Братец кролик рвется ввысь

14 сентября, 09:22 Иван Шарапов Прочитали 488 раз
Прогулка как бы туриста по ферме.

Мед, пчелы, Покровская ярмарка, чернозем-земля и Чернозем музыкальный, группа «Сколот», Державин и «кружком отмечен не всегда». Не правда ли, именно с этими вещами чаще всего ассоциируется Тамбов у его же жителей? Иногда без взгляда со стороны жить трудно – другие кажутся чем-то более значительным, прекрасным или развитым, о себе говорят со смесью равнодушия и сентиментальности. В общем-то, это общероссийская проблема. А между тем в любом городе есть чем похвастаться и отличиться. Везде развиты ремесла, маленькие, неэстрадные, невыставочные и оттого особенно милые искусства, везде есть поэзия собственной уникальной жизни. Я не знаю ни одного человека, для которого его родной город был бы фикцией, обезличенной, обыкновенной – все горожане знают, что такое душа города. И это уже – общероссийская гордость.

Всю свою сознательную жизнь я невольно или преднамеренно изучал подобные житейские, «личные» вещи городов. Разумеется, как истый тамбовчанин уделяю большую часть внимания детищу воеводы Боборыкина. Однако вынужден признать, что до сей поры мне мало удавалось раскопать чего-то незаурядного в области предпринимательства в исконно русском смысле этого слова. Я редко встречал профессиональных бизнесменов, для которых их дело – что-то творческое, по-настоящему правильное, достойное и без сулимой им прибыли. И вот жизнь в конце концов навела на владельца птичьей и кроличьей фермы Владимира Полякова.

Широкий выбор…

Первое, что бросается в глаза по прибытии на ферму «Братец кролик», – ее самобытный, крепко держащийся за жизнь дух. Словно эти здания точно знают, зачем они здесь нужны и что пока они стоят, работа в них будет продолжаться. Креативный директор фермы Егор с ходу вводит в курс дела. Работников, говорит он, не так много, как хотелось бы, поэтому трудиться здесь можно дни напролет – всегда будет над чем поработать. Можно помогать в постоянном процессе благоустройства местности, можно возиться с дровами и стройматериалами, можно и нужно ухаживать за живностью. Есть несколько интересных, на мой взгляд, занятий – регулировщик инкубаторов, случник, ремонтник клеток. И даже кое-что экстремальное, но, увы, совершенно необходимое – «палач» для убоя особей мясных пород, а также могильщик – здесь находится единственный в области крематорий для животных.

Правда, самые большие помещения пока пустуют – территория еще осваивается. Кое-что здесь даже стало своеобразным предметом шуток. Например, огромная постройка, похожая на фабрику времен промышленной революции, парадный вход которой еще ни разу не открывался. Однако постепенно, шаг за шагом «Братец кролик» продолжает если не расширяться, то наращивать интенсивность производства.

Доказательства тому замечаю быстро – меня вводят в «ангар», весь уставленный кроличьими клетками. Везде - длинные ряды ячеек с животными, которые, впрочем, проявляют сравнительно мало активности. Кое-где немного шевелятся, где-то кто-то хрумкает кормом, а кого-то вообще не слышно. Везде – здоровенные ушастые пушистики, некоторые из них таких размеров, что сначала кажется, что это какие-то шерстистые бегемоты. Никогда прежде вживую не видел таких объемных созданий – и ради меня подолгу останавливаются около каждого молчаливого гиганта, называют породу, ее особенности, удельный вес и участь. Очень многих дорого продадут прямо живьем. Других, так сказать, нужно будет довести до кондиции. Но, как выясняется, даже от повседневных продуктов жизнедеятельности «зайчиков» есть большая польза – пух и навоз используют в производстве трикотажа и в удобрении почвы.

Забавно, но в связи с тем, что я недавно пересмотрел «Матрицу», возникает странная аллюзия с фильмом при виде этих бесчисленных индивидуальных клеток. Что ж, для кого-то и функционирование системы человеческого общества – та же тюрьма. Однако тут, надо сказать, животным очень даже вольготно. Клетки чистят, убирают, к самцам иногда подсаживают «красных девушек». Да что там самки - на ферме путешествующие иногда оставляют своих зверьков вплоть до возвращения из круиза – «Братец кролик» в этом смысле туристический район. Сюда же водят школьников, которые любят устраиваемые сотрудниками фермы контактные мини-зоопарки, фотосессии. Сюда же, получается, попал туристом и я, и моя экскурсия с каждой минутой мне нравится все больше.

…И большое разнообразие!

Дальше – настоящее птичье царство. И пород, и самих отделов предостаточно – куры, индюки, перепелки, утки, павлины, а когда-то разводили даже страусов. Очень причудливо смотрятся клетки и небольшие участки, где важно прогуливаются целые сообщества пернатых личностей. Легко заметна иерархия – гордый петух шагает по-царски, за ним неотступно следуют подруги, а уж следом семенит многочисленный выводок. Но причудливость не в этом – просто в одном месте сходятся целых две или три породы одного и того же вида, и удивительно, до какой же степени они друг на друга не похожи. Кажется, будто это кичливые аристократические кланы с характерными чертами рода – будь то жирные лапы, огненно-рыжее оперение или мясистый хохолок. Впрочем, познакомиться поближе здешним Монтекки и Капулетти ни за что не удастся – их выводят вместе только для свободной прогулки.

Павлины есть павлины, этим все сказано. Егор поясняет, что в последние дни они успели несколько подрастерять свои драгоценные перья, из которых гостям иногда делают шикарные подарочные «букеты», однако на вид никакого «полинявшего» впечатления они не производят. Напротив, самцы павлинов – грациозные неторопливые двуногие с почти киношной походкой динозавров, которые тащат за собой целый крейсер из длинного веера перьев. Жаль, но по заказам эти щеголи свои хвосты не раскрывают, хотя и так уже производят сильный эффект.

Индюков замечаю немного – их очень часто и помногу продают. Но зато перепелок – не счесть. Маленькие и бойкие, они размножаются невероятно быстро, так что в отведенных им отсеках незаполненного пространства совсем немного.

- Яиц столько, что еле успеваем собирать, - заявляет Егор и ловко вылавливает для меня одну перепелку. На ощупь она теплая и шелковистая.

Под конец экскурсии в помещении меня проводят в святая святых – инкубаторную комнату. Нечто среднее между сейфами, микроволновками и холодильниками, инкубаторы работают круглосуточно и имеют дело с сотнями еще не рожденных птенцов ежедневно.

Несколько слов на прощание

Показывая мне один уголок своих владений за другим, Владимир Поляков рассказывает своего рода притчу, в которой любой имеющий глаза да увидит нечто полезное для себя:

- До 2005 года многие в России пытались заниматься кроликами, но у них ничего не вышло. Все гнались за быстрыми прибылями и потому в своих начинаниях не преуспели. Ярчайший пример такой работы – одно тамбовское предприятие, которое владелец купил за двести миллионов, а продать был вынужден за сто. Многие просто не умеют правильно вести дела, некоторые разглагольствуют о важности высшего образования. Как человек, имеющий четыре высших образования, одно из которых – германское, могу сказать, что полезные знания и навыки человек получает сам, вне зависимости от преподаваемой ему программы. Я брал нужное мне в разных местах, по чуть-чуть – и применил с успехом. В частности, давно понял, что одна из главных вещей в моем деле – не гнаться за рисками, не вовлекаться в авантюры. Именно поэтому я и не поверил в свое время всяким «МММ» и им подобным. Все нужно делать с умом, и все должно быть на своем месте.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер