Фотограф из Тамбова Виктория Кузнецова вошла в число лучших пейзажистов страны

2 марта, 16:21 Анна Мещерская Прочитали 721 раз
Фото: из личного архива Виктории Кузнецовой
Что из этого следует?

Как рассказать о главной туристической Мекке своего региона, да еще так, чтобы ее увидела разом вся Россия? Легко! Пригласить лучших фотографов страны в гости. Несколько дней назад завершился V Всероссийский фотопленэр «Байкал для каждого». Из более полутысячи российских фотографов были отобраны только сорок человек, среди них - тамбовчанка Виктория Кузнецова. Лучшие снимки Байкала увидят и в Тамбове. Выставка откроется 19 апреля. Ну, а в преддверии этого события мы побеседовали с Викторией обо всем. Конкретнее: о фотографии, тамбовских «заброшках» и, конечно же, о самом глубоком озере в мире.

ВСЕ НАЧАЛОСЬ С «ЗЕНИТА»

 - Вика, со стороны кажется, что фотограф – это тот человек, который просто нажимает на кнопку. А на самом деле как?

- А на самом деле фотограф – это человек, который долго учится, затем долго практикуется, покупает дорогую технику, обнаруживает, что не все из этого арсенала подходит под его стиль, перепродает, перепокупает, делает большие финансовые вложения, потому что большая конкуренция на рынке заставляет искать технику лучшего качества, ищет необычные локации. И только после этого нажимает на кнопку. «Нажать на кнопку» - только снежинка на вершине айсберга.

Разговор затевается с чашки чая, ей же и заканчивается. А между – почти двухчасовая беседа обо всем на свете. Но, пожалуй, начнем-ка с самого начала.

Знакомьтесь: Виктория Кузнецова, фотограф, видеограф, занимается аэросъемкой. Как это работает, спросим попозже. А пока:

- Вика, как в твоей жизни появилась фотография?

Девушка мечтательно улыбается.

- Я снимаю столько, сколько себя помню. У папы был старенький «Зенит», и как только я научилась распознавать, как действует старая «механика», стала снимать. Потом появились первые пленочные «Кодаки». Понятно, что раньше фотография не была такой доступной и распространенной, как сейчас, но мне всегда хотелось развиваться в этом направлении. Я снимала все: семью, пейзажи, животных. Естественно, когда все перешло в «цифру», фотографировать я не перестала. Только очень долго все держалось на уровне хобби. Не решалась перевести свое увлечение в профессию.

- Почему?

 - Причина простая. Чувствовалась неуверенность: а смогу ли вне офиса, в отрыве от обычных рабочих будней, зарабатывать себе на жизнь, можно ли вообще зарабатывать своим хобби? Оказалось, вполне. И я перешла полностью на свободный режим.

 - Свободный, как я понимаю, условно?

 - Естественно. На самом деле фриланс – это невероятная самодисциплина. И порой более жесткая, чем у обычного офисного работника. Это более ранний подъем. Я просыпаюсь в 6.00-6.30 утра. И это при условии, что в графике нет более специфических съемок, например, на рассвете. Если мы берем рядовой рабочий день, то он, действительно, выглядит как обычное домопрепровождение. Но в этом заключается и опасность: если работу превращать в сплошной отдых, то не будет ничего – ни выполненных сроков, ни, соответственно, заказов. Поэтому домашний рабочий день так же расписан, как и офисный, с той лишь разницей, что его можно скорректировать под свои нужды.

ЭЙ, ВЫ, ТАМ, НАВЕРХУ!

Несколько лет назад аэросъемка в Тамбове была в диковинку. Ракурсы с земли – дело понятное, а как снимать сверху? Оказывается, это тоже искусство. Причем для Виктории Кузнецовой все началось со старых добрых тамбовских «заброшек»:

 - Меня всегда тянуло на неожиданные ракурсы. Поэтому я лазила по «заброшкам» и высоткам. Для своего дипломного проекта – я по образованию архитектор – нанимала мотодельтаплан, мне было необходимо летающее средство, чтобы снять Тамбов с высоты птичьего полета. Потом чердаки и крыши стали от нас закрывать, сейчас попасть на высотные здания без соответствующего разрешения невозможно. Но на смену крышам очень вовремя пришли квадрокоптеры.

Здесь должен быть заготовленный заранее вопрос, но перебивает банальное любопытство: управлять дроном сложно? Нужна ли подготовка и можно ли просто купить квадрокоптер и стать фотографом?

 - Чтобы управлять дроном, нужно быть более собранным и сконцентрированным, чем для обычной фотосъемки. Если будет какая-то ошибка в пилотировании, то он просто упадет и разобьется. Можно ли купить дрон и стать фотографом? Раньше все было примерно так. Затем стали вноситься ограничения. Например, квадрокоптер подлежит регистрации. Поначалу требования были более жесткими, но затем процесс регистрации упростили. Теперь он доступен даже на госуслугах. Конкретно для меня съемка на дрон сейчас – основное. Я «перетекла» из обычной фотографии на съемки с воздуха. Как по мне, это гораздо красивее. Дрон быстро передвигается, поэтому есть больше возможности осмотреть территорию и найти нужный вид.

ФОТО: ЖИВОЕ И НАСТОЯЩЕЕ

Чемоданчик фотографа весит килограммов десять, может, кстати, и больше. Все зависит от того, где, как и для чего делается снимок. Дрон, на первый взгляд, коробочка нелегкая: чуть больше двух килограммов, и это без дополнительных аксессуаров. Но фотографы редко похожи на Халка – большой такой супергерой из комиксов. Виктория так вообще маленькая и хрупкая девушка. Так вот резонный вопрос: как же всю эту технику переносить, а главное, как передвигаться с ней по пересеченной местности? Секрет оказывается прост: фотографы просто не таскают все сразу. А если серьезно, то у них полно всяких секретиков.

 - Скажу так: сейчас телефон во многом заменил собой фотоаппарат. Мой, например, больше фотоаппарат с функцией телефона, чем наоборот. Если нужно в повседневности снять что-то красивое, то смартфон вполне годится. Есть даже фотографы, которые снимают только на телефон.

Разоблачу, пожалуй, миф о фотографах: они не носят с собой двадцать четыре на семь профессиональную камеру. Обычно нужную технику подбирают под конкретную съемку, где нужно определенное качество.

 - А у фотографов бывает профессиональная деформация?

 - Да, конечно. Когда бываешь в каком-то невероятном месте без фотоаппарата, то в груди зудит такая боль. Укоряешь себя: ты же могла взять фотоаппарат и поснимать. У меня такая ситуация возникла на Байкале. Я понимала, что взяла не тот объектив. Поэтому мне уже хочется обратно, чтобы все переснять.

БАЙКАЛ. ОЗЕРО, ГДЕ ВСЕ НЕ ТАК

 - Вика, расскажи, что в твоей жизни значат конкурсы и как ты попала на Байкал?

Вика набирает в грудь побольше воздуха, улыбается и начинает говорить. Заранее предупрежу: сейчас будет много эмоций.

 - Снимать для профессиональных конкурсов, конечно же, интереснее. Конкуренция все-таки двигатель прогресса. Когда я узнала конкретно об этом конкурсе - Всероссийский фотопленэр «Байкал для каждого», то не ставила перед собой цель попасть на Байкал. Больше был интересен соревновательный процесс. Но в итоге, выражаясь современным языком, я прошла «кастинг». Из пятисот пятидесяти человек было отобрано сорок. И как такой своеобразный приз – мы побывали на Байкале и смогли снять его красоты. Признаюсь: я впервые путешествую по России на такие дальние расстояния. До сих пор ощущение, что была где-то в далекой-далекой стране. Из школьного курса географии все знают, что Россия – самая большая страна в мире, но ощутить это на себе - совсем другое. Ты летишь шесть часов на самолете и все еще находишься в одном и том же государстве. Мы жили на острове Ольхон – одно из самых красивых мест на Байкале. Организаторы фотопленэра составили для нас маршрут, и мы побывали не только на самых популярных местах озера, но и там, куда путешественники заглядывают нечасто. С одной стороны, в этом минус. Поясню: представьте, что сорок фотографов снимают с одного ракурса. Но, с другой стороны, для нас это был повод даже в таких условиях проявить себя и свою творческую натуру. Самое яркое впечатление – ну, конечно, после Байкала – это люди. Они были настолько нестандартными и интересными! Мы учились друг у друга, да и само нахождение в такой творческой обстановке стимулирует к новым решениям. Поразила атмосфера Бурятии. Здесь очень развит шаманизм, люди верят в духов, в приметы. И это не выглядит каким-то чудачеством. Все настолько проникнуто этим, кажется, что все здесь подчиняется законам природы. И если люди говорят: «Вот тут ходить нельзя, можно потревожить злых духов», то это звучит очень убедительно, и этого, действительно, не хочется делать.

- Техника не подвела?

- Опасений, что что-то не сработает, у меня не было. Но именно так все и произошло. В первые два дня была достаточно низкая температура – минус двадцать градусов плюс сильный ветер. У камеры заклинивал затвор, и она не срабатывала. Приходилось отогревать ее под курткой. Я недооценила тот факт, что техника может не выдержать таких низких температур. Как ни странно, но смартфон оказался более выносливым, чем профессиональная камера. Я задумалась: возможно, будущее действительно за мобильными телефонами.

 С Байкала Виктория Кузнецова привезла несколько тысяч снимков. Естественно, и с неба, и с земли. Еще записала видео. Смогут ли тамбовчане все это увидеть? Смогут, даже больше. Сейчас фотографы со всей страны готовят фотоотчет. Лучшие фотографии попадут на выставку, причем познакомиться с ней можно будет в двух режимах: в онлайн- и офлайн-форматах. Каждый участник готовит выставку в своем регионе. В Тамбове она откроется 19 апреля в выставочном зале Сбербанка на Карла Маркса. Выставка продлится месяц, здесь будут представлены сорок лучших снимков Байкала.

В завершение не можем не спросить:

- Вика, а если бы подобный конкурс проходил в Тамбовской области, что бы ты показала фотографам со всей страны?

 - Я бы сделала два направления для фотоплэнера: одно парадно-туристическое, яркое и очевидное.

 - Например?

 - Например, Ивановку, дворец Асеева, исторический центр Тамбова. А второе – дикое и неизведанное. Либо природу Тамбовской области, возможно, деревенский быт, либо заброшенные и неотреставрированные памятники и храмы. В этом есть своя прелесть. В свое время меня очень поразил Уваровский химический завод. Сейчас на его месте открывается новое производство, но несколько лет назад я снимала его с дрона. Это были потрясающие аутентичные виды, чем-то напоминающие Чернобыль. Думаю, людей, интересующихся такой тематикой, это могло бы привлечь.


Блиц-опрос:

- Первый фотоаппарат должен быть обязательно дорогой?

- Для начала нужно определиться, что человек хочет фотографировать. Можно вообще начать даже не с фотоаппарата, а поснимать на телефон, причем желательно в разных жанрах: пейзажи, портреты и так далее. Для чего это нужно? Чтобы определиться, насколько вообще фотосъемка близкое занятие, надолго ли это увлечение, есть ли желание и дальше жить и развиваться в этой профессии.

От этого зависит выбор техники. Иногда начинающие фотографы этот пункт перескакивают и, следуя каким-то стереотипам или мнению других людей, покупают дорогие фотоаппараты, при этом не разобравшись, что они вообще хотят от них получить. В итоге деньги и время тратятся впустую, потому что может оказаться, что техника не соответствует требованиям или потребностям начинающего фотографа.

Как вариант, можно взять фотоаппарат напрокат, опять же с той целью, чтобы понять: что мы вообще от него хотим.

- Что эффективнее: учиться в Интернете или у профессиональных фотографов лично?

- Я училась у людей, тогда видеоуроков особо не было. Думаю, можно научиться и самому. Но для этого, безусловно, требуется время. Если его хочется сэкономить, то можно обратиться к фотографам. Потому что, во-первых, живое общение никто не заменит. Во-вторых, они за несколько часов могут рассказать многолетний путь проб и ошибок, и начинающий фотограф уже не «обязан» наступать на эти грабли.

- Фоторедакторы – правая рука любого фотографа, или важно изначально понимать, что хочешь снять?

- Плохо снятый кадр не спасет ни один фоторедактор. Хорошо снятая фотография не выдержит конкуренцию, если она красиво не обработана.

- Существует ли конкуренция между фотографами?

- Не знаю. Если только в голове. Многие снимают одни и те же места, и кому-то это даже нравится, снять локацию лучше, чем кто-то. Лично мне нравится искать новые места, то, что до меня еще никто не делал.

- Обилие фотографов – это мода?

- Не думаю. Это движение мира, развитие соцсетей. Нас к этому направляют. Фотографий сегодня, действительно, много. Это мировая тенденция. Думаю, что это и дальше будет только развиваться.

- Как понять, что стал фотографом?

- Наверное, никак. Самое классное, когда тебе постоянно в себе что-то не нравится, это дает стимул учиться дальше.

-  Самая запоминающаяся история.

- Ой, их много. Но однажды я снимала свадьбу, все было как обычно. А потом я узнаю, что за день до бракосочетания жениху попала шайба в глаз и у него образовался огромный синяк, а лицо невесты покрылось сыпью. Но визажист все сделала настолько профессионально, что этого даже я не заметила. Жених с невестой выложили фото до и после макияжа в ночь перед свадьбой с надписью: «Привет фотографу». 


  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер