Почему тамбовские сыщики не верят в удачу, а кинематограф рисует образ "идеальных солдат"

5 октября, 11:57 Анна Мещерская Прочитали 750 раз
Фото: пресс-службы УМВД России по Тамбовской области
5 октября - День работников уголовного розыска России.

Кентервильское привидение из известного мультфильма так и не смогло напугать обитателей замка. Никто ему не поверил – ну, не может же быть кровь зеленого цвета. Оказывается, может. На практике любые пятна – зеленые, серые и черные – могут быть пятнами крови. То, мимо чего пройдут обыватели, для сотрудников уголовного розыска – настоящая ниточка: стоит потянуть за нее, и можно раскрыть преступление. Об их работе снимают десятки фильмов в год, пишут книги и рассказывают байки. А что из этого правда? Об этом и многом другом в канун Дня сотрудников уголовного розыска рассказал заместитель начальника Управления уголовного розыска МВД России по Тамбовской области полковник полиции Артем Аристов.

Прорвемся, опера!

- Если верить кино, жизнь сотрудника уголовного розыска – это сплошные погони, агентурные сети и детективные истории, близкие к шпионским. А в жизни как?

Артем Аристов улыбается:

- Примерно как в кино. Доля правды в фильмах об уголовном розыске все-таки есть. Сотрудники постоянно находятся в ситуации повышенной готовности, они могут в любой момент сорваться и поехать искать, ловить и задерживать преступников. А порой – часами сидеть в засаде. Преступления совершаются ежедневно. У преступников нет такого понятия, как «выходной» или «праздничный» день. Потому и работа здесь соответствующая. Любой сотрудник не считается с личным временем. И если Вы спросите любого из них, сколько раз приходилось в выходной день пускаться на поиски преступника, то таких ситуаций сложно будет даже навскидку сосчитать.

За плечами Артема Аристова – почти два десятка лет службы в правоохранительных органах. Работал в управлении по борьбе с организованной преступностью, затем в центре по противодействию экстремизму. Семь лет назад перешел в уголовный розыск. Сколько преступлений удалось раскрыть – даже считать не берется. Да и большой разницы между украденной кастрюлей и сумкой с миллионом рублей нет: и тот, и другой случай – нарушение закона. К тому же в любом случае преступника еще мало найти - нужно доказать его вину.

- Это только в кино преступника задерживают, и он сразу начинает давать показания, - говорит Артем Александрович. – В жизни ни один нарушитель не будет свидетельствовать против себя. Для этого необходимо представить неопровержимые доказательства.

Признаться, «мелочей» здесь не бывает. Разбои, убийства, мошенничества, грабежи. По каждому уголовному делу впору хоть кино снимать, а иногда даже многосерийное. В этом году, например, оперативникам «везло» на «гастролеров». Только за последние девять месяцев сотрудники УГРО пресекли «деятельность» четырех межрегиональных групп, которые занимались хищением из квартир и частных домовладений. Между собой они не были связаны, но работали по схожей схеме. Ездили по городам, изучая наиболее элитные районы. Дома выбирали рандомно. Не останавливало злоумышленников и наличие видеонаблюдения. Брали украшения, деньги, порой меха. Иногда сумма похищенного достигала нескольких миллионов рублей. Сейчас уголовные дела по всем эпизодам переданы в суд.

Приговора ожидает и этническая преступная группа. Ее деятельность сотрудники уголовного розыска пресекли в прошлом году. Участники группировки специализировались на организации незаконной миграции иностранных граждан на территорию региона. Стоимость услуги доходила до двухсот тысяч рублей. За эту сумму иностранцы могли получить фиктивную регистрацию и подложные документы, благодаря

которым они могли впоследствии получить гражданство Российской Федерации. В ходе расследования было выявлены более пятидесяти иностранных граждан, которые незаконно получили российский паспорт.

Дело – в мелочах

Опять же, если верить сценаристам, то целыми днями сотрудники уголовного розыска сидят в буквальном смысле возле телефона, ожидая, когда же произойдет преступление. Стоит раздаться телефонному звонку, и уже весь отдел на протяжении всего фильма расследует одно дело. А как на практике?

- А на практике, - поясняет Артем Аристов, - это из области фантастики. Обычно один сотрудник работает над расследованием сразу нескольких преступлений.

По горячим следам раскрывают примерно каждое второе преступление. Как правило, закон нарушается сознательно, со знанием дела и тщательной подготовкой.

- Каждый преступник стремится к тому, чтобы преступление было идеальным. А наша работа и заключается в том, чтобы, как в шахматах, сделать правильную комбинацию и изобличить его в преступной деятельности. Как сказал Юрий Деточкин: «Я убегаю, ты догоняешь». Так и в жизни: преступник убегает, а мы его догоняем. Но используя при этом последние научные наработки.

Серьезное подспорье – ДНК-исследования, которые предоставляет возможность по оставленным органическим следам, например, по волосам, поту, слюне, устанавливать личность человека. А современная техника помогает воссоздать картину преступления, опознать преступника и его жертву, идентифицировать орудие преступления.

Может, конечно, повезти – в оперативной практике бывали случаи, когда злоумышленник оставлял на месте преступления паспорт или справку о судимости. Но такие «подарки» бывают крайне редки. В абсолютном большинстве случаев раскрытие преступлений - интеллектуальный и физический труд.

- Есть такое выражение, как оперативное везение. Когда оперативник находит улику, например, за два квартала до места совершения преступления. Но я считаю это профессионализмом. Просто так не везет. Везет тем, кто работает. Проработал сотрудник сразу несколько версий, и одна привела к результату. Как это назвать везеньем? Это огромная работа.

Эволюция Жеглова

И снова разговор уходит в плоскость искусства.

- Артем Александрович, если бы Вы снимали фильм об УГРО, какими бы показали оперативников? И что из ярлыков, которые обычно навешивает кинематограф, оставили бы?

Пауза длится несколько секунд. Полковник поясняет:

- Очень часто сотрудников уголовного розыска показывают как неких супергероев, которые стоят над законом. Надзор за оперативно-розыскной деятельностью осуществляется со стороны прокураторы, суда и так далее. Поэтому быть над законом мы не можем. Как ни странно это прозвучит, но сотрудник уголовного розыска должен быть коммуникабельным. И вот о чем речь. Когда совершается преступление, первым с потерпевшим или свидетелем разговаривает именно оперативник. Его главная задача – расположить к себе собеседника. Еще один важный пункт: сотрудник уголовного розыска должен обладать достаточной физической подготовкой. И самое главное – наличие интеллекта. Не стоит забывать о том, что каждый преступник – профессионал. И это «ремесло» совершенствуется. Практика показывает, что год от года преступники выбирают все более изощренные способы совершения преступлений, применяя сложные схемы конспирации своей преступной деятельности. Сотрудник УГРО должен не только продумать, как раскрыть замысел преступника, но и каким образом задержать его, а главное – доказать причастность к преступлению. А это большой интеллектуальный труд.

Книжные полки в кабинете полковника забиты профессиональной литературой. Артем Аристов признается: учиться приходится постоянно. Все по той же самой причине: преступность не стоит на месте. Ни одна высшая школа не научит, как правильно общаться с нарушителем так, чтобы он доверился и все рассказал, или расспрашивать человека, попавшего в беду. Учит жизнь. За каждым молодым сотрудником закрепляется опытный оперативник. Он зачастую указывает на такие мелочи, на которые с первого раза и не обращаешь внимания, даже с учетом наличия первоклассной теоретической подготовки.

Профессиональный праздник сотрудники уголовного розыска проведут на боевом посту. Но обязательно вспомнят старших товарищей, которые пусть и находятся на заслуженном отдыхе, однако все равно готовы в любую минуту подсказать и посоветовать.

- В преддверии профессионального праздника хочется обратиться к действующим сотрудникам и ветеранам уголовного розыска. Уважаемые коллеги, поздравляю вас с профессиональным праздником. В этот день примите самые теплые поздравления и добрые пожелания крепкого здоровья, большого семейного счастья, выдержки и самообладания, профессионального мастерства и оптимизма в нашей непростой работе, - говорит Артем Аристов.

Для справки

5 октября 1918 года коллегия Народного комиссариата внутренних дел РСФСР приняла постановление о создании в составе Главного управления милиции Центрального управления уголовного розыска (Центророзыска) с подчиненными подразделениями на местах. Это постановление учредило единую службу уголовного розыска, с тех пор бессменно стоящую на своем боевом посту. Но значительно раньше, в далеком 1539 году, по Указу Ивана Грозного был создан Разбойно-сыскной Приказ, который явился предшественником современного уголовного розыска.

В сентябре 1920 года губернский уголовный розыск насчитывал 35 человек. Первые сыщики в основном были выходцами их семей рабочих и крестьян. На начальном этапе не была четко разграничена компетенция чрезвычайных комиссий и органов уголовного розыска, созданных «для охраны порядка путем негласного расследования и борьбы с бандитизмом». Раскрытие преступлений осуществлялось обоими звеньями государственного аппарата. Только в начале двадцатых годов к ведению уголовного розыска были отнесены преступления, не носившие политического характера

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер