Герои в масках: как тамбовская соцзащита работает в условиях пандемии

9 июня, 08:35 Юлия Буковская Прочитали 1 650 раз
Фото: предосталено Сосновским домом-интернатом для пожилых и инвалидов
Об этом "Тамбовскому курьеру" рассказала директор Сосновского дома-интерната для престарелых и инвалидов Ирина Перекальская.

С точки зрения банальной эрудиции как Вы способны опровергнуть тенденции парадоксальных эмоций? Подобные «заумные» философские вопросы журналистов редко оправданы ситуацией:  ты не только сам должен быть хорошо знаком с обсуждаемой темой, но и собеседник твой – как минимум кандидатом философских наук. Мы, журналисты, рассказываем людям о людях. И чем проще вопрос к герою, тем ярче и сильнее он раскрывается. Как? Зачем? Почему? 

–  Почему остались на обсервацию в доме-интернате? У вас же был выбор…

ГЕРОИЗМ ОБЫКНОВЕННЫЙ

Здесь ворота никогда не бывают распахнуты настежь – требования безопасности. Ведь за воротами – старики. В Сосновском доме-интернате для престарелых и инвалидов сейчас живет 281 человек, из них 84, что называется, лежачих. Работают здесь 163 человека, включая директора, поваров и уборщиц.

– Почему остались здесь на обсервацию? У вас же был выбор.

От лица – только узкая полоска между маской и головным убором. Но в глазах – все. Сначала непонимание, удивление, недоумение, потом какая-то даже жалость: ну что за странные вопросы человек задает? Скрытые под пластиковыми очками, даже на почтительном расстоянии глаза не могут скрыть эмоций. Ирина Перекальская, директор Сосновского дома-интерната для престарелых и ин-
валидов, переспрашивает:

– А как по-другому? Социальная защита – это не профессия. Это образ жизни. Мои девчонки несколько недель живут здесь. Двадцать четыре на семь. Они неделями не видят близких, не выходят за территорию. Сами видите – ни мы выйти не можем, ни к нам никто не имеет права зайти.

На воротах – табличка «Карантин». С 19 апреля учреждение работает в режиме обсервации. Круглосуточно с проживающими здесь находится меньше чем треть штата – 53 человека. Одна смена – это две недели. Сейчас идет уже третья. Ирина Перекальская говорит, что первые две было особенно тяжело из-за непривычной ситуации. 53 человека – это тот минимум, при котором вообще возможна деятельность учреждения. Нагрузка – колоссальная.

– Недавно я готовила списки на награждение ко Дню социального работника и стала прокручивать в памяти день, когда перед нами встал этот выбор - или остаться со своими семьями и тихо-спокойно переждать ситуацию, или сделать шаг, который отличает обычного человека от героя. Мои сотрудники практически все его сделали. Для меня все они – герои. Все современные социальные работники 
– герои. Зная, что их ожидает, они идут и выполняют свой профессиональный долг.

«Там» остались только те, кому положено было остаться дома: старше шестидесяти пяти и с хроническими болезнями.

– Откуда в вас этот внутренний ресурс? – через приоткрытую калитку в глаза собеседнику заглянуть сложно. Полшага в сторону, и в поле зрения - только корпус в защитном костюме.

– Эти полтора месяца показали, что человеческие силы безграничны. Каждый день приносил нам новые испытания. Но мы же женщины – нам проще, – слышу, что впервые за весь разговор Ирина Перекальская улыбается. -  Где-то поплакали в уголке, встали и пошли дальше работать. Я честно говорю - не знаю, откуда мои девчонки силы берут. Я их, конечно, стараюсь поддерживать, как могу.

Директор дома-интерната говорит, что все это время учреждение активно поддерживает региональное управление социальной защиты и семейной политики - привозили защитные костюмы, очки, маски, респираторы. Волонтеры и меценаты, чтобы хоть как-то скрасить вынужденную изоляцию в четырех стенах, передавали сладости.

ПРО ЛЮБОВЬ

В новостных лентах каждый день показывают врачей в полной защитной экипировке, когда и глаз толком не видно и сложно даже друг друга узнавать. Что уж говорить о пожилых людях. Им наверняка чаще всего не понять, кто рядом с ними - Лена, Оля, Валя, Таня. В доме ветеранов вышли из ситуации - как группу крови на рукаве, писали на костюмах свои имена.

Сейчас в Сосновском доме-интернате нет инфицированных коронавирусом. Оперативные и грамотные действия руководства профильного управления и самого учреждения не допустили распространения инфекции внутри дома-интерната и проникновения его извне. Ведь здесь живут люди из той самой категории риска - пожилые и страдающие хроническими заболеваниями. 

– Теперь наши бабушки и дедушки восстанавливают силы, гуляют по территории, делают по мере возможностей зарядку, – рассказывает через приоткрытую калитку Ирина Перекальская. – То, что мы не допустили заражения большего числа внутри учреждения, стоило нам больших сил. Но, вопервых, мы не скрывали реальной картины и первыми ушли в режим обсервации. Во-вторых, на нашей базе развернули койки инфекционного отделения больницы. С нами постоянно были врач-инфекционист и четыре постовых медсестры. Круглосуточно – капельницы и уколы. Было очень тяжело. Но с задачей, чтобы все наши выздоровели, мы справились.

Предложить «Тамбовскому курьеру» кандидатуру одного из своих сотрудников, чтобы написать о нем очерк ко Дню социального работника, Ирина Перекальская категорически отказалась: здесь все  – герои. Она уверена, что после окончания пандемии и снятия всех ограничительных мер никто из ее коллектива не «перегорит» и не уйдет из системы социальной защиты:

– Работая уже третью смену, многие готовы остаться на четвертую. Ведь так надо. Те, кто сразу побоялся сюда зайти, ушли. Те, кто остался, – навсегда в нашей системе. Потому что социальная работа – это призвание, это любовь к людям. У нас вторая смена получалась очень маленькая по количеству сотрудников: те, кто были за периметром, заболели и не могли сюда войти. Мы были вынуждены искать «руки». И эти люди, отработав по договору смену, хотят прийти к нам навсегда.

С улицы к калитке подходит девушка. По территории в нашу сторону движется фигура. В спецодежде и маске трудно узнать, кто это.

– Вы куда? – спрашивает директор. Узнав сотрудницу и девушку за забором, Перекальская смеется: – Смотрите, вот картина реальной нашей жизни: дочь и мама работают у нас. Но сейчас дочь – за периметром, а мама здесь.

Единственная возможность увидеться для них – щель в заборе.

– По внучке соскучилась, – признается женщина.

День соцработника влюбленные в людей люди отмечать тоже не будут. Пока. Но потом, когда все закончится, обязательно соберутся вместе. Поздравления, благодарности, концерт. И конечно, обмен впечатлениями, выводы, мнения.

– Честно говорю, я не ожидала, что мы сработаем именно так четко и слаженно. Люди каждый день раскрывались по-новому и только с хорошей стороны. Когда из шести человек в прачечной остались трое, они, отработав одну смену и видя ситуацию, сами вызвались на вторую. Я плакала. Честное слово.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ:

Анна ОРЕХОВА, начальник управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области:
- День социального работника часто называют самым гуманным праздником. И действительно, кто, как не люди этой профессии, первыми берут на себя чужие проблемы, первыми оказывают необходимую помощь в сложных жизненных ситуациях. В нынешнем году День социального работника Россия отмечает в юбилейный, двадцатый раз. 

Этот день проходит под знаком доброты. Во всей стране чествуют представителей благороднейшей профессии - соцработников и санитаров, сотрудников хосписов и центров соцзащиты, работников интернатов и приютов, реабилитационных центров и учреждений помощи социально уязвимым слоям населения, волонтеров, воспитателей, сотрудников профильного министерства и управления.

Система социальной защиты нашей области – огромная и многопрофильная. Она в той или иной степени затрагивает интересы почти 
половины жителей региона и сопровождает человека на протяжении всего жизненного пути. Наша система представляет собой 23 центра социального обслуживания и девять государственных стационарных учреждений социального обслуживания населения с круглосуточным пребыванием людей, где социальные услуги получают 2271 человек. Стационарные учреждения – это три психоневрологических интерната, четыре интерната общего типа для пожилых граждан и инвалидов, два детских учреждения. Рабо
тают здесь больше полутора тысяч человек. Кроме того, на территории области действуют тринадцать негосударственных учреждений, 
которые предоставляют широкий спектр социальных услуг населению области.

В Тамбовской области социальные услуги на дому предоставляют 1 365 социальных работников, обслуживающих 12 170 человек. В 
наших учреждениях трудятся 529 медицинских работников. Всего же в системе социальной защиты области работают около 3807 специалистов. Более ста видов социальной поддержки оказывают в регионе ветеранам, инвалидам, семьям с детьми и другим отдельным категориям граждан. Благодаря социальной транспортной карте безналичной оплатой проезда в области пользуются более семидесяти тысяч льготников.

Несмотря на все сложности, только комплексный подход в реализации социальной политики обеспечит высокое качество жизни тамбовчан и уверенность в завтрашнем дне. 


  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер