Жизнь как чудо

2 сентября, 10:01 Анна Мещерская Прочитали 482 раза
В Тамбове по инициативе горожан установили памятную доску Юлию Порфирьевичу Ксюнину.

Ровно год назад не стало легендарного моряка-подводника Юлия Порфирьевича Ксюнина. Ему было 105 лет. Память о нем решили сохранить жители префектуры «Полынковская». При поддержке префекта, депутата Тамбовской городской Думы Владимира Сергеева был организован сбор денежных средств, разработана необходимая документация, которую рассмотрели и утвердили депутаты Тамбовской городской Думы. Учли и особую просьбу горожан – установить памятный знак именно 26 августа.

Юлий Порфирьевич был человеком незаурядным, удивительным педагогом, мужественным офицером, настоящим патриотом. Однажды его спросили, что нужно делать, чтобы прожить такую долгую жизнь, а он ответил:

- Нужно жить в Тамбове.

Он не был коренным тамбовчанином, но стал им по зову души. И земляки отвечали ему взаимностью. К дому, где долгие годы жил Юлий Порфирьевич, даже после его смерти не зарастает тропа.

Знак памяти

В квартире Юлия Порфирьевича редко бывало безлюдно. Его ученики, сослуживцы, коллеги по ветеранской общественной организации, моряки-подводники, школьники, соседи… К нему заходили поговорить, но чаще послушать, а Юлий Порфирьевич, даже в последние годы жизни, когда глаза практически не видели гостей, все равно улыбался, интуитивно угадывая: пришли друзья.

Ирина Ивановна Дмитриева двенадцать лет была правой рукой Юлия Порфирьевича. Его соратник и помощник не сдерживает слез.

- Он был интеллигентнейшим, начитанным и невероятно добрым человеком, он много знал. Глубоко переживал за все, что происходит в нашей стране. Юлий Порфирьевич, несмотря на то что прожил долгую жизнь, многое не успел сделать. Он хотел переработать и выпустить третье издание «Записок подводника». Он очень любил, когда к нему приходили гости, он очень радовался, что о нем помнят.

Отдать дань памяти другу и соратнику пришли ветераны ВМФ, благодарные ученики, соседи и просто знакомые, кому довелось повстречать его на своем пути.

- Наша с вами главная задача — хранить и гордиться. И сегодня мы с вами увековечиваем имя этого поистине удивительного человека, прожившего в Тамбове большую часть своей жизни. Здесь он нашел свой дом, своих друзей и соратников, а мы нашли пример настоящей героической жизни. Как Юлий Порфирьевич Ксюнин, мы должны быть мудрыми, верными и не предавать свои идеалы, - сказала Наталия Макаревич.

Префект Владимир Сергеев о своем личном знакомстве с подводником вспоминает так: он был человеком дела, слова и невероятной преданности своей Родине.

- В нашем городе много памятных исторических мест. Но эта мемориальная доска – воплощение народной памяти, знак признательности этому доброму, светлому человеку. Он был одним из авторов газеты «Тамбовский курьер». Каков был его слог! Это настоящий литературный русский язык. В этом же стиле написана его знаменитая книга «Записки подводника», которую обязательно должен прочитать каждый, - добавил Владимир Сергеев.

О своей дружбе с Юлием Порфирьевичем рассказывает член Союза журналистов Тамара Алексеевна Асафьева:

- Когда-то Юлий Порфирьевич стоял у истоков создания областной ветеранской организации, добивался сохранения Поста №1, вел большую патриотическую работу.

Как начиналась история

Не многие знают об особом отношении к легендарному подводнику на Тихом океане! На Тихоокеанский флот Юлий Порфирьевич попал после окончания Высшего военно-морского инженерного училища имени Ф. Э. Дзержинского. В должности инженера-механика подводной лодки он заступил на «Малютку». Так называли крохотные субмарины, главным достоинством которых была возможность перевозки по железной дороге. На Тихом океане спешно создавался военный флот. Все были уверены, что война начнется здесь: уж очень нагло вела себя Япония. Условия службы на «Малютках» были каторжными. Экипаж из 36 человек размещался в корабле размером чуть больше железнодорожного вагона. Отопления не было, температура в лодке не поднималась выше шести градусов, моряки не вылезали из валенок и ватников. В шторм 200-тонную подлодку швыряло, как тростинку, даже на глубине. В таких случаях «Малютка» ложилась на грунт, экипаж выставлял двух вахтенных и спал.

Когда стало ясно, что Япония в ближайшее время нападать на СССР не собирается, Ксюнина вернули на берег и поставили командовать ротой девушек, из которых требовалось сделать зенитчиц.

После обучения женской роты Юлий Порфирьевич получил неожиданное для себя задание - спроектировать и построить в самом срочном порядке в подвальном помещении учебного корпуса бассейн для подготовки водолазов. Их впоследствии использовали при форсировании рек. Причем водолазных костюмов, привычных для сегодняшнего времени, тогда попросту не было. Брали с собой лишь сумку с баллоном кислорода. Переходили по дну на другую сторону, а затем с помощью одного кинжала и приемов рукопашного боя снимали вражескую охрану.

На восточной границе Юлий Порфирьевич принимал участие в разгроме японцев в августе 1945 года. После войны Юлий Порфирьевич учил матросов работе с судовыми дизелями, командовал учебным центром на острове Русский, руководил во Владивостоке отделением Досфлота, много лет работал в военной приемке новых кораблей. Награжден орденами Красного Знамени, Отечественной войны II степени, Красной Звезды, орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени, медалью «За боевые заслуги».

С 1951 года — военный представитель Главного управления кораблестроения Военно-морского флота в Красноярске, Ярославле и в ГДР. После ухода с военной службы Ксюнин перебрался в Тамбов - врачи посоветовали юг средней полосы, сухой и теплый климат. Семнадцать лет на общественных началах он возглавлял областной клуб боевой и трудовой славы. Работал преподавателем в вузах и автотранспортном техникуме. Юлию Порфирьевичу было за девяносто, когда он, освоив компьютер, написал книгу «Записки подводника».

Собственное долголетие Юлия Порфирьевича удивляло не меньше, чем окружающих. В детстве он переболел тифом, на сердце остались рубцы. Думал, даже в военно-морское училище не примут. В своих интервью он всегда говорил, что много раз мог погибнуть, но оставался жив. Иначе как чудом свою долгую жизнь он не называл. Однако, размышляя на тему долголетия, Юлий Порфирьевич говорил о Божьей воле, покровительстве святого Николая, а еще о воспитании: во всем и всегда оставаться порядочным человеком. Таким он и останется в нашей памяти.

P.S.

Увековечение памяти легендарного моряка-подводника – лишь один из примеров эффективной работы префектуры «Полынковская», направленной на развитие инициативы и самостоятельности жителей. Система префектур создается в Тамбове и

области с 2017 года в ходе реформы общественного самоуправления. Она была инициирована губернатором Александром Никитиным и уже доказала свою значимость и актуальность в ходе реализации инициатив тамбовчан по самым разным направлениям.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер