УМестный туризм: как уехать из Тамбова Сергеем, а стать Петром I

24 февраля, 08:32 Юлия Буковская Прочитали 724 раза

Нас было пятеро: Юля, Катя, Наташа, Сережа и Сережа тоже. У нас был проект «УМестный» туризм от «Ростелекома», неполных два дня и полные карманы. Нет, не денег, а желания. Желания увидеть в столице Черноземья то, что не видели если не «никто», то уж точно «не все».

Мы увидели, а у читателей есть возможность взглянуть на это нашими глазами.

ЖЛОБЫ – НЕ МЫ, МЫ – НЕ ЖЛОБЫ!

Многие жители Воронежа верят: слова «жлоб» и «воронежец» – синонимы. Этой городской легенде, иначе и не назовешь, много лет. Возражающих сразу отсылают к толковому словарю Даля. Мол, сам старик Владимир Иванович в своем словаре якобы написал: «жлоб» - житель Воронежской губернии! Но ни в словаре Даля, ни в словаре Ожегова о «воронежском жлобе» никогда и ничего не было написано!

Оказалось, что у Даля в словаре есть термин «талагай». По своему содержанию он очень похож на польско-еврейское слово «жлоб». Талагаями называли жителей Придонья, которые вели свой род от упоминаемых в летописях обитателей лесостепного пограничья – бродников. Также есть версия о том, что они пошли от племен вятичей, чьи поселения были на территории Воронежской области в восьмом-десятом веках.

Так что не верьте мифам. Воронежцы – не жлобы! Жлобы – не воронежцы! Но профилактика от жлобства в столице Чернозмья есть – лечебный стул №0001. Бронзовый памятник появился в Воронеже в сентябре 2011 года в сквере Платонова, аккурат за зданием областного правительства. Удивительный стул по авторской задумке может вылечить от жлобства и других недугов, связанных с этим пороком. Скульптура стула выполнена в натуральную величину – высота около полутора метров – и вылита из бронзы. Стул сделан по эскизам художника Александра Ножкина, ушедшего из жизни в 2000 году, друзьями художника. Кстати, у стула одна ножка очень символично имеет вид человеческой стопы.

МУЗЕЙ ЗАБЫТОЙ МУЗЫКИ

 На стуле посидеть не удалось – было сыро и холодно. А в сложившейся эпидемиологической обстановке, даже излечившись от жлобства, рисковать подхватить насморк очень не хочется. Поэтому ручки приложили, в целебную силу искусства уверовали – и бегом дальше за пищей духовной.

Музей, где экспонаты можно не только трогать, но и играть на них, появился в Воронеже в 2007 году. Он располагается в Городском дворце культуры. Это бывший Дом культуры машиностроителей.

– Мне жена книжку подарила. Сказала заниматься русскими народными инструментами. Подала идею музея. А лавры теперь мне достаются, – лихо сдвинув картуз набекрень, смеется основатель и бессменный руководитель музея Сергей Плотников.

Строго говоря, у Плотникова сначала появилась мастерская, а затем на ее базе был создан музей. Сейчас его коллекция насчитывает многие десятки образцов старинных музыкальных инструментов разных эпох, начиная с одиннадцатого века. Причем некоторые из этих инструментов считаются исчезнувшими и воссозданы по отрывочным описаниям, а другие – устаревшими и практически не используются. Часть экспонатов найдена в разных уголках страны, некоторые редкие инструменты были переданы музею в дар. Все они были тщательно отреставрированы. Еще одну часть необычной экспозиции составляют инструменты, которые были изготовлены по старинным чертежам и рисункам, воссозданы по книгам и даже по художественным произведениям.

 Экскурсии здесь проводят в форме лекций-концертов. Посетителям предоставляется возможность услышать звучание редких, забытых и даже диковинных музыкальных инструментов. Балалайка, гусли, рожки, домры, бубны, шарманки – чего там только нет. А некоторые названия не то что выговорить – запомнить невозможно. И на все это можно не только посмотреть, но и поиграть на этом. Что мы, конечно, и сделали. А заодно Цоевскую «Кукушку» под гусли сбацали. Не упускать же такую возможность. Вы, кстати, знаете, что практически все народные песни можно сыграть на двух аккордах? Теперь знаете. А то, что настоящий музыкальный инструмент в прямом смысле из соломинки сделать? То-то же!

КОЛЫБЕЛЬ ФЛОТА

 Один из наших Сережей уехал из Тамбова ведущим «Эхо Москвы» Сергеем Пересадько, а неожиданно для всех стал в столице Черноземья Петром I. Но обо всем по порядку.

Факт общеизвестный: Воронеж – колыбель российского флота. Стал он таковым потому, что город стоял на берегу реки Воронеж, недалеко от Дона. В окрестностях росли вековые дубы и сосны, служившие материалом для строительства судов. Неподалеку залегала липецкая железная руда, из которой можно было плавить пушки и другое оружие.

Всякой всячины, связанной с первым российским императором и его флотом, в Воронеже, что называется, пруд пруди. Во-первых, знаменитая «Гото Предестинация» – действующая историческая копия русского линейного корабля «Гото Предестинация» времен Петра I. Во-вторых, памятник Петру работы Шварца – бронзовая скульптура на гранитном постаменте, находящаяся в Петровском сквере Воронежа. В-третьих… Да что там «в-третьих»? Тут можно и «в-десятых», и «в-тридесятых» перечислять. А нас интересует то, что до нас «понаехавшие» еще мало изучили.

 Музей «Петровские корабли». Самих кораблей там, конечно, нет. Но вот всякого интерактива – ну просто завались. И корабли плавают, и пушки стреляют, и голографическое изображение Петра I с посетителями беседует. Закачаешься!

 Работы над созданием музея заняли около пяти лет, открытие состоялось весной 2019 года. Входная группа музея Петровских кораблей оформлена в корабельной тематике. Дальше в залах представлены различные макеты судов и другие исторические предметы. Часть экспонатов – реконструированные изделия, часть - подлинные предметы семнадцатого-восемнадцатого веков. По отзывам, особенно интересно в музее бывает детям. Несмотря на небольшие размеры помещения, посетители отмечают разнообразие экспонатов, увлекательный рассказ экскурсоводов, многие положительно относятся к интерактивным элементам экспозиции.

Музей занимает площадь триста пятьдесят квадратных метров. Его создатель – предприниматель Сергей Наумов. У него с Тамбовом связана глубоко личная история. Именно поэтому, узнав, что делегация журналистов приехала именно оттуда, он преподнес нам шикарный подарок. Несколько минут волшебства в техническом помещении – и вуаля! Наш Сережа – уже не Сережа, а Петр I. И мы не Юлия, Катя и Наташа, а почти императрицы. Ну, или фрейлины.

Не рекламы ради, а справедливости для: будете в Воронеже - в музей «Петровские корабли» - сходите обязательно. Понравится и взрослым, и детям. А «Тамбовский курьер» обязательно еще расскажет, что же такое удивительное связало основателя воронежского музея с нашим городом. Это уже совсем другая история.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер