B20-B24: в Тамбовской области за 7 месяцев выявили 87 случаев ВИЧ-инфекции

16 сентября, 14:31 Юлия Буковская Прочитали 1 016 раз
Фото: livekuban.ru
Заведующая Тамбовским СПИД-центром о том, почему ВИЧ – болезнь не социальной, а умственной бедности.

Кто такие ВИЧ-диссиденты? Почему в 2020 году не все знают о путях передачи ВИЧ-инфекции? Можно ли вылечиться от ВИЧ? Об этом журналист «ТК» поговорил с заведующей Тамбовским СПИД-центром, врачом-эпидемиологом Мариной Цыкиной.

Стабильный плюс

Немного статистики – она, как известно, вещь неумолимая. В общей сложности с начала регистрации ВИЧ-инфекции в Тамбовской области выявлено 2586 случаев инфицирования. С начала регистрации значит с 1987 года. Вообще первые случаи заражения вирусом иммунодефицита человека зафиксировали в СССР в 1985 году. Предположительно, были и более ранние инциденты, которые не удалось выявить.

В прошлом году число ВИЧ-инфицированных в стране превысило миллион человек. По данным Всемирной организации здравоохранения, в 2017 году Россия возглавила список стран по количеству новых случаев ВИЧ - 71 случай на сто тысяч человек.

В нынешнем году число выявленных случаев в Тамбовской области резко снизилось, говорит Марина Цыкина. За семь месяцев – 87 случаев. А в прошлом году за этот же период цифра достигала ста тридцати. Но радоваться этому «отрицательному росту» не стоит.

– Это связано с тем, что из-за пандемии коронавируса резко снизились объемы плановой медицинской помощи, в том числе амбулаторного приема. К великому сожалению, основное выявление случаев ВИЧ-инфекции происходит во время обращения за медицинской помощью. Ведь никто не думает о том, что может быть инфицирован. Среди жителей области нет тех, кто придет и скажет: «Обследуйте меня – у меня были факторы риска, и я могу заболеть ВИЧ-инфекцией». Особенно печально, что среди выявленных случаев растет число тех, кто обращается за медицинской помощью на очень поздних стадиях ВИЧ-инфекции. Есть те, кому нет еще и тридцати лет, а у них уже СПИД, – говорит заведующая СПИД-центром.

Если кто-то до сих пор не понимает разницы между ВИЧ и СПИД, объясним. ВИЧ – вирус иммунодефицита человека – вызывает состояние, при котором организм не может сопротивляться различным инфекциям. ВИЧ поражает иммунную систему человека, со временем лишая ее возможности сопротивляться не только размножению ВИЧ, но и другим заболеваниям и инфекциям - туберкулезу и даже банальной ОРВИ. СПИД – «продвинутая» стадия развития ВИЧ-инфекции – синдром приобретенного иммунодефицита. В стадии СПИДа иммунитет ослаблен настолько, что другие заболевания, развивающиеся на фоне ВИЧ-инфекции, принимают необратимое течение и приводят к летальному исходу.

– Сейчас по информационным системам мы можем легко отследить, что эти люди за последние годы не обращались за медицинской помощью. Они до последнего не считают себя заболевшими, и только резкое ухудшение состояния здоровья заставляет их обратиться в больницу, - разводит руками врач. – Дело в том, что на такой стадии очень сложно начинать лечение. Да и оно уже может быть неэффективным. Мы, к сожалению, ничего не можем гарантировать.

Обязательное обследование на ВИЧ-инфекцию в России предусмотрено только для доноров, лиц, работающих с ВИЧ-инфицированными. Для всех остальных – по желанию. При диспансеризации человеку только предлагают сдать анализы на ВИЧ, а дальше он сам решает, обследоваться или нет.

По любви

– Ковид ковидом, а люди все равно продолжают жить половой жизнью, употреблять наркотики и заражаться ВИЧ-инфекцией. К сожалению, факторы риска заражения ВИЧ никуда не ушли.

В Тамбовской области, уверяет Марина Цыкина, примерно семьдесят процентов заражения ВИЧ-инфекцией имеют половой путь. Остальные - инъекционное употребление наркотиков. Но все эти цифры - примерные. Дифференцировать точно сложно:

- Те, кто употребляют наркотики, живут беспорядочной половой жизнью и не всегда отдают себе отчет в том, с кем вступают в связь. Но надо понимать, что сейчас среди ВИЧ-положительных все больше людей из числа тех, что не ведет асоциальный образ жизни. Поэтому каждый должен знать, что к своей жизни надо обязательно «прикладывать голову». И это касается не только ВИЧ. Вот Вы в маске пришли, - директор СПИД-центра тыльной стороной ладони поправляет медицинскую маску на лице. – Я в маске хожу. А в городских автобусах в масках - единицы пассажиров. При этом у нас каждый день регистрируются новые случаи COVID-19. Но человеческое легкомыслие безгранично. Люди до сих пор пользуются услугами «коммерческой» любви без презервативов. А ведь это единственный тип контрацепции, который может защитить не только от нежелательной беременности, но и от инфекций, передающихся половым путем, в том числе ВИЧ. Ты никогда не можешь быть на сто процентов уверен в половом партнере, тем более в условиях современной сексуальной раскрепощенности, когда вступить в половую связь так же обыденно, как поесть или попить воды.

Врач подчеркивает, что только барьерные средства защиты могут уберечь от самого страшного - от ВИЧ. Популярные антисептические гели и мази еще больше раздражают слизистую и буквально открывают путь инфекциям. Но лучший метод защиты - конечно, разборчивость и верность партнеру.

Из восьмидесяти семи случаев, выявленных за семь месяцев нынешнего года, мужчин и женщин примерно поровну. У ВИЧ вообще нет гендерного признака. Правда, среди инфицированных во время инъекционного приема наркотиков мужчин все-таки больше. Если в девяностых, когда пошел всплеск инфекции, говорили о том, что ВИЧ - болезнь социального дна, то сейчас это совсем не так. Это, говорит директор СПИД-центра, скорее болезнь «интеллектуального дна». Как ни парадоксально это прозвучит, но в нынешнем году, когда в каждом доме по несколько устройств с высокоскоростным Интернетом, инфицируются из-за недостатка информации.

– Ко мне люди приходят на прием, а разговариваю с ними и вижу: у них нет никакого понимания о том, что такое ВИЧ, что такое СПИД, как можно заразиться. Представьте: люди приезжают на дорогих иномарках, хорошо одетые, а таких элементарных вещей не знают. Платят большие деньги за сеансы коммерческой любви, а потратить несколько десятков рублей на презервативы не считают нужным. А потом они могут принести вирус в семью, заражая постоянных половых партнеров.

ВИЧ-диссиденты: заразить идеей

Заразиться ВИЧ-инфекцией  не значит сразу умереть. ВИЧ опасен как раз своей «постепенностью». При заражении им большинство людей не испытывают никаких ощущений. Иногда спустя несколько недель развивается состояние, похожее на ОРЗ: повышается температура, появляются высыпания на коже, увеличиваются лимфатические узлы, возникает понос. На протяжении долгих лет после инфицирования человек может чувствовать себя здоровым. Этот период называется скрытой, или латентной, стадией заболевания. Но не стоит думать, что в это время в организме ничего не происходит. Иммунная система инфицированного формирует иммунный ответ, чтобы обезвредить вирус, вырабатываются антитела. К сожалению, она не может «обезвредить» вирус иммунодефицита. Получается, что чем больше иммунная система организма человека борется, тем сильнее она разрушается.

До того, как у ВИЧ-инфицированного разовьется СПИД, в среднем проходит десять-двенадцать лет. Вирус постепенно разрушает иммунную систему. В определенный момент сопротивляемость организма становится настолько низкой, что у человека могут развиться такие инфекционные болезни, которыми другие люди практически не болеют или болеют крайне редко. Эти болезни называются «оппортунистическими». Получается, что СПИД – это «сочетание болезней», вызванных недостаточной работой иммунной системы вследствие поражения ее ВИЧ.

Несмотря на кажущуюся очевидность опасности, есть те, кто в болезнь не верит. Здесь оправдано именно это слово - не верит. ВИЧ-диссидентство - это скорее идеология, чем научная позиция. «Научные» доводы «дисов» основаны чаще всего только на книге Кэри Муллиса, лауреата Нобелевской премии по химии за 1993 год. Он получил ее за изобретение метода ПЦР (полимеразная цепная реакция - высокоточный метод диагностики многочисленных инфекций, который основывается на исследовании ДНК и РНК человека, в зависимости от цели исследования используются кровь, слюна, мокрота, выделения половых органов и прочие биологические материалы. - Прим. ТК). Но миру Муллис запомнился не только своим изобретением ПЦР-метода и отрицанием связи между ВИЧ и СПИДом, но и другими неоднозначными взглядами на ряд явлений. В частности, он усомнился в связи между ВИЧ и СПИДом, выступал в защиту наркотика ЛСД, критиковал сторонников теории об изменении климата, верил в астрологию. Муллис скончался в возрасте семидесяти четырех лет 7 августа 2019 года от сердечной и респираторной недостаточности, развившихся после тяжелой пневмонии.

– Конечно, как и везде, у нас есть свои откровенные ВИЧ-диссиденты. Причем, и те, кто на самом деле глубоко заблуждается в природе ВИЧ и СПИДа. А есть и такие, для кого я даже определения подобрать не могу, - тыльной стороной ладони заведующая СПИД-центром поправляет очки. - У нас был такой случай. Выходит наша медсестра из здания Центра. Неподалеку стоят две наши пациентки. Курят. Одна уговаривает другую не пить препараты (антиретровирусная терапия не убивает вирус ВИЧ, но существенно замедляет развитие болезни. - Прим. ТК). Причем сама «диссидентка» терапию принимала, а та, кого она уговаривала отказаться, бросила и умерла.

Еще один вопиющий случай, связанный с отрицанием ВИЧ, прогремел тогда не только в Тамбовской области, но и на всю страну. 2017 год вообще был «богатым» на громкие истории, связанные с ВИЧ-диссидентством. Многие из них, к огромному сожалению, связаны с ВИЧ-инфированными детьми, которым родители-«дисы» отказывались давать антиретровирусную терапию.

В Тамбове семейная пара восемь лет скрывала от врачей опекаемую девочку. В 2005 году супружеская пара взяла двухлетнюю девочку с диагнозом ВИЧ-инфекция из московского дома малютки. Они не поставили ребенка на учет в СПИД-центр, отказывались от осмотра ребенка. Специалисты Центра были вынуждены обратиться в органы опеки, после чего семья начала переезжать по разным адресам.

– Мы практически девять лет судились с опекунами. Это было что-то ужасное! - вспоминает Марина Цыкина.

В 2008 году опекунша была в первый раз отстранена от обязанностей за отказ обследовать ребенка, но по апелляции ей удалось восстановиться. Отказы от обследований и лечения продолжились. В 2014 году женщина от обязанностей опекуна была отстранена окончательно. Девочку изъяли и отправили в приют. Через месяц ребенок сбежал из приюта к опекунам. Полиция возбудила дело о похищении. Супруги подали в суд на опеку и полицию и апелляцию по поводу прекращения опеки.

В 2015 году семью нашли и ребенка насильно изъяли во второй раз.

– Тогда еле вырвали этого ребенка, у которого уже был туберкулез на фоне ВИЧ-инфекции, - рассказывает заведующая СПИД-центром.

Навещая девочку в больнице, опекуны научили ее выплевывать таблетки. Посещения запретили. Девочка длительно находилась в туберкулезной больнице, после которой ее перевели в интернат. Весной 2017 года опекуншу начали пускать к девочке в интернат, и та перестала принимать лекарства, иммунитет начал падать. Врачи свидания запретили, лекарства стали давать под контролем.

– Пока мы делаем все возможное, чтобы сохранить жизнь девочки. Но скоро ей исполнится восемнадцать, и мы не сможем ничего сделать, - печально констатирует врач.

Врач-инфекционист говорит, ВИЧ-диссиденты не обязательно и далеко не всегда необразованные фанатики. Главная проблема распространения этой идеи - Интернет.

– Сейчас же очень легко создать себе профиль в любой соцсети, с любым именем и любыми данными. Можно назваться профессором, писать и снимать что угодно, а на тебя будут подписываться в ютубе и верить тебе.

Интересно, что ни одна болезнь в мире не вызвала такой идеологии отрицания. В существование рака, туберкулеза и ангины верят все. Марина Цыкина уверена: это потому, что ВИЧ - из разряда «стыдных» болезней. Есть и другие «стыдные» болезни - сифилис, гонорея, хламидиоз, например. Но у них не летальные последствия.

- Во-первых, люди боятся ВИЧ, а во-вторых из-за путей распространения стыдятся факта инфицирования. Поэтому кому-то проще вовсе отрицать ВИЧ.

У онкологов есть такое понятие, как пятилетняя выживаемость: какой процент пациентов живет больше пяти лет после постановки диагноза. По отношению к ВИЧ-инфицированным такая методика подсчета эффективности лечения давно не применяется. После наступления эры трехкомпонентной антиретровирусной терапии у врачей нет задачи преодолеть этот самый пятилетний порог выживаемости.

– Есть в целом понятие «продолжительность жизни». У ВИЧ-инфицированных при условии соблюдения рекомендаций врачей и принятии АРВ-терапии она равна средней продолжительности жизни в регионе. Если АРВ-терапию начать вовремя, она очень эффективна. Когда иммунная система пациента уже разрушена, лечение не имеет практически никакого эффекта. Ведь генетически заложенное количество иммунных клеток, погибших от ВИЧ, восстановить нельзя.

Помимо того, что вирус находится в крови инфицированного, есть и другие клетки, которые им поражаются. Вирус может находиться в костях, в головном мозге и других местах, куда очень сложно проникнуть препаратам АРВ-терапии:

– В ходе лечения мы достигаем того, что в крови вирус не обнаруживается. Но если лечение прекратить, ВИЧ очень быстро размножается и распространяется, - объясняет Марина Цыкина. - Сейчас ведется очень много новых разработок, чтобы позволить препаратам АРВ-терапии уничтожать клетки вируса и в труднодоступных местах.

Повторимся: заражение ВИЧ происходит в подавляющем числе случаев половым путем или при инъекционном употреблении наркотиков. Когда в стране произошли первые случаи внутрибольничного инфицирования, были введены внутриотраслевые стандарты дезинфекции и стерилизации медицинского оборудования. К тому же медицинские инструменты чаще всего одноразовые. Марина Цыкина говорит, что в медицинских учреждениях сделано все для того, чтобы исключить случаи инфицирования:

– У нас в стране тысячи медицинских работников получали травмы зараженными инструментами во время оказания помощи ВИЧ-инфицированным. Но случаев «профессионального заражения» в России всего пять.

При этом врач предостерегает от услуг мастеров тату и маникюра-педикюра «на дому». Такие мастера инструменты чаще всего не стерилизуют, а в лучшем случае только дезинфицируют. А это многие инфекции, в том числе ВИЧ, не убивает.

Вместо эпилога

Как и многие единомышленники, ВИЧ-диссиденты объединяются «по интересам». Самая многочисленная группа ВКонтакте насчитывает больше восемнадцати тысяч участников. Готовя этот материал к публикации, ТК обратился к администратору сообщества, чтобы дать слово оппонентам ВИЧ-центра. Орфография и пунктуация сохранены.

ТК: «Здравствуйте. Я пишу материал о ВИЧ-инфекции. Мне хотелось бы услышать в противовес позиции ВИЧ-центра мнение реальных диссидентов».

Группа ВИЧ-диссидентов в ВК: «Если Спид центр озвучит Вам смертность вич позитивных людей, принимающих терапию, мнение диссидентов Вам не понадобится. Мы не видим этих цифр в статистике смертности, так же как не видим и % наркоманов от общего количества вич позитивных людей».

ТК: «По Тамбовской области семьдесят процентов - это половой путь инфицирования, 30% - инъекционный путь передачи инфекции. Мне интересна позиция людей, осознанно не принимающих терапию».

Группа ВИЧ-диссидентов в ВК: «Если интересно, читайте группу».

ТК: «Спасибо. Просто у меня были конкретные вопросы».

Группа ВИЧ-диссидентов в ВК: «Конкретные вопросы можем разместить на стене группы - при желании участники ответят. В теме ЗНАКОМСТВА в обсуждениях можно поискать из Тамбова».

Оставим эту переписку без комментариев.

Будьте здоровы и благоразумны. Берегите себя и своих близких. Верьте в науку, а не в «истории из жизни» анонимных «экспертов» в Сети.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер