Отказ от натурального меха – тренд или закономерность

2 апреля, 12:49 Эльвира Кондратенко Прочитали 1 299 раз
Фото: uslugiprivas.ru
Овчинка выделки не стоит?

Первобытный человек носил на плечах звериную шкуру, отчасти ради маскировки, отчасти защищаясь от холода. Спустя время потребность в меховых изделиях как в единственном источнике тепла отпала. Мех стал предметом роскоши и достатка. Достаточно долго он выполнял роль материального мерила. Но какое-то время назад меховая индустрия перевернулась с ног на голову. Только за 2019 год от использования натурального меха отказались королева Великобритании Елизавета II, штат Калифорния и десяток мировых брендов, заменив его искусственными материалами. «Тамбовский курьер» разбирается, так ли безоблачен мир, «дружественный к экологии», что из двух зол – меньшее, и как на экологию влияет искусственный мех.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ДВИЖЕНИЯ

 Еще буквально несколько лет назад индустрия производства меха росла и развивалась. С 2000 года его мировые продажи возросли на семьдесят процентов, и в 2014-м эта индустрия, по данным Международной федерации меха, оценивалась более чем в сорок миллиардов долларов США.

Откуда же пошла волна негатива? На деле этическая революция зрела десятилетиями. Создание организации «Люди за этичное отношение к животным» в 1980 году разожгло первую волну активизма: неравнодушные громко протестовали у мест проведения показов, проникшие на шоу активисты закидывали дизайнеров и моделей ненастоящей кровью, звездные сторонники движения выходили на публику обнаженными в поддержку слогана «Лучше голым, чем в мехах».

Помимо скандальных акций, в двадцатом веке были созданы еще несколько антимеховых проектов, которые мир моды вспоминает по сей день. Например, в 1984 году Гринпис совместно с организацией по борьбе с производством меха Lynx придумали по-настоящему грубый, но эффектный слоган: «Чтобы сделать шубу, нужно сорок тупых животных. Чтобы носить - только одно», сопроводив его фотографией Дэвида Бейли с изображением женского силуэта, несущего в руке шубу, за которой тянется зловещий кровавый след.

Уже в конце прошлого века американское общественное мнение склонялось к тому, что ношение меха морально и этически сомнительно, а потому продажи меховых изделий во всем мире несколько упали.

В нулевых, однако, меховая индустрия восстановилась, даже несмотря на то что распространять информацию о том, как обращаются с животными при производстве меха, стало намного проще. И хотя некоторые дизайнеры продолжали бойкотировать жестокое обращение с животным миром, в целом негативное отношение к меху вернулось лишь во второй половине 2010-х. И на это есть несколько причин.

Усилия активистов в 1980-х и 1990-х привлекли прессу и обратили внимание общественности на проблему, однако большинство использованных ими тактик были настолько шоковыми, что вызвали негативную реакцию, несмотря на благой посыл.

Возникшая в последние годы неприязнь модной индустрии к меху четко указывает на изменения в мире: появился запрос потребителей на прозрачность и экологическую устойчивость производства.

Коронавирус, среди прочего, также поставил в сложное положение меховую индустрию, став катализатором естественного сокращения производства. Например, в Нидерландах - крупнейшем поставщике меха в мире - COVID-19 был диагностирован у норок на нескольких десятках ферм, миллионы животных были уничтожены.

Впрочем, производство меха сокращается и вне связи с мировыми катаклизмами. В тех же Нидерландах попытки полного запрета меха предпринимались за последнее десятилетие не раз. В итоге Голландский апелляционный суд принял судьбоносное решение о запрете производства меха, он вступит в силу в 2024 году.

КТО ПРОТИВ МЕХА

На данный момент разведение животных ради меха запрещено в Великобритании, Норвегии, Бельгии, Австрии, Хорватии, Словакии. А в Израиле с 2010 года запрещена даже продажа мехов. В 2023 году в Калифорнии вступит в силу новое законодательство о защите животных, согласно которому производство и продажа новых изделий из меха животных тоже будут признаны нелегальными.

Сейчас эта тема рассматривается под эгидой гуманизма, бережного отношения ко всему: себе, животным, тренд на экологичность продуктов питания и так далее - для многих это целая философия. По словам клинического психолога из Тамбова Людмилы Сенниковой, любовь и забота к животным прекрасны, если только не перейти черту, за которой четвероногие любимцы становятся важнее двуногих. Привязанность к животным иногда выходит за грани разумного. Например, есть истории, когда людей безжалостно избивали на улице лишь за то, что они шли в меховых изделиях. Дело в том, что общество сейчас более толерантно, есть некая «мода» уходить от агрессивного поведения, быть более миролюбивым.

- Жестокость, агрессия, убийства животных - не весь перечень ассоциаций, возникающий в головах разных людей по поводу меховых изделий.  В науке есть термин «парадокс мяса». Он обозначает психологический конфликт между пищевыми привычками людей и их моральной реакцией на страдания животных. Объясню: есть люди, которые очень любят животных и пытаются о них заботиться, но в то же время едят мясо. Здесь есть некая рассогласованность, не так ли, – объясняет Людмила. - Причинение вреда другим и представление людей о себе как о высокоморальных существах плохо сочетаются. Таким образом, ношение меховых изделий приводит к личностному конфликту. Люди неосознанно задаются вопросом: как я могу быть хорошим человеком и при этом покупать меха, ведь это смерть животных?

Постепенно от использования меха отказывается и модная индустрия – сегодня это один из ключевых аспектов ответственного подхода к потреблению и производству. Вместо меха дизайнеры предпочитают использовать, например, шерсть барашка - чтобы добыть такой «мех», животное достаточно просто причесать. Но производителям этого мало, и они активно ищут новые материалы на замену меху.

ОТКУДА ВЗЯЛСЯ ИСКУССТВЕННЫЙ МЕХ

 Первый искусственный мех представили публике в 1929 году, однако до начала 1950-х новинка не пользовалась успехом у покупателей. Виной тому - низкое качество материала и весьма скромная цветовая палитра. Основным сырьем тогда была шерсть альпаки, поэтому первый искусственный мех был либо серого, либо рыжевато-коричневого оттенка.

К середине двадцатого века, когда в текстильной промышленности стали применять акриловые полимеры (из них получают акрил, модакрил и полиэстер. - Прим. ред.), одежда из искусственного меха вышла на новый виток популярности.

Работать с «акриловым» мехом было намного проще, чем с натуральной шерстью, а изделия из него стали в разы дешевле и легче по весу. К тому же акриловые полимеры в составе нового материала позволяли окрашивать его в разные цвета, придавать необычную форму и текстуру, что неизбежно привлекло внимание как модной общественности, так и обывателей. New York Times писал, что с 1954 по 1957 годы годовой оборот производства и продажи изделий из искусственного меха вырос с нескольких миллионов долларов США до практически восьмидесяти миллионов. Та же ситуация была и в Советском Союзе. Целью программы химизации народного хозяйства, которая была запущена в 1958 году, было увеличение производства искусственного каракуля в четырнадцать раз за семь лет.

ПЕРВЫЕ СПОРЫ

С появлением на рынке искусственного меха и его возросшей популярностью общество столкнулось с дилеммой. С одной стороны, новый материал спасал животных, которых убивали ради сырья. С другой, само производство «нового» меха из акрила и модакрила негативно влияло на экологию.

Искусственный мех производят из нефтехимического продукта акрилонитрила. Порошок или гранулы модакрила плавятся и вращаются в огромном баке – по аналогии с тем, как делается сахарная вата. И только после этого полученное волокно сплетается в нити полиакрила. Затем эти нити прикрепляются к основе из хлопка и полиэстера, а после окраски и «стрижки» превращаются в то, что мы считаем искусственным мехом. Однако, как большинство изделий из акрила, такой «новый» мех вреден для окружающей среды не только как субпродукт нефтяной промышленности. При его производстве частицы микропластика часто попадают в сточные воды, а из них – в мировой океан, который впоследствии загрязняют. При этом как частицы, так и полученный из них материал естественным путем разлагаются примерно столько же, сколько пластиковый пакет – около ста лет.

В 2011 году нидерландская компания CE Delft провела исследования по экологическому воздействию различных материалов, сравнив натуральный мех с хлопком, акрилом, полиэстером и шерстью. Оказалось, что производство натурального меха оказывает худшее влияние почти по всем экологическим показателям, среди которых - климатические изменения, опасные выбросы и эвтрофикация (заболачивание). Затем по степени вредности шла шерсть, за ней коттон (из-за чрезмерного потребления воды) и лишь в конце - полиэстер и полиакрил. Получается, что искусственный мех, который обычно состоит на семьдесят процентов из акрила и на тридцать - из хлопка, более экологичен и оказывает меньшее влияние на окружающую среду.

Считается, что заменить искусственный и натуральный мех сможет их аналог из козьей или овечьей шерсти. При его производстве наносится меньший ущерб природе, а сами животные остаются в живых. Однако и эта альтернатива кажется безоблачной только на первый взгляд. В свою очередь, активисты постоянно публикуют видео, снятые на фермах по производству шерсти, на которых видно, как рабочие бьют животных, удерживают их силой и вырывают у них шерсть металлическими гребнями.

Еще одна проблема искусственного меха - экологическая неполноценность: производство из синтетических материалов, краткий срок носки и биологическая неразлагаемость.

 КАК ИЗМЕНИТЬ ПРИВЫЧКИ С ПОЛЬЗОЙ ДЛЯ ЭКОЛОГИИ

 Может показаться, что решение проблемы загрязнения синтетическими волокнами лежит на поверхности: нужно носить натуральные ткани и покупать меньше одежды. Однако быть экологически сознательным человеком для многих сегодня роскошь. Ведь синтетическая одежда намного дешевле.

Способ решения проблемы должен быть доступен каждому, считают ученые. Часто экологически сознательный потребитель - это состоятельный потребитель. Нельзя заставить каждого купить соломинки из нержавеющей стали или стеклянные бутылки для воды. То же касается одежды: невозможно настаивать на том, чтобы каждый носил одежду исключительно из органического хлопка, шерсти или конопли. К тому же натуральные ткани тоже могут негативно воздействовать на окружающую среду: например, для их производства требуется огромное количество воды.

Стиральные машины должны быть спроектированы так, чтобы снизить выбросы волокон в окружающую среду, утверждают экологи. И выясняют, станут ли волоконные фильтры для стиральных машин решением проблемы. Производители ткани могли бы разрабатывать материалы, которые теряют меньше волокон, компании по производству одежды - использовать их, а покупатели - уделять больше внимания выбору изделий.

Ученые до сих пор мало знают о том, как минимизировать воздействие стирки одежды на окружающую среду. Однако они дают две общие рекомендации для потребителей: нужно покупать меньше одежды и стирать только при необходимости.

Исчезнет ли натуральный мех из оборота в будущем, покажет только время. Сегодня число брендов, заявивших о желании переосмыслить свое отношение к нему, растет каждую неделю. И ясно лишь одно: пришло время осознанного выбора.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер