Сколько лет Деду Морозу, и когда он празднует день рождения?

19 ноября, 14:37 Арина Орлова Прочитали 14 126 раз
Родом из сказки.

У российского Деда Мороза есть свой день рождения – 18 ноября. Правда, эта дата в календаре появилась всего лишь пятнадцать лет назад. Официально отечественному зимнему волшебнику восемьдесят четыре года, неофициально – примерно одна тысяча восемьсот лет. Откуда взялась такая путаница в цифрах – разбирался ТК.

ЗЛОЙ ДУХ ХОЛОДА
Где, а главное – когда родился главный зимний волшебник, неизвестно. Версий существует множество. Согласно одной из них изначально всеми любимый Дедушка Мороз был не добрым волшебником, а очень даже наоборот. В пантеоне древних славян божество, «отвечающее» за холод и зиму, звали Морок. Есть предположение, согласно которому слово «мороз» впоследствии произошло как раз от имени древнеславянского духа. Морок был злым существом. Славяне представляли его сгорбленным растрепанным стариком, который ходил по лесам в льняной рубахе и в лаптях. Все на своем пути он покрывал снегом или превращал в лед – деревья, реки, землю. Славяне верили, что при встрече с Мороком человек превратится в ледяное изваяние, поэтому очень боялись злого духа. С тех времен и пошли выражения «упасть в обморок» и «заморочить голову».

Задобрить злого и ворчливого бога пытались разными способами. Преимущественно гастрономическими. Славяне считали: если зима будет снежной и холодной, то летом обязательно будет много урожая. Они стали приманивать бога холода, в Святки и Чистый четверг зазывая его к себе блинами или кутьей. Еду для духа оставляли на крыльце или на окне. Наутро еда исчезала, а на Рождество или Святки ударяли морозы, да такие сильные, что снег под ногами буквально трещал. Отсюда и появились более ласковые имена для бога зимы – Трескунец и Студенец.

Согласно другой версии, «прапрадедом» современного русского Деда Мороза был герой русских народных сказок Морозко, или Мороз Красный Нос, хозяин погоды, зимы и мороза. Изначально его называли Дедом Трескуном и представляли маленьким старичком с длинной бородой и суровым, как русские морозы, нравом. С ноября по март Дед Трескун был полновластным хозяином на земле. Даже солнце его боялось! А женат он был на презлющей дамочке, которую звали Зима.

МОРОЗ ИВАНОВИЧ
Добрым дедушкой волшебник стал гораздо позже, когда на дворе шел XIX век… И помогла в этом литература, точнее, те же самые сказки. В 1841 году в свет выходит сборник «Сказок дедушки Иримея». С легкой руки князя Владимира Одоевского сварливый дед превращается в Мороза Ивановича. Правда, созданный Одоевским образ еще не слишком похож на знакомого новогоднего персонажа. Действие сказки происходит весной. Мороз Иванович живет в ледяной стране, вход в которую открывается через колодец. И не Мороз Иванович приходит к детям, а дети приходят к нему. Рукоделицу он одаривает серебром, а ленивой дочке крестьянки дарит сосульку.

Любопытно, но достаточно долгое время Мороз Иванович и новогодняя елка существовали по раздельности. Их объединение произошло во второй половине XIX века, когда в городской среде России отмечаются первые попытки создать самобытного
«рождественского деда», который дарил бы подарки русским детям, как Николай Угодник у их западных сверстников.

КАК ДЕД МОРОЗ ПОЗНАКОМИЛСЯ СО СНЕГУРОЧКОЙ
С началом Первой мировой войны в опалу попадает сама елка. Патриотически настроенная интеллигенция объявляет главный символ Нового года едва ли не немецким «диверсантом», убеждая друг друга и прежде всего себя, что раз традиция наряжать елку пришла к нам из Германии, то с глаз долой – ну и из сердца тоже. Сказано – сделано. И уже через двадцать лет вырастет поколение, не знавшее, зачем люди идут в лес, срубают какое-то дерево и радуются ему. После революции «потепления» не происходит. Сначала елку объявляют «буржуазным пережитком», а потом и вовсе запрещают. Снова символом Нового года ель станет только в 1937 году. В том же 1937 году впервые на детском утреннике «знакомятся» Снегурочка и Дед Мороз.

Их родство станет «педагогическим трюком». Дело в том, что дети панически боялись бородатого Деда в длинной шубе, с посохом и мешком. Чтобы не пугать малышей, и было принято решение породнить героев. А в сказочном мире Дед Мороз и Снегурочка не то что родственниками, даже знакомы не были. Снегурочка – персонаж русской народной сказки о девочке, вылепленной из снега, которая ожила. Простые крестьяне Иван да Марья жили в любви и согласии, вот только детей Господь им не дал. Отчаявшись, они лепят из снега ледяную девочку, которая и станет впоследствии их дочкой.

Под влиянием сказок Афанасьева великий драматург Александр Островский напишет пьесу «Снегурочка», где сделает «ледяную девочку» дочкой Деда Мороза и Весны-красны. И только на елке в московском Доме Союзов трое персонажей различных легенд – Дед Мороз, Снегурочка и елка – положат начало новым традициям празднования Нового года.

РОДИНА ДЕДА МОРОЗА
Сегодня трудно найти малыша, который бы не писал писем доброму волшебнику. А куда их отправлять? В Великом Устюге Дед Мороз прописался не столь давно, лишь в 1988 году. Мало кто знает, но первая резиденция у новогоднего Дедушки была организована в Архангельске по инициативе местного обкома ВЛКСМ. В начале 90-х в России было официально зарегистрировано ЗАО «Дом Деда Мороза» и ТОО «Почта Деда Мороза» и соответствующие товарные знаки. А через четыре года руководство Лапландского заповедника на Кольском полуострове реализовало проект «Сказочная Лапландия – Владения Деда Мороза». Это означало создание еще одной, уже второй по счету, резиденции Деда Мороза – в Чунозерской усадьбе Мурманской области. А в конце 90-х сказочному Дедушке построили уже третий дом – в Великом Устюге. Хоть Дед Мороз – волшебник зимний, гостей он принимает даже летом. Усадьба работает круглый год, но основное веселье начинается после 18 ноября, дня рождения Деда Мороза. Считается, что именно с этого дня на Русском Севере наступает зима. Интересно, что внучка Снегурочка живет не вместе с Дедушкой. У нее есть свой дом, и находится он в Костроме.

Конечно, всех интересует вопрос: доходят ли до Деда Мороза письма? Конечно, доходят. В резиденции волшебника есть свое почтовое отделение, куда приходят письма не только от детей, но и взрослых. За двадцать лет существования было обработано более двух миллионов посланий. Кстати, есть у Деда Мороза и столичная прописка. Он получил ее в 2004 году. В рамках межрегионального проекта «Великий Устюг – родина Деда Мороза» была создана Московская усадьба Деда Мороза.
Примерно в это же время была модернизирована, автоматизирована и запущена обновленная Почта Деда Мороза, а через год в Усадьбе открыл свои врата для гостей терем Снегурочки.

А ВЫ ЗНАЛИ…
В России Дед Мороз имеет звание «Ветеран сказочного труда». У российского Деда Мороза есть «коллеги», проживающие в Карелии и Якутии. Карельского Дедушку зовут Паккайне, что означает «морозец». И он вовсе не дедушка, а мужчина в расцвете сил, и бороды у него нет. Живет Паккайне не в избушке, а в чуме. Якутский Дед Дыыл вместе с семьей живет на
самом Полюсе холода, в районе поселков Оймякон и Томтор. Его жена ведает зимним временем, три дочери распределяют между собой весенние, летние и осенние обязанности, старшая внучка – покровительница снега. Помогает Деду Дыылу и 
огромный бык, который каждую осень выходит из океана и старается отрастить большие рога. Чем длиннее вырастет рог у этого быка – тем крепче будет мороз в Якутии. С середины января рога у быка постепенно отваливаются, а к марту и сам
он гибнет под солнцем.

Во Франции рождественский сказочный персонаж зовется просто – «Отец Рождество» (по-французски – Пэр-Ноэль). В Греции и на Кипре рождественского деда называют Василием, точнее – Агиосом Василисом, что означает «святой Василий». Речь идет о св. Василии Кесарийском – современнике св. Николая. Как и западный Санта-Клаус, Агиос Василис имеет мало общего со своим прототипом: его тоже изображают в виде бородатого старика в красно-белом одеянии, который приходит с Северного полюса. Впрочем, последнюю деталь можно считать позднейшим наслоением – в народных песнях все-таки упоминается о «Василии, приходящем из Кесарии», а не с Северного полюса. Совмещение Рождественского Деда с образом Василия Кесарийского связано не с биографией святого, а с днем его памяти, который Церковь отмечает 1 января – достаточно близко к празднику Рождества.

У финнов в роли зимнего волшебника выступает «лесной человек», которого зовут Йоулупукки, что в переводе означает «рождественский козел». Внешне Йоулупукки похож на американского Санта-Клауса. Живет он вместе с женой Муори
(Мария) и гномами на горе Корвантунтури («гора-ухо»), откуда он очень хорошо слышит рождественские желания детей со всего мира. В стародавние времена Йоулупукки ходил на Рождество по домам, колядовал, угощал послушных детей и
наказывал непослушных. Итальянский Баббо Натале – Рождественский Дед – останавливает свои сани на крыше и через
печную трубу проникает в дом, где для него оставляют немного молока и сладостей «для подкрепления». А еще подарки детям в Италии дарит фея Бефана (она похожа на русскую Бабу-ягу), правда, озорники от нее получают уголек.

Шведский Юль Томтен, что означает «Рождественский гном», живет в заповедном лесу, окруженном живописными озерами и долинами. В сотворении рождественских чудес ему помогают снеговик Дасти, мыши, принц с принцессой, ведьмы, Король со Снежной королевой. А его помощники эльфы в маленькой шахте постоянно добывают золото для елочных украшений и подарков. И тех, кто заедет в гости к Томтену, предупреждают: «Смотрите под ноги! По тропинкам постоянно снуют маленькие эльфы. Не наступите на них!».

В Узбекистане в преддверии новогоднего праздника к своим юным друзьям приезжает на ослике Корбобо (Снежный Дед) в сопровождении внучки Коргыз. Вместо шубы Корбобо носит полосатый халат. В Монголии Дед Мороз похож на пастуха. Увлин Увгун одет в мохнатую шубу и большую лисью шапку. На боку у него – табакерка, кремень и огниво, а в руках – длинный кнут. Его сопровождают помощники: внук Шинэ Жил – «Новый год» – и Девочка Снег.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер