В Тамбове энтузиасты обучают детей гончарному делу

6 ноября, 09:07 Иван Шарапов Прочитали 512 раз
Фото: из архива героя
Первый "глин" - комом?

Гончарное дело возникло на Тамбовщине четыре тысячи лет назад – об этом рассказывают курганы древних кочевников. В могилу обычно клали целый погребальный набор вещей, в том числе и глиняные «сервизы». Возраст исторических находок  очень часто определяется по керамике найденных рядов кувшинов или горшков – и один лишь рисунок уже позволит датировать временной промежуток использования с погрешностью в сто-двести лет. Изделия из глины – практически вечные.

Гончарное производство в стародавние времена было наиболее востребованным. С его помощью создавалась не только посуда, но и другая утварь, и игрушки, и фигурки, и кирпичи – по сути, весь интерьер. В тамбовский регион мастерство гончаров пришло непосредственно из Рязани – там им занимались целенаправленно. До этого в мордовских поселениях в обиходе преобладало использование дерева. А к сегодняшнему дню на территории нашей области одних только курганов со всеми этими глиняными богатствами зарегистрировано пятнадцать тысяч – и то это лишь самые крупные и видные, в которых покоятся правители и знатные воины. На самом деле курганов значительно больше, и поэтому об истории гончарного дела предстоит узнать еще очень многое. Выгодна в этом смысле осень: в это время в полях или рано утром, или поздно вечером тени с искусственных насыпей падают так, что захоронения становятся видны сразу. В Черноземье раньше была традиция – плодородную землю при похоронах сыпать снизу, а сверху – обыкновенную.

Поэтому все легко можно обнаружить, просто присмотревшись к неоднородности состава почвы на маленьком участке.
В настоящее время интерес к подобным древним находкам не ослабевает – и не только у профессиональных историков, но и у любителей, и у творческих натур. В частности, народные мастера гончарного дела Григорий Попов и Игорь Савельев, сотрудничающие с несколькими культурными организациями  Тамбова, не только стремятся заполнить пробелы
в знании старины или получить новые умения, но и передать их детям, которые приходят к ним учиться гончарному ремеслу.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ТРАДИЦИЙ
Григорий Попов продемонстрировал чрезвычайно глубокую эрудицию в своем деле, рассказывая, почему тамбовчанам так важно сохранить и приумножить то, чем владели их далекие предки. Во время разговора он рассказал о достоинствах ушедшего в прошлое метода производства, об исключительной народности глиняного промысла, о некоторых уникальных местных секретах: 

- На Тамбовщине гончарами становились в основном деревенские люди – мы сами собрали эти сведения о Федоровке и Мамонтовой пустыни. В подвалах домов – здоровенные печи, слишком большие для повседневных нужд. Это были «станки» для массового производства. Местные часто делали много вещей на заказ и таким образом  дополнительно зарабатывали на жизнь – работая на барина, пахотным трудом не разбогатеешь. На Тамбовщине было очень много частных кирпичных заводов – почти в каждой деревне делали свой уникальный кирпич.

Все было продумано до мелочей: чтобы не копать карьер и не снимать лишний слой драгоценного чернозема, работали на склонах оврагов. Делали горизонтальное отверстие и обкладывали его сырцом. А сам кирпич назывался «пяточный», потому что женщины накладывали глину, а мужики топтали ее ногами – до сих пор на некоторых таких изделиях заметны следы босых ног. Старые образцы кирпича были намного прочнее современных. Сейчас кого ни спроси из самых «продвинутых», никто не скажет, чем обжигали кирпичи. А делали это тем, что оставалось на полях, – соломой. Ей же и крыши крыли, она была одним из элементов кизяка – всегда находившегося под рукой строительного материала.

Соломой топили печь, потому что она быстро горела и было легко поддерживать температуру. Что интересно, остывало все потом целых десять суток, поэтому не появлялись микротрещины. На нынешних заводах почти все кирпичи в трещинах, а раньше это был бы просто никому не нужный брак. Каждый изготовитель делал кирпичи своего размера, чтобы потом, если их не хватит, люди бы покупали только у него – таким образом, всегда можно было заработать дополнительно. А секреты мастерства передавались в семьях из поколения в поколение. Состав глины, ее вид, в каких местах ее копать, концентрация песка – это целая технология, и наша задача – никогда с ней не расставаться. Несмотря на веяния эпох, традиционный труд так никуда и не испарился, а всего лишь приобрел оттенок модного хобби и продолжил незаметно присутствовать и дома, и на улице. 

- Говорят, что гончарное дело начало себя изживать. Мол, к двадцатому веку стала слишком массовой металлическая посуда, - говорит Григорий. – Что не ремесленное, а фабричное производство стало стержнем для всего. Но это неправда. Гончары все равно не сдавались. Они стали делать, например, удивительные дымоходы, которые и сейчас отлично работают. Назывались они голосняками, потому что применялись и при возведении церквей, отчего там создается красивая, удобная для хорового пения акустика. Делались и теплые полы – если вдруг в доме не было печи, а люди там жили, можно было специфическим образом обложить поверхность глиняной плиткой. Часто кирпичное строительство оказывалось лишь своеобразной «маскировкой» для дома: на самом деле многие старинные дома деревянные, лишь снаружи прикрытые
кирпичами. Это делалось из соображений пожарной безопасности. Внутри же использовали не простые дрова, а «царские» - ольховую древесину, она не дает сажи и искр, из-за которых зачастую сгорали целые города. Сейчас мало кто занимается гончарным делом всерьез или вообще считает его серьезным делом. Против подобного недоразумения мы как раз и боремся. У нас теперь не только с глиной – с деревом уже работают халтурно, не справляются. Лично я привык все делать своими руками, меня отец так приучил. Но в наши дни даже в школах отменяют настоящие уроки труда, заменяя их компьютерными занятиями. Беда нынешнего поколения в том, что вырастают мужчины, неспособные забить гвоздь в стену, и женщины, ничего не знающие о домоводстве. А мы хотим возродить старые традиции в новом качестве.

ЭНТУЗИАЗМ И БЛАГОСКЛОННОСТЬ

Эти идеи горячо поддерживают родители детей, которые охотно посещают Двор ремесел при доме-музее Можарова. Ведь в каком-то смысле воспитывать ребенка, отдавая его досуг на попечение гаджетов, – стратегическая ошибка, предвестник
проигрыша. Многие очень хотят одержать победу в битве за поколение, за поддержание, к сожалению, отмирающего образа жизни, с которым красиво и очень полезно можно провести отведенные тебе на Земле дни. И такие места, как Двор, очень
этому помогают, обеспечивая крепкий «тыл». Все дети здесь неожиданно раскрывают в себе доселе неведомые силы и желания и начинают творить будущее, основываясь на опыте прошлого.

Работа с глиной, как показывают многочисленные исследования, существенно влияет на всестороннее развитие ребенка, а уже оно – на формирование в будущем особенностей стиля отдельного народа или культуры. Известно, например, откуда пошла тенденция в народном промысле «наляпанных» рисунков – это дети в процессе вставляли в «голый» продукт свои милые заготовки и придумки, стараясь украсить работу взрослых и заодно самовыразиться. А ведь есть еще бездна других нюансов – для первого занятия хватает и различий между ножным и ручным кругом. Наши ремесленники уже успели
оценить многообразие приемов, техник, открывающихся только при разных подходах к этим кругам, – но, к сожалению, оценили и отношение непросвещенных людей.

- Мы ездили в Мамонтову пустынь, а там все настолько всем неинтересно, что гончарные круги просто пылятся на чердаках, - делятся впечатлениями мастера. - Мы, конечно, спасли то, что сумели, и всегда оберегаем такие находки. Сейчас у нас в Тамбове уже есть выставка на Кавалерийской, 7 – там множество интересных образцов. Практически все они обладают собственными неповторимыми чертами: издалека кажется, что это одно и то же, а поставишь рядом – небо и земля. В каждом краю – свои рисунки и черты, это облик истории. А детям все это очень интересно. Хотя бы потому, что такой акт творчества – это мгновенное претворение в жизнь любой фантазии. Одно легкое движение – и крутящийся на круге бесформенный кусок глины становится чем-то изысканным. А еще у нас – и список, и описания, и печати начинающих сотрудников – как детская забава, с грамотами. Хотим создать туристическое направление, чтобы к нам сюда ехали этим заниматься, так сказать, развлекаться творчески. Нужно оживить исторический центр Тамбова, всю Интернациональную, в которой раньше из каждого дома мог выглянуть из окна какой-нибудь мастер - виртуоз своего дела.

Еще одно желание работников гончарной мастерской – пусть в детях никогда не умирают задатки гениальности. Ведь однажды, когда ребятам здесь дали глину вместе с полным карт-бланшем, кто-то не стал даже пытаться, у кого-то получилась
невообразимая масса. А один мальчик у нас взял и вылепил… себя. У него вышел изумительный автопортрет, а ведь ему было всего десять лет. Порой учиться и учить получается так хорошо, что приглашают на различные конференции – и Игорь Савельев с Григорием Поповым всегда успешно выступают на подобных мероприятиях. Творческая площадка, которую они  представляют, вселяет в сердца зрителей гордость и уверенность в творческом будущем страны. И потому можно сказать,
что это относительно новое начинание Двора ремесел опровергло пословицу о первом блине. Напротив, гончарное дело в Тамбове все больше набирает обороты. И это очень хороший признак.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер