"Тамбовский курьер" продолжает знакомить со своими сотрудниками: Наиль Шайгаллямов

21 июля, 15:20 Анна Мещерская Прочитали 596 раз
Что происходит в техническом отделе, пока журналисты пишут тексты?

Что появилось первым: газетный текст или верстка? Спросите у журналистов, и они с видом знатока будут доказывать, что, конечно же, текст. Что же еще?! А вот «технари» поспорят. Вот возьмешь в руки газету, а там все на своем месте: ровный шрифт, нужное количество строчек, фотографии опять же не обрезаны вкривь да вкось. Приятно же буквы читать...  Приятно.

 

«Технари» – это такие люди...

В любом издательском деле «технари», то есть верстальщики (дизайнеры), – это такие люди, которые создают газету. Пока текст не превратится в сверстанную полосу, его как бы нет. Точнее, он есть и даже где-то путешествует между героями, редактором, корректорами и рекламщиками. Но это все не то. Газетная верстка – это аксиома.

В техническом отделе Издательского дома «Тамбовский курьер» Наиль Шайгаллямов – старейшина. Почти четверть века в издательском деле. И как водится, в газету Наиль попал случайно.

Полуголодные девяностые. Обычное детство любого подростка на постсоветском пространстве. Днем - учеба, по вечерам - занятия спортом. Наиль настальгирует, говорит, что когда-то мечтал служить в престижных войсках Российской армии, но по состоянию здоровья с мечтами пришлось расстаться.

- Мой дядя всегда говорил, что мне нужно стать космонавтом, но в девяностых это было нереально. Одно время хотел стать экономистом. Но самое большое желание было – посвятить свою жизнь музыке. Я играл в школьном ансамбле, тогда это было модно. Репетировали в школьном подвале, иногда в актовом зале, играли потом на школьных дискотеках и выпускных. Первая песня, которую я выучил на гитаре, была «Марионетки» группы «Машина времени».

И быть бы ему музыкантом, вероятно, даже очень неплохим, но на пороге музыкального училища Наиль почему-то передумал. Как он сам выразился: «резко поменял свою стратегию и расставил приоритеты». И отнес документы на библиотечное дело.

- Почему библиотеки? Читать любил? – любопытствую втихаря.

- Любил, только не в этом дело. Я всегда в своей жизни хотел быть оригинальным. Хотелось добавить какую-то изюминку в свою жизнь, чтобы меня знали. Мол, иду я по двору на работу, а мне в спину говорят: «Это наш библиотекарь». Хотя, признаться, никогда не представлял себя сидящим в библиотеке и выдающим людям книги. Из всего курса библиотечных предметов мне больше всего нравилось переплетное дело. Вот это было интересно.

После двух курсов учебы Наиль переводится на заочное отделение. И решает: пора найти работу. Кто-то из знакомых посоветовал пойти делать матрешки – тогда в Тамбове действовало небольшое производство. Работа была монотонной. Небольшую деревянную болванку необходимо было сначала обжечь в печи, потом отполировать наждачкой. Проработав месяц, Наиль решил: так дело не годится. Нужно что-то посерьезней.

Окончил курсы программирования и делопроизводства.

- Если бы я знал, насколько это станет перспективным направлением, пошел бы учиться дальше, - вздыхает Наиль.

«Я даже не представлял, что такое газета»

- Я даже не представлял, как издают газеты и что это такое, - говорит Наиль. – И мне стало так интересно!

Сегодня газеты – это не про оперативность. Для нее существуют сайты изданий, различные информационные агентства и пресс-службы. В девяностых газеты были не только одним из главных источников информации, но и рупором свободы. После семи десятилетий идеологической борьбы говорить стало можно обо всем. Причем безо всяких оговорок.

Наиль смеется: на тот момент об издательском деле были настолько смутные представления, что казалось, будто со времен Ивана Федорова в отечественном бумагопечатании не поменялось ничего. А поменялось ли?

- Конечно, - удивляется Наиль. – Я застал переходный период с литеров на автоматизированный компьютерный процесс.

Что такое литеры, даже не все представители старшего поколения вспомнят. Для молодежи это вообще набор букв. А дело было так: из готовых металлических букв собирают клише листа – литер – с текстом, на него наносится типографская краска и при помощи специального станка через него прогоняют газетные листы. Сейчас все гораздо проще: есть специальное программное обеспечение, которое позволяет «загонять» текст в разработанный макет для верстки журнала или газеты. Но четверть века назад о таком разнообразии продуктов и возможностей даже мечтать не смели.

- Я пришел в газету в качестве наборщика текста, или, как у нас его называли, оператора ЭВМ. Выглядело это так: пишет журналист от руки статью. Если это полосный материал, то есть на целую газетную страницу, то в пересчете это получается листов двадцать-двадцать пять формата А4. Это все нужно грамотно обработать и «перевести» в компьютерный текст. А почерк у всех разный, как и манера написания. Это сейчас я любой почерк разобрать могу, даже то, что врачи пишут. А тогда занятие это было муторное и небыстрое. Я, кстати, в те времена научился отличать профессиональных журналистов от начинающих.

- По почерку?

- Не совсем. Профессиональный журналист всегда выдерживал интервал – он должен быть равен полутора сантиметрам. А начинающий журналист всегда писал сжато, строчка заходила на строчку, и порой приходилось долго разбирать, что к чему. Сначала работу выполнял чисто механически, а потом стал параллельно опечатки исправлять. Когда запятую перед «но» поставлю, когда слова местами поменяю. Через какое-то время занялся процессом газетной, журнальной и книжной верстки. Стало интересно: как полоса заполняется текстом, рисунком, как размещаются фотографии. Начал, как и полагается, с программы телевидения – самого тяжелого газетного процесса в эпоху неавтоматизированной верстки. Раньше программа телевидения приходила длинными полотнами, и приходилось ее сокращать. Это была очень нудная работа, на которую уходило много времени.

За четверть века поменялись не только особенности верстки, но и дизайн. В середине девяностых – эпохи рекламного бума в истории печатных СМИ – газета напоминала лоскутный ковер. На одной полосе могли спокойно соседствовать реклама свадебных салонов и адвокатских контор и другое. Со временем газеты стали обретать «лицо» и фирменный стиль. Ближе к середине нулевых к процессу верстки стали привлекать все больше персонала: рекламных агентов, дизайнеров и других. Логика в этой тенденции была здравая: каким бы «вкусным» ни был текст, визуальная часть решает если не все, то многое. Журналистский материал, как и человека, встречают тоже по одежке. Как привлечь внимание – решают редактор и дизайнер-верстальщик.

Учиться, учиться и еще раз учиться

- Наиль, верстка газеты – процесс статичный?

- Не сказал бы. Во многом это больше креатив. Я практически всегда вижу, как текст будет размещаться на полосе. Какую фотографию куда поставить и какой абзац выделить. Стараюсь идти, что говорится, в ногу со временем. Изучаю тенденции, сравниваю верстку и дизайн других изданий. Словом, ищу что-то новое.

В советское время на все существовали ГОСТы, в том числе на газетный материал. Сегодня все решает редколлегия. Правда, есть правила, которые журналистам нарушать чревато.

Задаю провокационный вопрос:

- За что верстальщики ругают журналистов?

Наиль улыбается. Говорит, за «косяки».

- У журналистов вечно горят сроки. А в спешке так легко написать лишнюю букву, слова поменять местами или ошибиться. Понятно, что за каждым журналистом стоит мощная поддержка в виде корректорской читки, но порой случаются презабавные казусы. Еще бывают ситуации, когда журналисту кровь из носа нужно умудриться запихнуть в полоску двадцать тысяч знаков и пять фотографий – сделать это без ущерба качеству просто невозможно. Я нашел эффективное средство для борьбы за «чистоту знаков». Просто беру текст и заливаю все самым мелким шрифтом. Все влезло, но прочитать можно с большим трудом. Приношу корреспонденту верстку и говорю: «А теперь сокращай». Но такое бывает нечасто. В большинстве случаев мы работаем в одной упряжке, да и издание газеты – всегда командная работа. По одному мы ничего не значим, а когда вместе – то вот она, красивая и стильная газета. Живая и настоящая.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер