Настоящий Человек: таким Александра Николаевича Боднара запомнил Тамбов

5 декабря, 10:03 Елена Насонова Прочитали 303 раза
Полет в бессмертие: Тамбов простился со своим Почетным гражданином, ветераном Великой Отечественной войны Александром Николаевичем Боднаром.

Утро 25 ноября принесло горожанам печальное известие – на сто третьем году жизни прервался земной путь легендарного человека, ветерана Великой Отечественной войны, орденоносца, штурмана дальней авиации, участника первого Парада Победы в июне 45-го, Почетного гражданина города Тамбова Александра Николаевича Боднара.

РОДОМ С УКРАИНЫ

 Деревенский паренек из украинского села Горчична Саша Боднар не собирался связывать свою жизнь с небом. В свои двадцать лет он и самолетов-то в глаза не видывал. И только случай полностью изменил его судьбу. Это было в 1938 году. Однажды он с ребятами увидел в небе зеленый биплан, который приземлился на поле за селом. Конечно, мальчишки были впечатлены увиденным.

На тот момент Александр Боднар был студентом зоотехнического техникума. Как раз в это время инструкторы из райкома комсомола приехали отбирать парней в авиационное училище. Александр и еще двое парней оказались «годны к полетам без ограничений». Так началась учеба в Харьковском военном авиационном училище.

1 августа 1940 года выпускник военного авиаучилища лейтенант Александр Боднар получил направление для прохождения службы в 169-ю резервную авиабригаду, которая базировалась в Воронеже. Так начались военные будни начинающего штурмана. Чуть позже для совершенствования штурманского мастерства «желторотиков» направили в 1-й тяжелобомбардировочный авиаполк на аэродром Шайковка, вооруженный самолетами ТБ-3. Здесь Александр Боднар встретил 22 июня 1941 года.

ВОЕННОЕ НЕБО

Уже 26 июня 1941-го Александр Николаевич совершил свой первый боевой и самостоятельный ночной полет. Приходилось летать на устаревшей по сравнению с немецкими бомбардировщиками крылатой машине. Из-за небольшой скорости ТБ-3 – сто пятьдесят километров в час – самолет становился легкой добычей и для истребителей противника, и для ПВО. Вот почему его использовали только ночью. Штурман ориентировался по отсвету рек, железные дороги узнавал по искрам из паровозной трубы. Главными помощниками были компас, карта, часы и глаза.

К началу битвы за Москву авиаторы полка, в котором воевал Александр Боднар, почти ежедневно вылетали на боевые задания, поддерживая действия наземных войск. В начале декабря наступил перелом – врага отбросили от столицы. Это была первая крупная победа с начала войны. Весь личный состав полка был награжден медалью «За оборону Москвы».

 Но предстояло еще отстоять город на Волге. С аэродрома в Никифоровке Александр Боднар сделал шестьдесят боевых вылетов на Сталинград, за что был удостоен ордена Ленина и медали «За оборону Сталинграда». После этого экипажи полка выполняли боевые задания по бомбардировке железнодорожных узлов Брянск, Орел, Курск, Харьков. По-прежнему главной целью оставалось нанесение бомбовых ударов по переднему краю обороны и аэродромам противника.

НА ГРАНИ

Значительный период истории 1-го гвардейского бомбардировочного полка дальнего действия во время Великой Отечественной войны занимает обеспечение партизанских отрядов оружием, боеприпасами, медикаментами. Транспортной авиации тогда не было, поэтому бомбардировщики взяли на себя роль крылатых транспортных машин.

Шесть раз экипаж, в состав которого входил Боднар, находился на грани жизни и смерти. Пожалуй, самый трагический случай произошел в июне 1944 года. Сбитый на территории оккупированной немцами Польши, Александр Николаевич выжил благодаря польской семье, которая не выдала его фашистам и переправила в партизанский отряд. Потом было возвращение в полк.

Боевые вылеты штурман Боднар выполнял вплоть до победного мая. День Победы Александр Николаевич с однополчанами встречал на территории Польши. Тогда он еще не знал, что 24 июня 1945 года торжественным маршем пройдет по Красной площади. Каждую секунду этого красивого впечатляющего зрелища, а также другие события из своей биографии, Александр Боднар описал в книге «О времени и о себе». В этот день штурман отмечал еще и свой двадцать седьмой день рождения.

СЛУЖБА В МИРНОЕ ВРЕМЯ

Летом-осенью 1946-го полк перебазировали на Дальний Восток. Прослужив в авиации четверть века, Александр Николаевич ушел в отставку и с семьей переехал на родину супруги в Тамбов. Сидеть без дела на пенсии Александр Николаевич не собирался. Он принял предложение занять должность инженера Центра научно-технической информации и здесь, как сам говорил, нашел себя. Новая работа предполагала изучение передового опыта по внедрению на предприятии новых технологий, его обобщение и распространение не только в своей организации, но и на других предприятиях. Александр Николаевич начал готовить материалы для «Тамбовской правды». У бывшего штурмана был опыт журналистской работы. Начинал Боднар редактором стенгазеты еще в зоотехническом техникуме. Во время службы он не оставлял свое увлечение журналистикой и сотрудничал с газетой Дальневосточного военного округа «Суворовский натиск» и газетой «Советская авиация». Уже живя и работая в Тамбове, Александр Боднар стал членом Союза журналистов.

 Не оставлял он и общественную деятельность. Штурман дальней авиации был постоянным гостем и участником патриотических мероприятий в городе. Он всегда с радостью спешил на встречи с молодежью, чтобы рассказать ребятам правду о далекой страшной войне. Практически до последних дней всегда «был на связи» – по телефону, лично общался с волонтерами, общественниками, журналистами, представителями областной и городской власти. Всегда радовался визитам в свой дом и был готов к искренней радушной беседе. Сомневаться в этом не приходилось – достаточно было взглянуть в голубые глаза Александра Николаевича, в которых, кажется, навсегда отразилось небо.

ПОЧЕТНЫЙ ГРАЖДАНИН ТАМБОВА

В нынешнем году в День города и День России первые лица Тамбова вручили Александру Николаевичу нагрудный знак и удостоверение Почетного гражданина города Тамбова. Штурман встречал гостей прямо во дворе своего дома. Ветеран признался тогда, что этот день стал самым торжественным для него, а награда – большой.

- Я всю свою жизнь старался отдавать Родине все, что мог, – и в годы войны, и в послевоенное время, - сказал тогда Александр Боднар. И усомниться в этом невозможно.

… 27 ноября тамбовчане простились с НАСТОЯЩИМ ЧЕЛОВЕКОМ своего времени.

 - Легендарный, отважный, необыкновенно талантливый, чуткий, отзывчивый – так отзываются об Александре Николаевиче все, кто его знал. Он, сам уроженец Украины, душой прикипел к Тамбову и области, знал многих, а его, мне кажется, знал весь наш регион. Столько, сколько сделал на патриотическом поприще Александр Николаевич, дай Бог сделать всем его последователям. Эту потерю нам всем только предстоит осознать, - сказал глава администрации региона Александр Никитин.

Со всеми воинскими почестями Александр Николаевич Боднар был похоронен на Воздвиженском кладбище. Память о легендарном штурмане навсегда останется в наших сердцах.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер
Популярное
Самое читаемое обсуждаемое
Вконтакте