Молодая мама из Уварово создает "живые" куклы

23 июня, 22:10 Анна Мещерская Прочитали 740 раз
Кукольник и его вторая жизнь.

У каждого кукольника своя легенда. Мастер кукольных дел Юлия Чобанюк про себя говорит буднично -все началось со случайности. На утреннике у дочери в детском саду увидела метровую куклу, созданную из капрона, и «потерялась». А я так смогу? Смогла. За год с небольшим, что Юля осваивала «кукольное» искусство, к новым хозяевам отправилось около сотни игрушек. Мастер помнит каждую из них, а еще – все события, которые с ними были связаны.

- Такие куклы, - говорит Юля, - редко покупают детям. Это подарок для взрослых, и, как правило, дарят его к каким-то событиям: рождению ребенка, юбилею, памятной дате. Я помню каждое обстоятельство, при котором была приобретена та или иная кукла. Казалось бы, зачем мне запоминать счастливые события, которые произошли в жизни чужих для меня людей? А я все равно помню.

То ли люди, то ли куклы

У мастера вполне себе будничная профессия. Юля – диспетчер такси. Вне работы - мама двоих детей, жена и хозяйка, воспитательница кошки. Родилась кукольница в Донецке. После того, как там начались военные действия, вместе с семьей переехала в Уварово.

Дом Юлии Чобанюк не похож на музей, да и собственной коллекции кукол у нее нет. Все, что она создает, тут же разлетается по разным городам. А мастеру остаются воспоминания.

Сотворение кукольного мира сродни рождению вселенной. Кукла не появляется сама по себе. Сначала рождается идея, потом приходит время ее воплощения. Бывает, что наоборот. Из-под руки мастера возникает маленький тряпичный силуэт, и лишь спустя дни, а иногда и месяцы вокруг него появляется чудо. Чтобы создать одну куклу, в среднем требуется неделя-полторы. Можно и в четырехдневный срок уложиться, говорит мастер, правда, тогда нужно жить только этим - с полуночи до полуночи.

- Вы всегда понимаете, какой результат будет после завершения работы?

Юля смущенно улыбается.

- Конечно, нет. Порой в голове рождается наряд, и я тут же, чтобы не забыть, сажусь за работу. Но когда приступаю к кукле, понимаю, что этот образ ей ну никак не подходит. Тогда костюм отодвигается в сторону, бывает, что на несколько месяцев. А для созданной куклы приходится придумывать новый образ. Я самоучка. Художественного образования у меня нет, шить я научилась чуть больше года назад, когда первый раз села за создание куклы. Взяла капрон, спросила у соседки швейную машинку и с горем пополам стала разбираться. Посидела, не понравилось – выбросила. То же самое во второй раз, в третий. Потом все как-то само собой стало получаться. Научиться можно всему. Сейчас Интернет под боком, а там чего только нет – было бы время.

За куклы Юля принялась не сразу. Но творчество всегда требует воплощения.

- Я не могу сидеть без дела: пробовала крестиком вышивать - бросила. Затем решила создавать ростовые цветы - тоже не пошло. Меня угнетает монотонность. Хочется учиться чему-то новому. С куклами так и происходит. Здесь нельзя стоять на месте. Да и не получится: сотворение кукольного мира затягивает. Каждая кукла – это шаг вперед.

Любая из них начинается с выкройки. Стандартную бязь Юля окрашивает странной смесью чая и кофе, иногда добавляя гуашь. Любой почитатель напитков от такого сочетания за сердце ухватится, а автор только ухмыляется: такой «коктейль» окрашивает ткань в телесный цвет, что автоматически «очеловечивает» куклу.

После раскройки следует один из самых сложных этапов – готовые части кукольного тела нужно вывернуть и прогрунтовать. Тогда и краска лучше ляжет, да и кукла из «тряпичной» превратится почти что в «живую».

- Вывернуть ткань – настоящее испытание. Представьте, какие маленькие ножки и ручки у куклы. Иногда до мозолей доходит. Даже пинцет и специальные палочки не всегда помогают.

Создание игрушечной «прически» - дело сколь творческое, столь и затратное. По крайней мере, во времени. Правда, на начальном этапе на прическу «это» похоже меньше всего. В первозданном виде кукольные волосы – «моток» ангорской шерсти, который нужно хорошенько вымыть. На это уходит как минимум два дня. Потом его необходимо вычистить, ювелирно удалив репейники, палочки и прочие «подарки» природы. Еще один пункт – нужно избавиться от запаха. Только после этого можно приступить к рядовым парикмахерским услугам: стрижке, покраске и укладке.

- Окрашивание кукольных волос – всегда лотерея, - говорит мастер. – Дело в том, что пигмент, содержащийся в шерсти животного, отличается от человеческого. Поэтому, когда выбираешь краску, например, с нежно-серебристым оттенком, по факту может получиться и зеленый, и фиолетовый, и даже синий цвет. Приходится смешивать различную краску и гадать, что выйдет в результате.

Творческий порыв

Наряды для кукол, обувь и аксессуары – все создается вручную. Иногда образ возникает, словно по щелчку пальцев. А бывает, что игрушка начинает «капризничать», и уже не один вечер уходит на то, чтобы смастерить туфельки или перешить платье. Шить наряды для куклы - процесс более трудоемкий, чем на взрослого человека. Даже ткань, и та – специализированная, с мелкими принтами, ее еще называют «кукольным трикотажем». В «человеческом» образе его практически не используют: слишком вычурно смотрится. В миниатюрном игрушечном мире – самое то.

Юлия Чобанюк повторяться не любит: каждая кукла не похожа на предыдущую. Даже если кто-то попросит сделать «такую же», все равно получится новая личность. Лично Юля предпочитает куклы с историей.

- Это как? – любопытствую у мастера.

- Представьте Барби. У нее всегда выглаженное платье, вычищенные туфельки, идеальная прическа, макияж и маникюр. Это прекрасно, не спорю. Но мне нравится, когда у куклы чуть испачкана коленка, один носок чуть выше второго, а кеды потерты от времени. Может, даже развязан шнурок. Словно она прожила столько счастливых приключений, что смотришь на нее и вспоминаешь свое детство.

Такие куклы, говорит мастер, не особенно популярны. Все-таки люди предпочитают «формат».

- Если бы Вы шили куклу себе, то какой бы она была?

- Я не думала над этим, но, наверное, себе бы я делала нетипичную куклу, притом такую, какую раньше точно не создавала. Она обязательно была бы «с историей».

У кукол Юлии Чобанюк – живые лица. Смотришь на них, а они улыбаются, иногда грустят, размышляют, а порой и откровенно дурачатся. Вид их настолько естественен, что кажется, будто создание начинает жить само по себе после того, как мастер его «отпускает».

В кукольном мире Юлии Чобанюк все настоящее. Да и как иначе, когда взрослый мир так похож на игрушечный, а игрушечный – на живой. Кто сказал, что сказка заканчивается в полночь? Ее же так просто создать самому. Нужно только чуть-чуть упорства и желания.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер
Популярное