Как юные тамбовские "техники" собирают компьютеры и "умные" пылесосы

18 декабря, 16:53 Арина Орлова Прочитали 525 раз
Фото: Валерия Бурова
На что способны дети

IT-Куб – центр образования детей по программам, направленным на ускоренное освоение востребованных знаний в сфере информационных технологий. В Тамбове центр был открыт 1 сентября нынешнего года.

- У нас есть квота на четыреста бюджетных мест для обучения, поэтому для того, чтобы учиться здесь, достаточно иметь сертификат дополнительного образования и, конечно, желание. Дети изучают языки программирования, основы кибербезопасности и робототехники, разработку мобильных приложений, виртуальной и дополнительной реальности. Кроме шести основных учебных программ, у нас еще обучают шахматам, ведь эта игра помогает программисту развивать мышление и логику, - рассказывает заведующий структурным подразделением Василий Шиндяпин.

СОБИРАЕМ ДРУГА СВОЕМУ КОТУ

Слушать о таких интересных вещах – хорошо, а своими глазами увидеть – еще лучше. Поэтому не тратим время зря и отправляемся на урок по робототехнике. Можно прямо из коридора наблюдать, что происходит в каждом кабинете, ведь между нами нет стен – все за стеклом, видно, но не слышно.

Заходим. Нас встречает педагог дополнительного образования Александр Кулешов. Он-то и показывает детям не только как оживить «железяку», но и как настроить ее против соперника. Короче, учит «железки» «выкрутасам».

Сейчас ребята очень заняты – делают робота. Сажусь рядом с одним из них.

 - Я собрал сумо-робота и теперь пытаюсь его как-то улучшить, - рассказывает юный «технарь» Володя. - Мы будем устраивать бои, и чтобы мой робот двигался, нужно написать программу. Сам я не очень умею это делать, но мне помогает Александр Юрьевич.

- Сейчас мы собираем роботов с помощью конструктора Lego education. Для него существует специальная детская программа, в которой можно запрограммировать робота так, чтобы он различал цвета, видел препятствия и мог устраивать пакости соперникам. Все это развивает фантазию ребенка. У нас есть робот, который умеет собирать кубик Рубика. Для этого ему нужно задать определенный алгоритм действий и в программе присвоить датчик цвета. Потом он считывает цвета и начинает крутить кубик либо по часовой стрелке, либо по диагонали, - объясняет Александр Кулешов.

 Коробками с конструктором заставлено все пространство класса. На каждом столе – по компьютеру со специальной программой. И даже арена есть, на которой сражаются собранные ребятами роботы. Кстати, на соревнования можно прийти, чтобы поболеть за понравившегося громилу!

- А что же ждет детей после того, как они соберут этого сумоиста? – пытаюсь заглянуть вперед я.

 - Дальше мы начнем учиться программировать дрона (беспилотный летательный аппарат. - Прим. ред.). В планах – изучить платформу arduino (инструмент для проектирования электронных устройств. – Прим. ред.) для создания технических моделей, таких, как робот-жук на вибрационных движках. С помощью платформы arduino дети могут делать разные инновационные штуки. Например, один наш ученик, его сегодня нет на занятии, хочет создать «умный» протез, - отвечает Александр.

При этом максимальный возраст ребятишек на занятиях по робототехнике – тринадцать лет. И их уже интересует нечто большее, чем просто собрать робота! 

А ЧТО У НЕГО ВНУТРИ?

Но и это еще не все. Сегодня занятия в кубе проходят по трем направлениям, поэтому отправляемся дальше.

Открываем дверь кабинета системного администрирования. Выговорить непросто, да и ученики тут уже постарше и занимаются серьезными делами.

Системный администратор – специалист, который поддерживает правильную работу компьютерной техники и программного обеспечения, а также отвечает за информационную безопасность организации. Почему вы должны мне верить? Потому что я списала это с брошюрки IT-куба. Что же нужно уметь, чтобы стать профессионалом в этом деле? Для начала научиться разбирать и собирать заново системный блок компьютера, и так, чтобы он не взорвался. За подробностями обращаемся к преподавателю Дмитрию Панкову.

 - Цель ребят – собрать системный блок так, чтобы он заработал, - поясняет специалист. - Звучит страшно, но все справились. Я рассказываю своим подопечным про содержимое аппарата, сам несколько раз собираю и разбираю его, а они в это время запоминают и пробуют сами сделать то же самое. А еще учатся делать сетевые провода и обжимать их, все инструменты и оборудование для этого есть.

 - Сейчас мы пишем Bat-файл, - продолжает Дмитрий Панков. - Такие файлы используются для облегчения работы пользователя. Например, вам нужно постоянно выполнять какую-нибудь операцию. С помощью батника этот процесс можно автоматизировать, и вы уже не будете принимать в нем участия. Сейчас на основе Bat-файла мы создаем разграничение ролей пользователя. В целом по программе проходим курс по защите компьютера, учимся устанавливать программное обеспечение. В итоге займемся созданием сети для какойлибо организации.

Если хорошо учиться, то из тебя может получиться специалист начального уровня, который знаком с устройством компьютера и сетью. Путь сложный, но перспективный. Денис, который занимается здесь, рассказывает, что сам себя затащил в этот «кружок». Он собирается сдавать физику и информатику, поэтому знания, которые он получает в ITкубе, помогают двигаться в нужном направлении. Тем более что в будущем нынешний девятиклассник планирует заниматься программированием. Правда, пока не решил – чего. 

ИНОЙ МИР НЕ ЗА ГОРАМИ

Впереди – последняя комната на сегодня, кабинет виртуальной реальности. На первый взгляд, ничего необычного. Преподаватель по VR/AR разработке Алексей Архипов жмет мне руку и с места в карьер вводит в курс дела:

- Мы занимаемся разработкой игр для «шлемаков». Придумываем дополненную реальность для мобильных телефонов, работаем в программе Unity. Пока только осваиваем ее, поэтому пользуемся готовым визуалом. Сами ничего не рисуем, но настраиваем освещение, эффекты, программируем всяких зомбаков. Вот тут у нас виртуальная сцена, где лежит револьвер, из него можно пострелять. Обязательно нужно пробовать!

 - Как-нибудь приду, - обещаю я. Алексей смеется: - В смысле приду? Сейчас давай! – и вручает мне в руки шлем. Ну, я за себя не ручаюсь!

Шлем одевается на голову и закрепляется специальными ремнями. Внутри него – очки, которые должны плотно прилегать к лицу, чтобы посторонние факторы не отвлекали внимание. Фото, видео или игры выводятся на встроенный экран, при этом изображение делится на две части, чтобы создать эффект трехмерного пространства. Очки виртуальной реальности снабжаются аудиогарнитурой с 3D-эффектом. Это позволяет полностью отвлечься от реального мира и погрузиться в фантастическую обстановку. Таким образом, шлем виртуальной реальности обманывает слух и зрение человека, полностью изолируя его от реальной обстановки.

 Меня изолировать опасно для жизни: я сразу же чуть не влетаю в стол, пока ищу воображаемый револьвер. Хорошо, что программа предусматривает и это: как только я начинаю выходить за поле игры, очки показывают реальный мир.

 - Не думайте, что игры – это чушь! – уверяет Алексей. - Над их созданием работают сотни людей. Конечно, сейчас порог входа в программу по разработке игр гораздо ниже. Если раньше нужно было шесть образований получить, чтобы понять программу, то теперь это решается «методом тыка» – мышление у людей меняется. Сейчас дети очень смышленые, быстро во всем ориентируются. Отвернешься, а они уже какие-то свои вещи рисуют. Поэтому преподавателю нужно хорошенько разбираться в теме, чтобы понять и исправить ошибку ребенка, когда уже все испорчено. Конечно, можно посмотреть урок в Интернете и пересказать детям, но если все начнет ломаться, будет не очень хорошо.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

 Экзаменов в IT-кубе нет. В конце любого курса детей ждет защита проекта. Идею им могут предложить преподаватели, или ребята придумывают тему сами. Главное, чтобы проект был создан на основе знаний, полученных на курсе. А для чего же здесь еще два года сидеть?

Автор: Валерия Бурова

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер