Вселенские войны: как тамбовчанин стал организатором сказочных мероприятий

11 сентября, 10:08 Иван Шарапов Прочитали 580 раз
Фото: из личного архива героя
Параллельные вселенные – реальность, которая становится частью жизни многих наших современников.

В наши дни никого не удивляют люди, с головой погруженные в придуманные миры. В какой бы книжный магазин ты ни пришел, взгляд натыкается на стеллажи, уставленные серийными, меж-авторскими проектами-бестселлерами. Молодежная поэзия и музыка пронизана лейтмотивами иных миров, побега от реальности, ожидания или создания чудес. Особняком здесь стоит кинематограф, в котором десятки лет доминируют фильмы в жанре научной фантастики и фэнтези. Влияние, которое оказывает большой экран на весь современный мир, невозможно полностью оценить достоверно – каждого из нас в той или иной степени затрагивают изменения, коснувшиеся динамично «работающего» общества.

Но не перерастает ли создание обширных сообществ в некое подобие фанатичной - созвучной слову «фанатской» - религии, преследующей тех, кто пренебрегает ее ценностями? Сталкиваются ли друг с другом интересы, вкусы и желания людей, посвятивших свой досуг разным, несхожим просторам фантазии? Ответы на эти вопросы, которые часто возникают у наименее знакомых с субкультурами людей, нам помог дать известный тамбовский организатор красочных костюмированных мероприятий, толкинист, талантливый ролевик и знающий почитатель «Звёздных Войн» Алексей Савенков.

Как все начиналось

- А началось все с того, как только рухнул «железный занавес», в Советский Союз в конце восьмидесятых – начале девяностых потекли фильмы с Запада, - рассказывает Алексей. - В те времена существовало такое понятие, как видеосалоны, и в одном из них я когда-то впервые увидел «Звёздные Войны». Я тогда еще в пятый класс еще ходил, и понятно, что разум школьника это захватило. Я этой темой просто заболел - в хорошем смысле слова. Увлечение со временем стало развиваться. Сначала я просто смотрел интересное кино, потом загорелся коллекционированием и сбором любых крох информации, любых, самых малоизвестных, фактов о легендарной саге. Когда издательство «Эксмо» начало выпускать русские переводы эпизодов, литературных адаптаций сюжетов комиксов и других «звездных» историй – всего вышло шестьдесят четыре книги,– я стал читать и это, чтобы заполнить свои пробелы в этой вселенной.

Точно такие же приглашения в дополнительные, удивительно проработанные большие «игры» для всех возрастов получали сотни тысяч жителей России. Признаем - люди не могли потянуться одновременно за чем-то бессмысленным, глупым или ничего не стоящим. Феномен «Звёздных Войн», по сути, родоначальник всей поп-культуры, которая до него существовала лишь в виде отдельных групп любителей комиксов или других тогда еще не признанных видов альтернативного искусства. Создатель и первый «рулевой» легендарной саги Джордж Лукас во многом основывался на старинных мифах, а также пристально изучал выдающийся трактат Джозефа Кэмпбелла «Герой с тысячью лиц». В этом труде было установлено, что вообще все сюжеты, созданные людьми, в целом проходят по одинаковому, круговому маршруту благодаря наличию сквозных архетипов, общих для каждого народа: Герой, Дом, Дорога, Мудрец, Прекрасная Принцесса, Мировое Зло, Предатель и, главное, Чудо. Последнее легло в основу и древнекитайских верований в жизненную энергию Ци, и в вечное противостояние Инь и Ян, и в породивший богов древнегреческий изначальный Хаос. Сегодня Чудо, назвавшись в «Звёздных Войнах» Силой, находит свое воплощение почти в любом фантастическом произведении.

Старое и новое

- Шестьдесят четыре книги – это «Расширенная Вселенная», которая теперь относится к Легендам «Звездных Войн», - продолжает Алексей. - Сейчас вышло много совершенно новых романов, согласованных с нынешним строением и внутренней историей франшизы, и все они мне тоже прекрасно известны. Должен сказать, что я вообще хорошо ориентируюсь в подобных тонкостях, хотя в настоящее время для тех кто не в теме, это становится затруднительным. Но все-таки мне гораздо ближе именно «историческая» часть легендариума Джорджа Лукаса, а не диснеевские сиквелы и все с ними связанное. Я не причисляю себя к так называемым «хейтерам», критикам и ненавистникам новых историй. И все-таки мое отношение определяется следующим: если Лукас в своих фильмах во многом основывался именно на «сказке для детей», на подаче чего-то духовного, философского, то «Дисней» скатился к бездушному самообогащению. Сегодня все зарабатывают на фан-сервисе, а не следуют за чувствами поклонников. Даже ключевые персонажи показываются не так, как раньше, а ведь «Расширенная Вселенная» намного богаче и основывается на творческом воображении разных писателей. Если корпорация Микки Мауса берет героев из «старых легенд» и вставляет их в сегодняшний канон, это само по себе говорит о превосходстве старого над новым - в плане «Звездных Войн». Наследие «стариков», таких, как Карен Трэвисс, Джеймс Лусено, Дрю Карпишин и, конечно, всей игровой компании «Био Вар» в целом, Тимоти Зан или Пол С. Кемп, гораздо более объемно и масштабно, чем, например, трилогия сиквелов.

А вот здесь уже уместно вспомнить другой небезызвестный философский реликт – «Закат Европы» Освальда Шпенглера, излагающий органичную концепцию рождения культур, которые вырастают в цивилизации, достигают своего «имперского» пика и только затем умирают, разлагаются, чтобы дать место преемникам. Воистину, когда любое искусство отходит от своих изначальных идей или вовсе забывает о них - обычно это и случается как раз на пике популярности, - обращается в самый низменный меркантилизм, тогда приходит время гибели целой маленькой, не связанной напрямую с другими эпохи. Но одновременно это означает и шанс для возвышения других, ранее никем не виданных оберток одной и той же из раза в раз повторяющейся истории. Впрочем, «Звёздные Войны» в силу их двойственного состава и сейчас чувствуют себя довольно неплохо, продолжая существовать со своими «конкурентами», некоторым из которых она когда-то дала жизнь – «Марвел» (именно тиражи ЗВ комиксов спасли от банкротства этого теперешнего гиганта), «Чужой», «Аватар», «Голодные игры», «Вархаммер 40000».

День рождения «Хоббита»

- Да, я сторонник едино развивающейся франшизы, - отвечает Алексей на напросившийся сам собой вопрос. - Думаю, что всем «воинствующим фанатам» нужно относиться к разным канонам просто как к двум альтернативным временным линиям. Эту концепцию неплохо подтверждает один из эпизодов ЗВ-мультсериала «Повстанцы», в котором главные герои обнаружили в Джедайском Храме – Мир между мирами, в котором время и пространство могут соединяться и преображать ход истории. Ведь можно поступить так, как, например, с вселенной «Марвел» - ее превратили в мультивселенную, и ее фанаты радуются тому, что посчитают важным только для себя. Я, например, собираю все, что связано со «Звёздными Войнами», в первую очередь - фигурки. Вся коллекция аккуратно собрана в коробки, чтобы в любой момент можно было выехать с ней куда-нибудь и сделать выставку. Чтобы обо всем рассказать, лучше всего устроить у меня экскурсию, обычно именно она проходит на фестивале «Толкин-Фест». Он проводится в двадцатых числах сентября. Каждый год мы его организуем в это время потому, что 21 сентября в 1937 году была первая публикация повести «Хоббит». Устраиваем уже в четвертый раз. Но там не один Толкин. Приглашаю на фестиваль всех своих друзей, которые занимаются рукоделием, ремеслами, специалистов по вымышленным языкам и мифологии, инструкторов по слэклайну (стропохождению), фехтованию, саберфайтингу - фехтовальной методике владения световым мечом, эквилибристике, реконструкторов, косплееров («косплей» -это своеобразный уличный театр, в котором участники перевоплощающихся в яркие образы широко известных персонажей) и еще фотографов, художников и музыкантов. Обычно приходило человек двадцать-тридцать, но поскольку мы только начинаем, со временем, уверен, будет гораздо больше!

Другими словами, в Тамбове есть мероприятия, на которых поклонники разных вымышленных вселенных легко могут найти общий язык. Да и усилий для этого прикладывать нужно не очень-то много. Перефразируя Толстого, все счастливые фанатские сообщества похожи друг на друга, и сходство их объединяет.

- В свое время я причислял себя к толкинистам, но сейчас занимаюсь и настольными играми, и косплеем, и много чем еще, - говорит Алексей. - Лично знаком со многими тамбовскими клубами, которые имеют к этому хоть какое-то отношение. Например, с «Серебряной ладьей», «Временем гиков», «КИР Передовой заставой», посещаю мероприятия, которые они проводят. Мы все относимся друг к другу очень хорошо. Друг друга поддерживаем,  обмениваемся полезными навыками и контактами. На самом деле, такая дружба помогает. Пару лет назад, друзья специально пригласили меня на свадьбу в стиле «Звёздных Войн». Отыграл там сразу две роли Дарта Вейдера и Кайло Рена. А без друзей меня бы никто и не знал.

Развенчаем один миф, но породим другой

Как видим, всё яркое, позитивное при желании прекрасно может сочетаться с себе подобным. Можно отыгрывать и Дарта Вейдера, и Гэндальфа, и других персонажей. Всегда находить время для своих любимых вещей. Как заявляет каждый знающий фанат, никакого конфликта между вселенными быть не должно, потому что и «Марвел», и «Властелин Колец», и «Звёздные Войны» основаны на архетипах человечества и создают своеобразный современный миф, пропитанный некоторыми восточными философскими течениями и подстроенный под наше время. Люди, которые умеют находить ценное в чем угодно, видят для себя большую духовную пользу, когда знакомятся с содержанием выдуманных миров, которые превращаются в новую, вторичную реальность. Ведь все, даже самые фантастические, образы помогают лучше понять внутреннюю реальность живого человека, реализовать его мечтания и дают ему поистине уникальное вдохновение и отдохновение.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер