Тамбовчане рассказали, как становятся православными волонтерами

30 декабря, 11:29 Анна Мещерская Прочитали 612 раз
Фото: из личного архива волонтеров
Церковь – это не про то, как поставить свечку или приложиться к иконе. Церковь – это про любовь к ближнему.

Православное волонтерское объединение в Тамбовской области существует не первый год. Почти каждые выходные, как по расписанию, добровольцы приезжали в социальные учреждения. Пандемия изменила многое, в том числе внесла коррективы в волонтерское служение. Как помочь «на расстоянии», узнал «Тамбовский курьер».

 Рука помощи

Алена Воропаева – главная по придумыванию. Прийти в гости к пациентам Психоневрологического диспансера можно и с пустыми руками, но так тяжелее удержать их внимание. В заветной «коробочке» волонтера чего только ни отыщешь: цветная бумага всех мастей, краски, карандаши, пластилин и любимое развлечение – раскраски. Каждый визит – обязательно что-то новое придумывают: то открытки с «распускающимися цветами», то сказочные домики из пластилина, а то и вовсе состязания бумажных самолетиков затеют.

Становиться волонтером Алена не собиралась. Девушка признается: просто в один момент стало интересно, как подруга собирается в ПНД, как обсуждает «план действий», как по вечерам вырезает трафареты из картона.

- Мне тогда казалось это сложным. Я не могла решиться и пойти с волонтерами в социальные учреждения. Мне казалось, что я не справлюсь, что у меня не получится, - рассказывает Алена.

Сначала девушка помогала «издалека» – что-то принести, отвести, распечатать. Как-то в канун Нового года ее попросили забрать из ПНД письма Деду Морозу, там она и встретила волонтеров Тамбовского епархиального молодежного православного объединения, которые как раз навещали маленьких пациентов. Они так оживленно рассказывали о своих подопечных, что девушка решила - стоит попробовать.

О своем первом походе в психоневрологический диспансер Алена вспоминает как о настоящем чуде:

- В ПНД находятся детки с особенностями психического развития. И все они разного возраста. Когда мы вошли в игровую комнату, дети бросились навстречу к волонтерам и стали их обнимать. Ко мне не подходили, потому что я была для них незнакомым человеком. А я не представляла, как себя вести, стояла у входа немного потерянная. И тут ко мне подошла девочка, взяла меня за руку и сказала: «Пойдем, Лен. Я тебя ждала».

Чем волонтер может помочь ребенку? Алена уверяет - хотя бы своим вниманием.

- Мы вместе делаем поделки, разговариваем о разных вещах, стараемся рассказать детям что-то интересное. Это мотивирует нас к тому, чтобы постоянно самосовершенствоваться. Хочется становиться для них примером, помогать им, чтобы они чувствовали исходящую от нас поддержку и заботу. Бывает, что детям, кроме нас, не с кем поделиться своими переживаниями. Помню случай: как-то в ПНД попали брат с сестрой. Ей было двенадцать, ему чуть поменьше. Однажды мы разговорились с девочкой, и я спросила ее о заветной мечте. Она ответила: «Я очень мечтаю, чтобы нас с братом взяли в семью. Без разницы, в хорошую или плохую. Пусть даже с нами будут плохо обращаться, я все равно буду рада. Буду помогать по дому. Только бы быть в семье». Так жалко их стало. Очень надеюсь, что для них найдется хорошая, любящая семья, и мечта девочки осуществится.

Естественная жизнь

- Однажды мне захотелось стать нужной, добавить в свою жизнь смысла, делать добрые дела. Как-то после богослужения отец Александр Быканов спросил меня, не хочу ли я стать волонтером. Мысли об этом посещали меня и раньше, но я не знала, с чего можно начать и куда обращаться. Хотя я и познакомилась с ребятами из волонтерского объединения, сам момент посещения все-таки оттягивала какое-то время, - рассказывает волонтер Валерия Нелюбова.

К волонтерскому объединению Лера присоединилась два года назад. До пандемии девушка посещала Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции и социальный приют «Орешек». О своих подопечных Лера готова говорить часами.

- У нас в приюте жил мальчик по имени Коля. Добрый такой, открытый. И однажды Коля пропал. А я тогда работала в визовом центре. Как-то к нам пришла женщина с маленьким мальчиком, работы было много, и на ребенка я попросту не обратила внимания. Когда женщина ушла и я открыла документы, оказалось, что это наш Коля. Только теперь у него есть мама, и он больше не живет в приюте.


Найти общий язык с детьми несложно. Обычно в приюте, поясняет Лера, дети сразу же втягиваются волонтерами в игру или в занятие, поэтому времени на «подумать» и разобраться с обстановкой может и не хватить.

- Неважно, какого вероисповедания человек. Важно, что он готов дарить свое внимание и время детям. За это никто не платит, это тебе ничего не приносит в денежном эквиваленте, но на самом деле дает очень многое. Проблемы есть у каждого из нас, но когда общаешься с детьми, оставшимися без родителей, то перестаешь зацикливаться на своих трудностях. Начинаешь смотреть на мир шире. Ведь прямо сейчас рядом с тобой есть человек, которому можно посвятить свое свободное время, которому можно помочь, пусть даже словом. Это уже важно.

Каждый свой визит в социальное учреждение волонтеры стараются продумать. Правда, признаются: неожиданностей хватает с лихвой. Поэтому часто приходится импровизировать. Лера поясняет: помогают самые банальные игры на воображение:

- Как только детки начинают шуметь, сразу стараемся вовлечь их в игру. Тут помогает знание детской психологии: подвижные игры нужно чередовать с занятиями творчеством. Ведь долго усидеть на одном месте сможет не каждый ребенок.

С любовью к ближнему

Социальное волонтерство в России – явление не последнего десятилетия. Хотя активно развиваться добровольчество начало после наводнения в Крымске в 2012 году и Олимпийских игр в Сочи в 2014-м.

- Традиции благотворительности в плане церковном достаточно сильны, - поясняет отец Александр Быканов. – Церковь, особенно до революции, несла на себе большую социальную нагрузку. Сейчас времена изменились, но волонтерство все так же актуально. Ведь добровольчество для верующего человека – это деятельное исполнение одной из главных Божьих заповедей – заповеди о любви к ближнему. Присутствие волонтеров в социальных учреждениях важно не потому, что там плохие условия. Мы об этом не говорим. Врачи, воспитатели, социальные работники – все делают свое дело. Но на все у них попросту не хватает сил. И тогда на помощь приходят волонтеры.

Быть социальным волонтером непросто. Об этом говорят и практики, и теоретики. Почему? Отец Александр поясняет: волонтер остается один на один со своим подопечным. И здесь важно личное участие.

- Чтобы стать волонтером, не нужно высокой квалификации, специального образования. Нужно немного свободного времени – два часа в неделю – и какая-то добрая мечта, воля к доброму делу, - говорит отец Александр Быканов.

Священник Александр Митянин, координатор Тамбовского православного объединения, признается: чем больше будет численность волонтерского отряда, тем больше направлений, где нужна конкретная помощь человека, можно будет закрыть. Желающих и сегодня достаточно. Но, к сожалению, путь от желания до дела проходят не все.

- Если человек решается идти к детям, особенно к имеющим какие-то заболевания, он уже преодолел внутри себя определенный психологический барьер. Практика показывает, что из трех человек, которые выражают свою готовность посещать социальные учреждения, только один становится волонтером. Из тех, кто приходит, надолго остается примерно каждый второй. Кто-то видит, что добровольческая деятельность – это, в общем-то, не его. Кто-то, может, даже себя хорошо проявил, но со временем понял, что для него эта ноша слишком тяжела. Кто-то слишком близко воспринимает к сердцу истории детей, кому-то, наоборот, это неинтересно. Люди часто не понимают: чтобы сделать добро один раз, достаточно одного-двух человек. Но чтобы делать его постоянно, группа должна расти в геометрической прогрессии. Волонтеры должны сменять друг друга. В какой-то момент интерес к этой деятельности пропадет по естественным причинам – переезд, семья, работа. И это нормальная практика. Волонтерство – это ресурс «здесь и сейчас». Сейчас ты оказываешь помощь, не думая о том, сможешь ли ты сделать это завтра. Нужна организация и хороший пиар, чтобы на место одного волонтера приходил другой. И еще важно понимать: мы приходим к людям, которые находятся в ситуации кризиса. Сейчас им особенно нужны помощь и обычное человеческое участие.

Сегодня из-за эпидемиологической обстановки посещать социальные учреждения волонтеры не могут, но это не значит, что они не могут помогать. Добровольцы передают в учреждения наборы для творчества. И еще одна хорошая новость: после того, как карантинные меры будут отменены, в детской областной больнице создадут свою волонтерскую группу.

Стать частью команды легко. Желающие присоединиться к волонтерским отрядам и посещать детей в социальных учреждениях могут обратиться в сообщество «Тамбовское православное объединение» в социальных сетях https://vk.com/pmd_tambov

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер