Как тамбовчане видят современное искусство

21 апреля, 14:36 Эльвира Кондратенко Прочитали 991 раз
Фото: из архива арт-фотографа Сергея Парышкова
Великие умы бьются над загадкой «Черного квадрата» и улыбкой Джоконды, но вряд ли кто-то пустится часами обсуждать «наскальную живопись» ребят с соседнего двора. Натворили дел, ну, и ладно, закрасят через неделю новыми рисунками. Так что же, не сыскать в

Что есть искусство? Хаотичные мазки краски на холсте или вихрь музыки семи существующих нот? А может, взрыв красок на стенах заброшенных зданий или бесформенный стих, обрамленный тремя аккордами? Почему одну картину мы называем искусством, а другую мазней? Почему шансон не преподают как классику блатного жанра в музыкальных училищах?

Бесконечные вопросы об искусстве ведутся столетиями. Великие умы бьются над загадкой «Черного квадрата» и улыбкой Джоконды, но вряд ли кто-то пустится часами обсуждать «наскальную живопись» ребят с соседнего двора. Натворили дел, ну, и ладно, закрасят через неделю новыми рисунками. Так что же, не сыскать в наше время «Айвазовского», «Рахманинова» или «Чехова»? О том, кто, возможно, скрывается под этими нарицательными именами в наше время, - в материале «Тамбовского курьера».

Мы не беремся судить, что из нижеперечисленных направлений есть современное искусство, и искусство ли это вообще. Мы лишь провели временную связь и подумали, что именно то, чем занимаются наши с вами современники сегодня, родилось из привычных нам направлений того самого искусства: живописи, музыки, литературы.

ИТАК, СОВРЕМЕННАЯ ЖИВОПИСЬ, ИЛИ РИСУЙ ГДЕ ЗАХОЧЕШЬ

 Не только на холсте, но и на теле, и в графическом редакторе, и на стенах города.

Сергей начал заниматься своим делом случайно. С раннего детства хорошо рисовал, ходил в художку, потом окончил архитектурный. Компьютерной графикой тоже интересовался время от времени. А потом в какой-то момент решил купить фотокамеру для семьи. Так и пошло-поехало.

 Сам цифровой художник называет свои работы современным искусством только отчасти.

- Современное искусство, в отличие от классического, оперирует к мыслям зрителя, поднимая актуальные социальные и психологические темы. При этом форма подачи уходит на второй план. В своих работах я часто создаю «философию» в кадре, заставляю зрителя размышлять над той или иной темой, хотя форма подачи более традиционна. Я считаю, что современный зритель более умный и образованный, чем зритель прошлых эпох, а значит, и язык общения должен быть сложней. Самый лучший короткий отзыв о моих работах: «Спасибо, заставили задуматься!», - признается арт-фотограф из Тамбова Сергей Парышков.

 Свои работы, сам художник называет их «сложные фото», он разбивает на этапы. Первый - зарождение идеи.

- Это самый хаотичный этап. Мысли в голове - бурлящий котел информации, что-то новое, попав туда, может родить идею. Этим новым может быть какоето изображение, фильм, музыка, просто слово в толпе... Далее обязательно зарисовываю в виде наброска, чтобы не забыть.

После этого начинается само воплощение, прорабатывание наброска более детально. Если в классическом понимании живописи художнику для этого требуется холст, кисти и краски, то нашему герою необходимы персонажи и реквизит: ракурс, локация, последующая обработка. Возможно, понадобится большое пространство и много народу, а возможно, буду строить макет в мастерской. Когда все проясняется, есть все элементы (люди, реквизит, подходящая техника, место), все это нужно собрать в одном месте и в одно время. Чистая логистика - согласовать, договориться, привезти, увезти. Здесь все очень похоже на съемки фильма, только в меньшем масштабе. Сама съемка - это уже второй большой этап. Как и в кино, нужно предусмотреть и контролировать уйму моментов.

- Отдельно изображение можно снимать несколько часов, а съемки проекта могут занимать и много дней. Например, знаменитый проект «9 жизней» мы снимали около 4-5 месяцев. После съемки весь материал нужно просмотреть и отобрать, те кадры, которые максимально соответствуют задумке.

Третий этап - постпродакшен, или обработка. На это уходит до нескольких недель. Иногда приходится задействовать и компьютерную графику, чтобы смоделировать сложные участки, которые в жизни не получилось снять. Когда проект или одиночное изображение готово, его жизнь только начинается ведь впереди у него множество публикаций, участие в конкурсах, в выставках... Ну, чем не Дали?

 - Самый главный навык для человека, который хочет заниматься современным искусством или добавить его элементы в творчество, - это постоянный мыслительный процесс и любопытство! И это не относится только к узкой деятельности. Человека должно одинаково волновать темы от тайн микромира до просторов Вселенной. Интересные идеи вокруг нас! И, конечно, художественные навыки: понятие построения изображения, художественные выразительные средства, психологический отклик зрителя. Ну, и, касаемо именно фотографии, знание техники (камера, линзы, освещение, аксессуары...). Художник должен знать свои кисти, - добавил Сергей.

 Еще один современный тамбовский художник дал другую оценку своему занятию. Корней Нишуков расписывает стены чего угодно картинами. А начинал с граффити, но решил выйти за рамки уличного арта. Но это не мешает ему и его команде периодически просто выходить на улицу рисовать для души.

- Пожалуй, то, чем мы занимаемся – роспись стен, - это скорее декоративно-прикладной вид творчества. Да, можно его причислить к актуальному искусству. И, пожалуй, это важный момент. Так как к современному можно приписать и тех, кто пишет живописные работы, занимается классической скульптурой. Но актуальное искусство, оно иное. Это и дизайн, и мода, арт-объекты, ленд-арт, перфомансы, инсталляции, архитектура и всевозможные коллаборации и смешение стилей, - размышляет Корней.

Сам он считает, в его работе важно взаимодействие с пространством и со зрителем. На что нанести роспись: на стену, на потолок, на пол, чтобы получить эффект или достигнуть иной цели. Цвет, форма тоже важны. Его работа всегда идет на стыке архитектуры, дизайна, изобразительного искусства.

РОК СДОХ, ИЛИ О ЧЕМ ПОЕТ СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКА?

В комедии «О чем говорят мужчины» один из героев рассказывает:

– Современное искусство – очень тонкая вещь… Пятый этаж – «Современное искусство». Захожу. Смотрю, висит картина – «Желтый параллелепипед». Подпись: «Желтый параллелепипед». Я думаю, ну, вообще-то сто лет назад. Малевич что-то в этом роде уже нарисовал, тема закрыта. Ладно, иду дальше. Два треугольника: красный и синий. Подпись: «Два треугольника – красный и синий». А я-то думаю, что это? А это, оказывается, два треугольника. Иду дальше, смотрю – куча мусора обнесена веревочкой и подпись: «Куча мусора». Дальше я легко угадывал названия. Ну, иду дальше, смотрю... туалет. Ровно такая же веревочка и подпись: «Туалет не работает». Я стал думать, это туалет не работает или это произведение искусства под названием «Туалет не работает»?

 А теперь – от вымысла к реальности. Несколько дней назад супружеская пара из Южной Кореи нанесла ущерб произведению искусства стоимостью пятьсот тысяч долларов — они «дорисовали» картину американского мастера граффити. Работа была выставлена в галерее торгового центра Lotte World Mall в Сеуле. Под ней стояли банки с краской и кисти как часть инсталляции, символизирующей творческий путь художника.

 Пара посчитала, что краску оставили намеренно, чтобы все желающие посетители могли принять участие в акте коллективного творчества. Они уже сталкивались раньше с подобным. «Вандалов» запечатлела камера наблюдения в галерее. Изучив записи, полиция успела задержать пару еще до того, как она покинула торговый центр. Позже их отпустили: галерея решила не выдвигать обвинений. После инцидента вокруг полотна установили ограждение и запрещающие таблички.

- Искусство – термин очень размытый. Тем более современное, – считает радиоведущий и музыкант Сергей Пересадько. Трудно разграничить, где искусство, где самодеятельность, а где бизнес.

Как человек, который сам сочиняет и исполняет, Сергей не отделяет себя от, например, авторов прошлого века. А вот от позапрошлого дистанцируется:

– Там была суровая «дележка» по клиентам. Был, например, у художника один «покровитель», для которого он писал картины. Или – сугубо «народное» творчество. Сегодня все как-то устаканилось и можно находить своего потребителя. Разницы между «суперпоп» и «супер узким» нет: делай то, что хочешь, и твой слушатель тебя найдет.

Сергей с детства слушал то, что играло у отца в машине. А это чаще всего был Deep Purple. Академического музыкального образования у него нет, но на умении играть на барабанах, гитаре и писать музыку это никак не сказывается. А еще Сергей – идейный вдохновитель и лидер молодой «металлической» группы Seeds of Disgust. Перевести название можно как «Семена отвращения». Несмотря на мрачное название, тяжелую музыку и специфический вокал, в котором непосвященному в «металл» слушателю и слова-то трудно разобрать, тематика песен самая что ни на есть актуальная и современная.

 - Хочется не просто текстовое наполнение, а вещи, которые имеют смысловое преломление, – говорит Сергей.

Про смысл и содержание каждой песни можно рассказать отдельно. Нет такого, чтобы абстрактно «обо всем и ни о чем». Материал первого альбома, куда вошли семь песен, задумывали еще до пандемии. Предполагали, что на обложке будет чумная крыса на троне. Получается, что группа опередила время.

Название у группы – на английском, а тексты – на русском: музыканты признаются, что не владеют английским на том уровне, чтобы писать на нем.

 – Во всем мире альбомы «металлических» групп продаются миллионными тиражами. Для Тамбова эта музыка все-таки нишевая. Но особого дискомфорта или стеснения это нам не приносит, – признается Сергей. – Тем более можно выступать в других городах и даже странах.

 Можно ли зарабатывать таким искусством? Сергей пожимает плечами. В Тамбове – точно нет. Но совсем скоро он будет выступать в качестве сессионного барабанщика с другими коллективами. Для непосвященных объясним: сессионного музыканта нанимают для участия в живом исполнении или записи в студии. Какой-никакой, а заработок.

- Гравитация действует против музыканта: чем меньше оборот ты имеешь, тем больше усилий тебе надо прикладывать для продвижения своей группы. Чем больше аудитории ты имеешь и чем больший бюджет осваиваешь, тем тебе будет проще, – рассуждает музыкант.

Увлечение музыкой – удовольствие недешевое. Нужно купить музыкальные инструменты, арендовывать помещения для репетиций и концертов, студии для записи. Но в Тамбове помещение в аренду можно найти недорого, а инструменты купить «с рук».

То, что рок, тем более тяжелый, сдох, это неправда. На концерты «Семян отвращения» (будем для удобства понимания писать название на русском) приходят не только «олды». Это название, кстати, стало общеупотребимым в 2008 году, когда в Рунете стал популярен мем-вопрос «Олды тут?». В прямом смысле это призыв к «старой гвардии» отозваться, сплотиться и тряхнуть стариной. Так вот, на концерты молодой группы приходят не только любители старого, доброго, тяжеленького. Нередко в толпе, где происходит слэм, серкл, мош и хедбэнгинг, можно увидеть и шестнадцатилетних подростков, людей лет сорока.

 Напугали незнакомые слова? Вот вам ликбез. Слэм, серкл и мош – почти одно и то же. Это действие публики на музыкальных концертах, при котором люди толкаются и врезаются друг в друга. Хедбэнгинг – это та самая «классическая» сильная тряска головой в такт музыке, как правило, популярная на концертах тяжелой музыки.

Я нарисовал примерный психологический потрет наших слушателей. Они часто любят фильмы ужасов, «черный» юмор, какой-то движ, что-то антуражное и атмосферное. У многих высшее образование и какоето «сложное» хобби, – говорит Сергей Пересадько.

СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА, ИЛИ КАК ФИКРАЙТЕРЫ ОТПРАВЛЯЮТ ГАРРИ ПОТТЕРА СРАЖАТЬСЯ С БАБОЙ-ЯГОЙ

 - Я – фикрайтер. Фикрайтер – это человек, который пишет фанфики, а это, в свою очередь, фанатские рассказы, основанные на уже имеющейся истории. Люди могут взять за основу любую литературу, кино, видеоигру, даже реальных людей и использовать их для создания собственного сюжета. Мы можем отправить Терминатора и Лару Крофт на совместную миссию или заставить Гарри Поттера сражаться с Бабой-ягой – последнее довольно комично, но я лишь хочу сказать, что для нас нет никаких границ. Мы можем залатать любые сюжетные дыры или переписать расстроивший нас конец, добавить в сюжет любую сцену или написать предысторию того или иного героя. Для публикации существуют специальные сайты, как, например, Ficbook, AO3 и Wattpad, - рассказывает тамбовчанка Дарья Пыжьянова.

Самое главное в фикрайтерстве, утверждает она, как можно точнее передать характер персонажа, оставить его неизменным, таким, каким задумывал его автор. Показать, как чужой персонаж будет вести себя в предложенных тобой обстоятельствах. Или же наоборот – как бы этот персонаж вел себя в тех же событиях, будь у него совершенно другой характер. Подобные истории порой бывают так хорошо написаны, что не уступают настоящим книгам, а иногда даже их превосходят.

 - Сама я пишу чаще всего по реальным людям, а моими любимыми жанрами являются романтика, психология и реализм. В голове всегда какие-то образы, идеи, сюжеты и сцены. Я люблю наблюдать за людьми, подмечать манеру поведения, движения, сопоставлять их слова с действиями, слушать, анализировать. Весь накопленный опыт я воплощаю в своих работах, так как, повторюсь, люблю реализм и психологию. Во время написания концентрируюсь больше на внутреннем мире героя, его переживаниях и мыслях, стараюсь как можно живее изобразить его, чтобы читатель мог отчетливо видеть его перед глазами, понимать его, чувствовать. Если мое произведение планируется объемным, для помощи себе составляю таблицу сюжетных линий, чтобы ничего не упустить, не потерять логику повествования, последовательность действий, - делится фикрайтер.

 Главная задача фанфиков - заставить читателя чувствовать, сопереживать, задуматься, размышлять. Заставить понять, почему человек поступает так, а не иначе, от чего это зависит, и как это выглядит со стороны.

 - И если у меня получается, если я могу затронуть струны души своего читателя и мне пишут об этом в комментариях – для меня это лучшая и самая ценная награда. Именно для этого я и пишу. Я не считаю себя писателем. Я – автор. Я – творец, - признается девушка.

Может быть, искусство начинается с малого? И из фикрайтеров вырастают писатели? Дарья уверена, что да.

- Некоторые люди начинают с фанфиков, а потом у них появляются идеи для собственных оригинальных историй. У меня и у самой есть такие, но я никогда не думала о том, чтобы, скажем, выйти в печать или что-то в этом роде. Но некоторые выходят, и это прекрасно. Фанфики прививают многим подросткам любовь к чтению, мотивируют к занятию писательством.

Но вот назвать свое занятие искусством девушка не может, скорее - творчество, хотя бы потому, что они изначально вторичны из-за наличия первоисточника. Более того, они, скорее, являются частью массовой культуры, хотя некоторые из них могут быть написаны сложным художественным языком. Но само их существование и популяризация фикрайтерства в целом – это еще один признак того, что современное творчество все больше расширяет свои границы, становится свободнее и доступнее. И надеемся, что так будет продолжаться и дальше.

КАКОВО ИСКУССТВО НА ВКУС?

Вишенкой на торте современного творчества стали всевозможные игры со святым – едой. Фудфлористика, продуктовый карвинг. Современное творчество настолько расширило свои границы, что букеты стали съедобными. Да-да, теперь на свидания можно не водить девушку в кафе, можно просто прийти с букетом. Вот такое невечное, но вкусное современное искусство…

- Этот вид деятельности появился сравнительно недавно и стал альтернативой привычным букетам из цветов. Во-первых, это красиво, во-вторых, практично. Они могут храниться дольше, чем букеты из живых цветов, - говорит фуд-флорист из Тамбова Наталия Чепурнова.

Желание удивить – двигатель современного творчества. В случае нашей героини удивить хотелось сестру на юбилей, поэтому, помимо основного подарка, она получила еще и съедобный букет.

- В фуд-флористике в первую очередь нужно обращать внимание на срок годности продуктов, из которых он делается. Во-вторых, всегда нужно работать в перчатках и на чистых поверхностях. В-третьих, эта работа очень кропотливая, приходится работать с фольгой, с различными обертками, при этом нужно быть очень осторожной. Все чаще ловлю себя на мысли, что этот процесс действует на меня как успокоительное, я перестаю думать о чем-то другом, кроме как об этом занятии. Поэтому в дальнейшем планирую и дальше развиваться в этом направлении, - обещает Наталия.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер