Военный фельдшер из Тамбова Александр Котляров вспоминает об афганской войне

20 февраля, 10:25 Елена Насонова Прочитали 691 раз
Афганистан далекий и близкий.

Столько лет прошло, а забыть тот случай никак не могу. Мы двигались колонной. Попали в засаду. Моджахеды открыли такой огонь, что от ливня пуль песок фонтанами поднимался в воздух. Я посмотрел на люк танка и увидел, что водитель ранен в голову. Снайпер сработал точно, но я слышал хрипы солдата, а значит, должен был помочь. Вытащил из люка, стал перевязывать и только потом понял, что он мертв. В этом бою тяжело был ранен в шею командир мотострелковой роты. Но его мы спасли. Как самого не зацепило, не знаю, - военный фельдшер Александр Котляров с заметными паузами рассказывает об Афганистане, который навсегда останется в его памяти.

 ДО ШИНДАНДА

В этом году Александру Ивановичу исполняется шестьдесят. Без малого сорок лет в его жизни есть Афган. Говорят, с годами память старается стереть все плохое, притупить негативные эмоции, но здесь - другая история. Многие из тех, кто принимал участие в этом военном конфликте, возможно, и хотели бы забыть, но не получается. Уж больно глубоко в подкорку мозга вбуравились пережитые на той войне события. С ними можно только научиться жить. Жить и беречь память о подвиге тех, кто с честью выполнил свой воинский долг. И кто бы как ни относился к афганским событиям, те, кто принимал в них непосредственное участие, знают одно: там, за пределами тогда еще СССР, контингент советских войск все эти долгие десять лет стоял на страже безопасности нашей Родины. Убежден в этом и наш герой.

В Афганистан он попал в 1983 году из Тамбова. Именно сюда воронежец, выпускник спецгруппы военных фельдшеров Бутурлиновского медучилища был направлен для прохождения срочной службы. По ее окончании Александр Котляров решил задержаться в рядах Советской армии. Окончил на Украине школу прапорщиков и вновь вернулся в Тамбов. Предложение отправиться в продолжительную командировку он получил, как и многие его сослуживцы, в добровольно-принудительной форме.

 - Из дивизии уезжало по два-три человека. Передо мной уехал мой сослуживец, через полгода я. Никто не говорил куда, насколько. Единственное, в предписании на медкомиссию было написано «для прохождения службы в горной местности». В 1983 году меня направили в Ташкент, а там уже стало ясно, что будет переброска в Афганистан, - рассказывает Александр Котляров.

ВОЙНА И ЖИЗНЬ АФГАНА

Как ни странно, но первая должность, в которой он попадает на новое место службы в Кабуле, - техник по ремонту артиллеристского вооружения. Отсюда Александра Ивановича направляют в 5-ю мотострелковую дивизию, дислоцирующуюся в Шинданде. Только после пересмотра личного дела его назначают на должность фельдшера в медицинский пункт 371-го мотострелкового полка. Его пациентами были и бойцы, и местные жители. К слову, медпункт был оснащен всем необходимым оборудованием, лекарственными препаратами, укомплектован врачами. Кроме Александра Котлярова, здесь работали два врача-терапевта, стоматолог, начальник аптеки. Как говорит военный фельдшер, работать приходилось в разных условиях. Сколько раз он совместно с разведротой участвовал в засадах на колонны моджахедов, попадал под ночные обстрелы, выезжал на зачистку кишлаков от засевших в них банд…

- Много ребят подрывалось на минах. Обезболиваешь, останавливаешь кровотечение, оторванные стопы привязываешь к коленям - и быстро с передовой в медсанбат. Грузишь в вертолет, чтобы как можно скорее доставить бойца в больницу. Если погодные и боевые условия позволяют, вертушка поднимается в воздух. Если нет – ждешь, - вновь прерывисто с глубокими вздохами говорит Александр Иванович.

Среди пациентов были и местные жители, те гражданские, кто тихо-мирно трудился в своих кишлаках и был далек от военных противостояний. За оказанную советскими врачами помощь они готовы были отдать все самое ценное, что было у них в хозяйстве. Чаще всего это были продукты с подворья – тушка курицы, яйца. Александр Котляров видел, как страдали рядовые афганцы от своих же соотечественников, развязавших гражданскую войну.

- Однажды наши войска вошли в кишлак, который буквально в ночь перед этим разнесла банда моджахедов. Мы увидели все их зверства. Смотреть на это было невозможно. Самое страшное - видеть изувеченных детей: без рук, без ног, они кричат, а ты не знаешь, как помочь им пережить эту невыносимую боль, - говорит военный фельдшер.

Тяжелораненых наши медики забирали в свой госпиталь, а подлечив, отправляли в местные больницы. Бывая в них, Александр Иванович отмечал, насколько высок по тем временам был уровень оснащенности афганских медучреждений. Вот если бы не постоянные обстрелы, разрушавшие все вокруг. Но война есть война.

Говоря о своей службе в Афганистане, продлившейся два года и три месяца, Александр Котляров признается, что в моменты исполнения и воинского, и врачебного долга он меньше всего думал о себе. В условиях боевой обстановки нужно быстро и качественно оказать первую медицинскую помощь, чтобы в итоге спасти жизнь человеку.

 СЛУЖБА ПОСЛЕ

 В Тамбов военный фельдшер вернулся в 1985 году, продолжил службу в армии, а в 2000-м перешел в полицию. Местом службы стал медицинский отдел Советского УВД. До 2007 года Александр Иванович успел трижды побывать в служебной командировке в Чечне. Вместе с сотрудниками внутренних дел участвовал в операциях по обеспечению общественного порядка в населенном пункте Шатой. В этот период к имеющимся у Александра Ивановича нагрудному знаку «Воину-интернационалисту» и медали «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа» добавилась еще одна - медаль «За отличие в охране общественного порядка». Со службы Александр Котляров уволился в 2007 году в звании лейтенанта.

ПЕРЕДОВАЯ КОТЛЯРОВА

Мы встретились с Александром Ивановичем в один из его выходных. Да-да, он по-прежнему в боевом строю. И не где-нибудь, а на передовой. Работает фельдшером на скорой. Как и его супруга Зоя Михайловна.

 - Только сейчас немного дух перевели, - признается Александр Котляров. – А так жарко у нас было. Бригады заезжали на станцию только для того, чтобы пополнить запас медикаментов. И снова в путь. Задержки по вызовам до двух суток доходили. Но все работали на максимуме, да и сейчас так же. А люди, знаете, изменили свое отношение к ковиду. Если раньше думали, что несерьезно это все, то, глядя на летальность, тяжелое течение заболевания, стали ответственнее себя вести. Ну и нам стало полегче.

А еще Александр Иванович не оставляет общественную работу. Возглавляя совет ветеранов воинов-афганцев микрорайона Пехотка, прикладывает все усилия к тому, чтобы увековечить память тамбовчан - участников локальных военных конфликтов, проживавших в этой части города. Многое в этом направлении уже сделано. При поддержке местных депутатов, руководства области в Пехотке был выделен земельный участок для установки такого монумента. Летом прошлого года жители микрорайона и ветераны боевых действий открыли закладной камень на месте будущего строительства памятника и сквера вокруг него. Работы впереди много, но военный фельдшер уверен: будет здоровье – все осилим.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер