Жители Тамбова покупают и восстанавливают ретроавтомобили

13 ноября, 12:31 Иван Шарапов Прочитали 538 раз
Фото: из личного архива Федора Фирсова
Увлечение ретроавтомобилями стало для многих тамбовчан не просто хобби.

Увлеченные автомобилисты, которые любят как коллекционировать машины, так и ездить на них, знают: их дело всегда оказывается почти археологией. В том смысле, что можно не просто купить две модели и по очереди на них гонять или возить семью – ко всему стоящему следует подходить с углубленным вниманием, как к историческому событию. В то время как молодое поколение уже почти не знает, как выглядел автомир советской эпохи и соответственно не улавливает дух старины, увлеченные тамбовчане отдают годы жизни, стараясь отыскать настоящие сокровища автопрома, и воссоздают их в первозданном обличье. 

Так что водительское хобби – это или сохранение для потомков современности, или как минимум любопытный взор, устремленный в прошлое. Многие хотят прокатиться на раритетной «Волге», которая до сих пор не уступает нынешним «железным коням» в мягкости хода, аэродинамике. Кроме того, она - целая эпоха. Раньше было огромным шиком иметь машину, как у обкомовских работников или у пред седателей колхозов. Когда Юрий Гагарин вернулся из космоса, советское правительство наградило его именно двадцать первой «Волгой». И по сей день за этим автомобилем сохраняется репутация «внеземного», нереального, почти сказочного символа обеспеченности и комфорта.

Простому смертному в СССР в первой половине шестидесятых ГАЗ-21 обходился в 5100 рублей, в эту сумму помещались практически 53 зарплаты. В конце десятилетия цена этой «Волги» выросла до 5600 рублей. Ну и  так далее. В пересчете на современные деньги, за «Волгу» можно было отдать не меньше трех миллионов – цена увеличивается пропорционально количеству оригинальных деталей в конструкции. Но не все разбираются в материальных или идеальных ценностях – у кого-то «Волга» или другой подобный антиквариат на колесах просто пылится десятилетиями. Кто-то берет от таких машин подходящие запчасти для более современных и еще удивляется, как они так долго работают без сбоев! В связи с этим уже с момента прекращения выпуска «самых советских» автомобилей по странам СНГ забурлила тенденция расчленять, разбрасывать повсюду кусочки ушедшей в небытие социалистической Родины. 

Понятно, что такой поворот событий мало кого устраивает – в настоящее время автохобби все больше приобретает реконструкторский, исторический подтекст и далеко выходит за рамки призвания «кучера» и «конюха». В каждом городе найдется человек, болеющий душой за восстановление, воскрешение всего исторического. В Тамбове один из них - Федор Фирсов, руководитель дома-музея Можарова и организатор многочисленных выставок и культурных мероприятий.


СКАЗ О ТОМ, КАК РЕТРОАВТОМОБИЛИ СПАСАЮТ
Как выяснилось в ходе беседы с Федором Фирсовым, у этой истории есть своя особая подоплека. Что и говорить, удобно сочетать приятное с полезным, основную деятельность – с почти авантюрными проектами, не в ущерб ни одному из направлений. Но вот получается это не так часто, как хотелось бы.

- Идея возникла при изучении местной истории, - рассказывает Фирсов. - В семействе Можаровых были как раз такие, необычные по нынешним меркам, а по тем временам – самые современные автомобили. У них они изначально находились в абсолютно непригодном для использования состоянии. Ведь рабочие были неграмотными и ничего с машинами сделать не
смогли. Поэтому Петр Владимирович Можаров, отучившись в Германии, сразу все восстановил. Изучая эти биографические подробности, я захотел увидеть что-то подобное у себя во дворе. Вскоре в одном месте обнаружил брошенный старинный автомобиль – двадцать первую «Волгу». Решил отыскать владельца, потому что его машина - очень необычная и интересная. А владелица дала мне очень подробно, со всех сторон ее изучить, вместе со зданием, в котором машина стояла. И я увидел, что дом весь переделан очень своеобразно, творчески – сразу стало понятно, что здесь когда-то жил мастеровой человек. Это
дополнительная аллюзия с Можаровым, который был конструктором. Было решено купить автомобиль, восстановить его как нестандартную модель и ездить на нем, популяризируя «Волгу» и все, что с ней связано. Заключили договор и стали готовиться к перевозке. Вот тут-то и начались трудности. Во-первых, на финальной стадии подписания бумаг случилась неприятность: на открытую территорию, где стояла модель, приехали цыгане и изрядно попортили редкое движимое имущество – в частности, отрезали проводку, сняли алюминиевые колпаки. Правда, это был не слишком ощутимый урон, ведь ряд деталей на этой «Волге» был заимствован еще у трех различных моделей. В то же время, возможно, как раз эта гремучая смесь и приберегла для музейных работников всю машину, на которую не позарились охотящиеся за подлинниками коллекционеры. Воистину, везде свои плюсы.

Вторая беда предстала более серьезной – только-только машину купили, как выпал крупный снег. Приехавший было транспортер объяснил, что при таких погодных условиях ничего нельзя будет вытащить на лебедках. Поэтому Федору Фирсову и его друзьям пришлось два дня ждать морозов. Но дождались скорее паводка – машину кто-то очень тихо
и оперативно угнал.

- Новое дело началось – мне подсказали, как можно найти пропавшую машину, - вспоминает Федор. - Я как общественник обратился в ближайшую точку транспортировки техники – вероятнее всего, именно они «Волгу» и перевезли на эвакуаторе. А в телефонном разговоре, представьте себе, выяснилось, что все так и есть, это они перевозили и легко могут сказать, куда.
Естественно, мы нагрянули в это место - это оказался один гараж на Московской, - и ворам пришлось перевезти свою добычу к нам во двор. Они, кстати, успели только продать лобовое стекло, поэтому получилось по-человечески договориться, и судиться мы не стали – тем более что сама хозяйка рукой на них махнула. В итоге получается, что мы, помимо ретромобиля,
получили одну бесплатную транспортировку. А саму машину взяли за пятнадцать тысяч, с актом о передаче, то есть почти за бесценок. Первый владелец, кстати, был старым дедушкой, который давно умер. Машина досталась внучке, у которой мы ее и выкупили.

На этом мытарства закончились, уступив место процессу восстановления, не оконченному до сих пор. Этот акт исторического творчества затянулся, поскольку мотор нужен уникальный: в отличие от второй «Волги» с обычным М-21, потребовались  запчасти, как на ранних ЗИЛах и «Чайках». То есть фактически очередные самоценные детали для крупных автомобилей, которые сейчас невероятно трудно найти. Но команда дома-музея не опускает руки и упорно продолжает начатое. Ведь будущий автопарк разрастается во всех направлениях – недавно к нему добавилась частично реконструированная старая «Чайка».

- Когда люди еще мечтали полететь в космос, они могли только на автомобиле выразить все свои высокотехнологические фантазии, - рассуждает Григорий, мастер из музейной команды. - Часто какую-то часть на машине делали похожей на ракету или спутник. Владелец нашего автомобиля тоже проявил креативность – задняя часть его «железного скакуна» вообще напоминает какой-то неопознанный летающий объект. Один мой знакомый рассказывал о двадцать первой «Волге» своего отца, большого любителя этой моды. К нему из-за своеобразного увлечения как-то даже пришли представители власти, велели убрать этакое чудо и никому больше его не показывать. То есть советская власть не благоволила подобным причудам. А сейчас все наоборот - недавно мне позвонил человек и сказал, что, оказывается, у его отца была похоже украшенная «Чайка». Она у него в гараже на пеньках простояла двадцать пять лет. После этого он попытался завести ее на месте, но обнаружилась неисправность в тормозах. И машина простояла еще восемь лет. Мы поехали в Жердевский район и за тридцать тысяч купили еще один экземпляр для нашего будущего автопарка. Почему так мало? Владелец не слишком хорошо разбирается в подобных вещах, да и просто был рад избавиться от лишнего.

О ПЕРСПЕКТИВАХ
Теперь в музее есть «Волга 21М» и частично реконструированная «Чайка Газ-12». Как отмечают сами нынешние счастливые обладатели этих авто, теперь хочется приобрести еще и одну квартиру, когда-то бывшую кабинетом Можарова.

- Только представьте – приходит турист, заходит в эти комнаты, все осматривает, - мечтают наши герои. - Потом на балкон – и тут снизу бибикает и подъезжает роскошная старинная машина. Туристов можно в это авто сажать и катать по всему городу, все фотографировать, фотографироваться и с самим автомобилем. Может быть, нам когда-нибудь разрешат поставить все это дело серьезно, чтобы и маршрут был, и никаких лишних задержек в пути. Мой друг сегодня приходил посмотреть на эти машины и говорит: «Это мечта моей жизни!». Ведь когда ему было только десять лет, он часто ходил в сувенирный магазинчик на Пролетарской рядом с керосиновым ларьком. Там он видел игрушечную модель «Волги», стоила она пять рублей. Она ему запала в душу и с тех пор всегда оставалась в его сердце. Он нам согласился помочь, покрасить машину, привести ее в надлежащий вид. Поэтому появился посыл объединиться с другими увлеченными деятелями, привлекать аудиторию – ведь
сколько перспектив открывается и в ностальгии по Советскому Союзу, и в постепенно появляющемся интересе еще совсем молодых будущих автолюбителей!

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер