАРЫЛ КЛАД

 По народным преданиям, в каждой местности живут сущности, отвечающие за сохранность кладов. Называют их по-разному: Земляной дедушка, Копша, Кладовые бесы, Кладовик, Земляная кошка. Тамбовские сказания о кладах содержат большое количество коренных славянских мотивов. Так, тамбовчане верят, что клад охраняют особые духи – низшие божества, схожие по своим функциям с домовыми, – Кладовики и Кладовицы или Кладовой Дед, Кладенец. В числе духов народная молва различает Лаюна и Щекотуху. Первый – это клад, проявляющий себя в виде собаки, часто лающей на месте сокрытия сокровища и защищающей богатство от кладоискателей. Щекотуха – это тоже клад, но проявляющий себя в виде птицы сороки, часто стрекочущей вблизи схрона.

Например, можно услышать такую историю: некий крестьянин стал замечать, что в полдень на его дворе появляется большая черная собака, которая заходит в хлев, громко лает и исчезает, словно пропадая под землю. Крестьянин понял, что под полом хлева зарыт клад, и стал копать в том месте землю. Во время рытья слышался сильный собачий лай, но как только горшок с монетами был извлечен и принесен в дом, наваждение полностью исчезло.

- Здесь стоит сказать не только о кладах, но и о тех людях, которые их создавали. В своей основной массе это были разбойники, которыми изобиловали тамбовские леса и дороги. Самым популярным в народном эпосе является образ разбойника – атамана Кудеяра. Множество урочищ, городищ, пещер, гор, камней, оврагов, дорог и становищ в Тамбовской, Воронежской, Липецкой, Рязанской и Белгородской областях носят его имя, - рассказывает краевед Денис Силин.

О знаменитом разбойнике, который наводил страх на Черноземье, издревле слагали легенды. При этом в народном эпосе он часто предстает «русским Робином Гудом» - ограбит, например, боярина и отдаст деньги крестьянам. В других сказаниях, напротив, его изображают колдуном. Мол, «силою бесовскою» награбил столько добра, что не успел потратить. Отсюда и гласит молва о сотнях зарытых атаманом сундуков с сокровищами.

Где только не встретишь топонимы, связанные с легендарным разбойником. Своя Кудеярова гора есть в Саратовской (село Лох), Рязанской (деревня Чулково), Тульской (под Белевым), Орловской и Воронежской областях. А сколько урочищ с названием Кудеяровка - не сосчитать.

Если обратиться к архивам, то можно обнаружить, что только в бывшем Тамбовском уезде таких объектов насчитывается около двадцати, и только Кудеяровых городков в Тамбовской губернии можно назвать около тридцати. Например, у села Воронцовка в Моршанском районе имеется городище площадью около трех квадратных километров, в котором, согласно преданию, жил Кудеяр. Другое Кудеярово городище обнаружено у села Юрловка Никифоровского района Тамбовской области при кургане Шатрище, раскинувшемся в двух километрах от села. Здесь археологами было найдено множество человеческих костей, оружия и татарских монет.

ПОД СЕМЬЮ ЗАГОВОРАМИ

 Если же потенциальных кладовых мест так много, то почему на их поиски отправляются только самые отважные и терпеливые? Ответ прост: клад просто так не отыскать. Причина тому - его охранники и заговоры. Если верить преданиям, клад заклинается на какой-то определенный срок, например, на пятьсот лет, а потом любой может его забрать. По истечении срока клады поднимаются на поверхность, а стража уходит вглубь земли. Клады поднимаются и до истечения заговора. Тогда их можно увидеть и забрать. Такое случается раз в десять лет или раз в год, обычно в ночь на Ивана Купалу, в Вербное воскресенье или в полночь перед Рождеством, Новым годом, Благовещеньем, Юрьевым днем. Даже если соблюсти все временные рамки и праздничные дни, клад на блюдечке с голубой каемочкой просто так из-под земли не появится. Дело в том, что все клады обязательно клали с зароком – условием, при исполнении которого можно овладеть сокровищем. - В славянских представлениях чаще всего таковыми являются открытие клада человеку определенного пола, возраста, сословия, профессии или даже имени, исполнение необходимого действия. Например, зарок на сто голов означает, что клад может взять только тот человек, который убил целую сотню людей, или человек, сотый по счету, определивший место нахождения клада, - поясняет Денис Силин. Считается, что клады Тамбовщины, по крайней мере, большинство из них, положены разбойниками с обязательными трудноисполнимыми зароками, в частности, зарок на сто голов, зарок открыться только разбойному человеку или колдуну.

НАЙДЕННЫЕ КЛАДЫ ТАМБОВСКОЙ ЗЕМЛИ

 Согласно историческим хроникам, на тамбовской земле было отыскано множество кладов. Вот самые значительные из них:

1876 год, город Козлов (Мичуринск), уезд Козловский (Мичуринский район) – серебряные монеты царя Алексея Михайловича. Кроме монет, при строительстве усадьбы была обнаружена кольчуга, а на Соборной площади – старинное ядро.

1879 год, село Давыдово и древний городок около него, уезд Моршанский (Моршанский район) – обнаружено чуть больше тринадцати килограммов медных пятаков. Там же обнаружено пятьсот серебряных монет в кувшине в 1888 году и пятьдесят рублей старинной медной монетой в 1907 году. Там же – вместе с человеческими костями – медные бляхи, подвески, стремена.

1884 год, село Большое Пичаево (село Пичаево), уезд Моршанский (Пичаевский район) – обнаружен глиняный горшок с золотыми и серебряными татарскими монетами весом около четырехсот граммов.

1888 год, село Никольское Шереметьево, уезд Борисоглебский (Пичаевский район) – 63 медные монеты и один серебряный гривенник 1767 года.

1889 год, село Сосновка, уезд Моршанский (Сосновский район) – сорок рублевиков и два полтинника первой половины восемнадцатого века. Село Жидиловка, уезд Козловский (Мичуринский район) – обнаружена кубышка с серебром весом около килограмма. Также обнаружено старинное оружие.

1890 год, село Дербень, уезд Кирсановский (Кирсановский район) – обнаружено 127 серебряных рублей и 7 полтинников 1723-1750 годов.

1892 год, село Алгасово, уезд Моршанский (Моршанский район) – на берегу реки Цны открыт клад из двух тысяч двухсот серебряных монет.

 1900 год, село Оржевка, уезд Кирсановский (Уметский район) – около двух килограммов медных и серебряных монет; село Паника, уезд Кирсановский (Уметский район) – открыто около тридцати килограммов старинных медных монет.

ГДЕ ИСКАТЬ СОКРОВИЩА

 В то же время сохранилось большое количество сказаний о еще не найденных кладах. Пожалуй, самыми известными легендами о кладах на Тамбовщине стали истории о кладе моршанского купца Платицына, жившего в середине девятнадцатого века, о кладе купца Асеева, часть которого была найдена в 2014 году. Сокровища выкопали во время строительства на территории усадьбы фонтана «Венера». Всего рабочие случайно откопали 53 серебряные монеты конца девятнадцатого века достоинством 5, 10, 15 и 20 копеек, несколько серебряных ложек, нож и памятную медаль с изображением императора Александра III. Есть легенда и о кладе тамбовского коменданта Матвея Булдакова, спрятанном под берегом Цны в районе современного дворца Асеевых.

 Известно и о церковных сокровищах. После революции во время описи имущества Варваринской церкви, которая располагалась на месте сегодняшней Первомайской площади, множество утвари спрятал священник в одном из подземных ходов под церковью и засыпал его. В действительности этот клад никогда не существовал, а все спрятанные церковные ценности были обнаружены в декабре 1922 года.

По словам краеведа Дениса Силина, следует вспомнить в числе сказаний о кладах содержание «Легенды о Яспере и Змее». Согласно ей, в пещере мордовского жреца Яспера до сих пор хранятся его сокровища. Ранее краевед Александр Сохранский в своих трудах отмечал, что солдаты сторожевых постов на стенах Тамбовского кремля не раз видели, как со стороны Цны из тумана появлялся старец или молодой воин с девушкой, которые доходили до определенного места в склоне холма и исчезали.

 - Если обратиться к общеславянской мифологии, то можно обнаружить, что именно таким образом и проявляет себя клад. Стоит также упомянуть, что в прежнее время клад на Ясперовом холме - сегодня на нем расположен Дворец пионеров и здание Росреестра по Тамбовской области - пытался обнаружить основатель города, первый тамбовский воевода Роман Боборыкин, приказавший перекопать местность, но так и не нашедший пещеры жреца, - дополняет Денис Силин.

Множество легенд и преданий встречается в центральных и юго-восточных районах Тамбовщины – это сказания Дикого поля о кладах.

Дикое поле – великие черноземные поля Подстепья, расположенные на границах древнерусских засечных черт, за которыми некогда простирались незнаемые, дикие земли, первыми вдыхавшие всю бурю, пыль и холод грозных туч кочевнических чамбулов (мобильный отряд татарской конницы), то и дело восходивших над ними, и которые первыми видели многочисленные зарева страшных ночных пожарищ в бескрайней степи, запаляемых татарами, дававших знать Москве и всей Руси о грядущей беде, поля, чье население первым отдавало свои жизни за Родину. Это и край широких донских и азовских степей и древних мордовских курганов. Здесь сохранилось большое количество сказаний о кладах, сокрытых внутри этих рукотворных холмов.

В селе Новогородка (Бетины хутора) Тамбовского уезда (современное село Новгородовка Рассказовского района), что при реке Большой Ломовис при дороге на Хопер стоит большой курган площадью в двадцать квадратных саженей (91 м 04 см), в котором, согласно преданиям местных жителей, зарыт клад.

 Около села Трегуляй, уезд Тамбовский (Тамбовский район), в лесу в четырех верстах (4 км 267 м) от Тамбовского Иоанно-Предтеченского Трегуляевского мужского монастыря стоит очень высокий курган – городище, в котором, согласно преданию, зарыт клад.

В селе Тулиново (село Тулиновка), уезд Тамбовский (Тамбовский район) на мордовском кладбище часто находят старинные монеты, а в окрестностях села среди болот местные жители показывают Кудеяров колодезь, в котором якобы спрятан большой разбойничий клад.

При селе Горелое, уезд Тамбовский (Тамбовский район), на правом берегу Цны в лесу стоит городище, именуемое «Старым Городищем» или городищем «Старая Гора», о котором сохранилось большое количество разбойничьих преданий, в том числе и о зарытых на его территории кладах.

Из села Липовицы (село Большая Липовица, Тамбовский район) на Лавровку (село Лаврово Мордовского района) справа от большой дороги при повороте на деревню Струковщину (в настоящее время населенный пункт не существует) стоит один курган. По представлениям местных жителей, в кургане зарыт клад. В конце девятнадцатого века курган пробовали копать. О находках сведений нет.

Близ деревни Дуплятчины (современное Дуплято-Маслово, Знаменский район), согласно представлениям поселян, в Дуплятном кургане сокрыт клад. В прошлом принимались неоднократные попытки отыскать сокровища, но безуспешно.

Около деревни Третьяки (современная деревня Третьяковка, Знаменский район) по дороге на Дуплятный курган - два кургана: первый стоит отдельно, а близ второго видны маленькие курганы. Бытовали поверья, согласно которым во втором кургане зарыты сокровища. Как и предыдущие, курган в прошлом был раскопан, но сведений о находках не сохранилось.

 При селе Никольское-Кашма или селе Шереметево у реки Кашма, уезд Моршанский (современное село Большое Шереметьево, Пичаевский район), на поле был один курган или сопка, которая была раскопана в двадцатые годы девятнадцатого века. Никаких предметов, согласно преданиям, обнаружено не было, однако ходит до сих пор устойчивое мнение о зарытом в глубине этой сопки татарском кладе.

При деревне Елизаветовке, уезд Тамбовский (деревня Елизаветовка, Ржаксинский район), и деревне Федоровке, уезд Тамбовский (деревня Федоровка, Ржаксинский район), на бывших землях господина Циммермана есть пять курганов, которые помещаются на высокой местности. Некоторые из них также были безуспешно раскопаны, однако до сих пор также существует предание о зарытых в этих курганах кладах.

В селе Никольском, уезд Козловский (село Новоникольское, Мичуринский район), сохранились легенды о кладе атамана Ивана Бородавки и о подводном мосте. Согласно открытым источникам, около этого села на реке Польной Воронеж имеется подводный мост в виде кривой линии. Местные верят, что в лесу, рядом с селом, располагалось разбойничье селение. Когда пришла необходимость, под мостом в нескольких сундуках был спрятан большой клад атамана Ивана Бородавки.

Со временем мост ушел под воду, и сокровище стало недосягаемым даже для разбойников. Со временем специалисты пришли к выводу, что мост действительно тянется поперек реки. Сплошная зелень из водорослей отчетливо определяет направление и ширину этого сооружения. Однако некоторое время назад рыболовы наблюдали под мостом особое течение воды, то есть раньше пролет под ним был свободен и не затянут илом.

В селе Черняное Тамбовского района сохранилось предание о кладе, оставленном Тимофеем Мещеряковым – атаманом повстанческих войск Степана Разина. Согласно ему, в местных лесистых и заболоченных оврагах находилось становище разбойников, которые спрятали свое сокровище в просмоленном дубовом бочонке, закопав его под старой сдвоенной сосной на краю второго оврага, положив рядом приметный камень. Вскоре разбойники были перебиты правительственными войсками, а тайна клада была потеряна. В окрестностях бытовал слух о том, что в Трегуляевом монастыре у монахов стали неизвестно откуда появляться дорогие предметы, а следовательно, поговаривали в народе, монахи смогли обнаружить заветный бочонок атамана. Считается, что упомянутый клад положен с зароком.

 - Говоря о чернянском кладе, следует обратить внимание и на место его расположения: на чернянские Лесные Кольцевые овраги, являющиеся памятниками природы. Это место – редкое геоморфологическое явление в лесах Тамбовской области, занимающее собой относительно небольшую территорию около семи квадратных километров, - кольцевые овраги, - рассказывает краевед.

 Кольцевые овраги издревле пользовались дурной славой блудного места, отмечает Денис Силин. Местное жители были убеждены, что здесь путник, даже хорошо знакомый с местностью, легко может потерять ориентацию и начать часами блуждать по дну оврага. Когда в овраги опускается туман, то оказавшийся в нем путник всегда будет возвращаться к исходной точке, хотя, казалось бы, идет по прямой дороге. Знающие люди не пытаются искать выход, а ждут, пока туман рассеется. Иногда замечают, что в кольцевых оврагах блуждают несколько часов, а выйдя из них, узнают, что прошло лишь несколько минут.

- В связи с этим полагаю, что место для разбойничьего стана и для захоронения клада было выбрано не случайно, - отмечает краевед.

Несомненно, кладоискательство окутано ореолом таинственности и волшебства. Но если отбросить романтизированные образы прячущих клады разбойников, то в реалиях современной жизни находка может ничего не стоить, но представлять реальную историческую ценность. Поэтому если вы станете обладателем подземных сокровищ, их следует сдать государству. При этом собственник земельного участка или другого имущества, где был клад сокрыт, и лицо, обнаружившее клад, имеют право на получение вознаграждения в размере пятидесяти процентов стоимости клада. Вознаграждение распределяется между этими лицами в равных долях – двадцать пять процентов от суммы клада нашедшему, двадцать пять процентов - собственнику земли. Если вам удалось найти на своем земельном участке ценные вещи, то вы становитесь собственником найденного клада и вам полагается пятьдесят процентов вознаграждения.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер