Филиал "Ежедневного пророка", или как все устроено в редакции газеты

13 января, 09:15 Анна Мещерская Прочитали 748 раз
Фото: из открытых источников
Несколько мыслей о журналистике в канун Дня печати.

День сдачи номера. Просим героя публикации поделиться фото. В ответ: «Конечно-конечно». Проходит час, проходит другой… Звонок.

- Мы Вам там видео отправили, Вы же можете его разместить в газете?

 Тяжелый вздох. В газете? Видео? Конечно, можем. Мы вообще можем все. Вслух вежливым таким голосом произносишь:

- Понимаете, публикация выйдет в газете. Это не телевидение, не интернет-портал. Га-зе-та. Мы можем видео разместить на сайте, в соцсетях. Для газеты нужны фотографии.

 - То есть видео в газете Вы разместить не можете? - в голосе собеседника чувствуется разочарование. – Ну ладно. Сейчас фото пришлю.

Смешно? Нам тоже грустно. Правда, только первый раз. Года два спустя еще один герой решил с нами видеоархивом поделиться, затем еще и еще одним. Глаз тогда не только у главреда задергался. Мы тогда взяли и гордо объявили себя филиалом «Ежедневного пророка». А что? Можем себе позволить. Для тех, кто не читал и не смотрел, «Ежедневный пророк» - главный рупор волшебного мира Гарри Поттера. В чем, собственно, связь? Да в том, что все фотографии в газете - анимированные. Ну, эдакие видеоролики, только в печатном варианте. Повздыхали мы дружно, а шутка про «Ежедневного пророка» пошла в народ.

К чему все эти байки? Знаете, какой самый популярный вопрос задают человеку, который держит в руках ручку, блокнот и фотоаппарат?

 - На каком канале смотреть?

После этого внутри каждого «печатника» просыпается человек-зануда, который поясняет, что каждый пишущий репортажи – журналист, но не каждый журналист – телевизионщик.

 - Ммммм, - досадливо вздыхает собеседник. – Вы из газеты? А что, газеты еще выпускают?

 Как-то странно все устроено в этом мире. Газеты, не считая слухов, - старейший источник информации на Земле. Газеты в России выходят почти триста двадцать лет, из них лет пятнадцать печатную прессу пытаются похоронить. Ну, помните, как телеоператор Рудик из культового фильма «Москва слезам не верит» говорил:

- Со временем ТВ перевернет жизнь всего человечества. Ничего не будет. Ни кино, ни театра, ни книг, ни газет - одно сплошное телевидение. 

 «НАПОЛЕОН» ПРОТИВ ПЕЛЬМЕНЕЙ

Существует ли конкуренция в СМИ? А как же! Кто первый новость опубликует, тот молодец. Почти что как детская игра со стульчиком. Только играют в нее редакторы и журналисты, а не «потребители контента». Последним по большей части все равно. Студенты в это, как правило, не верят. Приходится на пальцах пояснять:

- То, что вы едите пельмени, не значит, что вы отказываетесь от пирожного. Со средствами массовой информации та же самая картина. Если человек смотрит телевизор, это не значит, что он не читает новостные агрегаторы.

Газеты – это уже давно не про оперативность, а телевидение и интернет-порталы не про долговечность. В виртуальном мире новость практически как бабочка-однодневка. Она живет ровно столько, сколько держится в ТОПе новостей. Телевидение дает визуализацию, погружая нас в событие ровно в пределах эфирного времени. Газеты предлагают аналитику. Вкупе каждый вид СМИ хоть и ведет свою игру, но делает он все это на одном игровом поле. Потому что у всех нас одна задача – правдиво донести информацию до зрителя тире читателя. А что ему ближе: читать, смотреть или слушать – тут каждый за себя решает. 

ПОСЛЕДНИЙ ГЕРОЙ

 Лет несколько тому назад журналистику стали называть исчезающей профессией. Аргумент вроде бы даже и звучит неплохо. Зачем стране нужны профессиональные репортеры, если каждый, у кого есть смартфон, может сделать фото или видео, написать пару строчек, вот вам и новость. Считай, даже эксклюзив.

 Еще робота-корреспондента обещают создать, мотивируя тем, что с помощью искусственного интеллекта уже давно новости пишут, а читатели об этом даже не догадываются. К слову, говоря о якобы умирающей печатной журналистике, на том же Западе, на который мы почему-то любим равняться, тиражи печатной прессы начинают расти. А в Японии так вообще не падали, выходя многомиллионными тиражами ежедневно. Только журналистика – это не про то, как в нужной последовательности буквы в тексте расставлять.

Расскажу одну историю. Легендарного фотокорреспондента Виктора Темина однажды едва не расстреляли. Дело было весной 1945 года. Берлин полыхал, но продолжал сопротивляться. Рано утром 1 мая над Рейхстагом появился штурмовой флаг 150-й ордена Кутузова II степени Идрицкой стрелковой дивизии, сделать снимок фотокорру удалось в полдень того же дня. Осталось только придумать, как доставить снимок в Москву. Выбраться из Берлина было практически невозможно.

 О том, как развивались события, существует несколько версий. По одной, Темин просит помощи самого маршала Жукова, по другой - объявляет экипажу персонального «дугласа» Жукова о приказе маршала срочно лететь в столицу со спецзаданием. «Дуглас» поднимается в небо.

Чтобы перелететь через советскую границу, необходимо было сообщить зенитчикам пароль. А поскольку он менялся ежедневно, то штурман его вовсе не знал. С борта самолета Темин отправляет радиограмму в ставку верховного главнокомандующего о том, что везет важные документы о взятии Берлина и просит пропустить самолет через границу. Но приказ пришел слишком поздно. Когда самолет приземлился, на нем насчитали шестьдесят две пулевые пробоины.

Наутро на первой полосе «Правды» - Знамя Победы над Рейхстагом.

Газета разлетелась по всему миру. О том, что произошло дальше, в своих воспоминаниях Виктор Темин пишет так: «Я, конечно, понимал, что маршал Жуков, давший мне свой самолет до Янува, очень сердит на меня за самовольный угон самолета в Москву. Но когда редактор Поспелов сказал мне, что Жуков дал приказ расстрелять меня за это, честно признаюсь, я порядком струсил. И все-таки я не мог поступить иначе. Народ должен был видеть наше алое Знамя Победы над поверженной столицей врага. Доставка снимка в редакцию была моим журналистским долгом, делом чести. Снимок должен был быть опубликован в день приказа о взятии Берлина! Только так, чего бы это мне ни стоило. Когда я 3 мая летел в Берлин с газетами на борту, решил объясниться с Жуковым. Я опасался одного: что арестуют меня раньше, чем сумею с ним поговорить. Но Жуков принял меня. Я прошел прямо к столу, за которым он сидел, и положил перед ним газету «Правда» за 3 мая 1945 года с моими снимками. «Чтобы вовремя доставить редакции эти снимки, – начал я объяснять, — мне пришлось нарушить Ваш приказ, товарищ маршал». Жуков взял газету, быстро просмотрел ее. Его нахмуренное лицо прояснилось. «За свою работу ты достоин звания Героя, — сказал он, – но за то, что угнал самолет... – Жуков помолчал, посмотрел на меня и, безнадежно махнув рукой, улыбнулся и добавил: - получишь орден Красной Звезды».

Итак, журналистика – это не про то, как в нужной последовательности буквы в тексте расставлять. Журналистика – это про людей и про поступки. 

ЧЕЛОВЕК И ЧЕЛОВЕК

 Нам часто говорят, как нужно писать и, что особенно ценно, о чем. К этому делу мы давно привыкли. У нас вообще в стране учить любят, причем куда больше, чем учиться. Раздается как-то звонок в редакции. Журналист берет трубку, вежливо здоровается. Мужской голос истерично вопит:

- Что Вы сделали с Тамбовом? У Вас тут все в грязи заросло. Крысы бегают размером с лошадь.

Просим уточнить, где именно бегают крысы-мутанты, дабы послать фотографа и разобраться в ситуации. Мужчине наш подход не понравился, трубка со звоном ударилась о что-то, и разговор сошел на нет.

Знаете, какой вывод был сделан? Все-таки хорошо, что телефон в редакции не молчит и такие экспрессивные жители пусть даже весьма спорным способом выражают свое мнение. Это значит, что мы не одни, что журналистика – это каждый из нас. Тот, кто звонит и рассказывает о проблеме, кто хочет поблагодарить своего друга, учителя или врача, кто хочет рассказать о себе, поделиться радостью или болью.

 Ведь именно тогда нам кажется, что там, за черной или синей стеной монитора не глупая тишина, а живой, настоящий человек. Что за этими странными, а порой и страшными цифрами в виде просмотров, лайков, репостов и подписок есть что-то настоящее. Значит, и мы тоже настоящие. А поскольку мы есть, газета существует, мы и дальше будем развиваться и очень даже, может быть, придумаем способ, как поместить видео в газету. Ведь если люди спрашивают, значит, это кому-то нужно.

P.S. В завершение - немного лирики. Дорогие коллеги, уважаемые ветераны журналистики, любимые читатели! День печати – это наш общий праздник. Без тех, кто пишет, редактирует и корректирует, верстает и считает, читает и комментирует, не было бы ничего. Ни газеты, ни истории. Но мы верим, что все происходит не зря. Что трудности сделают нас сильнее, что преграды объединяют, а расстояния только сближают. 

Острого пера, отзывчивых героев и всем нам крепкого здоровья – самого важного в мире ресурса.


  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер