Петр Бобряшов: "Я не воевал, но все ужасы войны познал сполна"

3 июня, 15:39 Елена Насонова Прочитали 656 раз
В юбилейный год Победы инвалид войны Петр Максимович Бобряшов отмечает девяностолетие.

Говорят, у войны не женское лицо. Хочется добавить, что и не детское тоже. Но она, к сожалению, если приходит, то не щадит никого, перед ней все равны и все одинаково получают свою чашу страданий и испытаний. И все-таки тяжелее всех приходится детям, которым попросту не понять, зачем одни люди убивают других. Все тяготы военного лихолетья испытал на себе наш земляк Петр Максимович Бобряшов, который в этом году отмечает девяностый день рождения. О том, как подростком пережил четыре года войны и как восстанавливал страну после нее, он рассказал «Тамбовскому курьеру».

Крестьянское детство

Петр Бобряшов родился в 1930 году в обычной крестьянской семье села Фомино-Негачевка на границе Липецкой и Воронежской областей. Он был третьим ребенком в семье. Через две недели после его рождения умер отец.

- Мать была женщина трудолюбивая, корову держала, огород. В колхозе больше ее ржи никто не скашивал и снопов не вязал. Но жили всегда бедно, - вспоминает Петр Максимович.

До войны Петр Бобряшов успел закончить пять классов. Учиться мальчишке нравилось – он был круглым отличником:

- В школу пошел вместе с двоюродным братом. Тогда с восьми лет зачисляли. Ему-то исполнилось, а мне года не хватало. Ну, я себе и прибавил, а тогда все со слов записывали. Вот и пошел учиться: в потрепанной рубашонке, брючонках каких-то, босой.

Бывало, что мать Петра Максимовича ходила за хлебом в Воронеж, находившийся от деревни километрах в сорока – сорока пяти. Петр с братом не раз напрашивались с ней: деревенским подросткам было интересно посмотреть на крупный город, его жителей, многие из которых, видя бедных крестьянских детей, жертвовали им денежку или какие-то продукты. Там же, в Воронеже, в один из таких походов ребятня услышала: «Война».

Война глазами детей

Прошло не так много времени, как родная деревушка превратилась в прифронтовую зону. Первых немецких разведчиков мальчишки видели собственными глазами.

- Однажды друг прибежал и говорит: Петька, пошли на кладбище, я там неподалеку немцев видел, поглядим на них. Я согласился, - вспоминает Петр Максимович.

Скорее всего, это была небольшая разведгруппа. Но немцы были уверены, что советских солдат в деревне нет. Они практически не маскировались. Ребята обратили внимание на форму арийцев, их белокурые волосы и велосипеды, на которых они передвигались. Основные немецкие войска на тот момент еще не подошли. Жителей эвакуировали на тридцать километров в тыл. Здесь уже были советские части.

Петр Максимович, как и многие мальчишки его возраста, старался как можно больше времени проводить с нашими солдатами:

- Хотелось хоть как-то поучаствовать, помочь. Но мы же были детьми. Хотя, помню, как на полуторке поехали с нашими военными на передовую, попали под минометный огонь. Чудом остался жив, хотя ран, ушибов было достаточно.

Все ужасы войны разворачивались на глазах не только взрослых, но и детей. Эти страшные картины до сих пор в памяти Петра Максимовича, описывать которые без слез и дрожи в голосе у него не получается:

- Я видел, как отступали наши в первое время, сколько раненых привозили в нашу больницу. Рядом с ней выкапывали огромные ямы и десятками хоронили умерших. Было очень страшно.

В 1943 году семья Бобряшовых вернулась в родное село. Его было не узнать. Бомбежки изуродовали местность. Многие улицы превратились в противотанковые траншеи с блиндажами. Дом Бобряшовых, к счастью, уцелел. Хоть война еще и была в самом разгаре, но фронт отошел, и нужно было возвращаться к обычной жизни.

- Сестра взяла какие-то тряпки и пошла менять их на семенную картошку. Посадили огород… - голос Петра Максимовича обрывается, на щеке - слеза.

После того, как наши части прогнали фашистов из родной деревни Петра Максимовича и двинулись дальше на запад, бывшая фронтовая территория хранила много военных трофеев. Деревенские мальчишки, лазая по разбомбленным армейским складам и блиндажам, находили множество патронов, гранат, взрывчатки. Двенадцатилетний Петя сильно не остерегался этих вещей: он столько раз вместе с солдатами смотрел смерти в лицо, бывал под минометным огнем. Подростку казалось, что он уже бывалый солдат, умеющий обращаться с боеприпасами. Но в этот раз все оказалось иначе. Опасная находка в одном из блиндажей чуть не лишила жизни подростка. Взорвавшаяся граната сильно повредила глаз и руку. Раны были настолько глубоки, что врач местной больницы сказал матери отвезти сына в Липецк. Не один месяц приходил в себя Петя после этого случая. Но судьбе было угодно, чтобы, пройдя через множество испытаний, он все-таки остался жив.

Труд на земле длиной в полвека

1945 год принес долгожданную Победу. Семья Бобряшовых дождалась с фронта старшего сына, который воевал все четыре года, был более десяти раз ранен, но встретил 9 мая. Однако подорванное здоровье отвело ему недолгую жизнь. В 1947 году брат Петра Максимовича умер. К этому времени Петя продолжал оборванную в 1941 году учебу в школе. Он точно знал, что после семилетки будет учиться на агронома. Вступительные экзамены сдал превосходно и был зачислен в техникум, который располагался близко от села… всего в двенадцати километрах.

- Через год наш техникум перевели в Курскую область, в город Рыльск. Я переехал туда. Рассчитывать мне на чужбине было не на кого, только на собственные силы. Поселился в общежитии. В первый год его не отапливали. Жил на стипендию. Где мог, подрабатывал, порой за булку хлеба, - вспоминает Петр Максимович.

По окончании учебы молодой специалист Бобряшов приезжает в Воронежский трест. Оттуда его направляют работать на сахарный завод в Новопокровку. Начальник сырьевого отдела сразу предупреждает: чтоб раньше десяти вечера с работы не уезжал. А как тут уедешь? В подчинении инструктора Бобряшова больше пятидесяти колхозов оказалось. Три с половиной года отработал Петр Максимович на предприятии. Позже молодых специалистов аграрной отрасли отправляли, что называется, работать «на земле». Многих назначали председателями колхозов и совхозов. Имея за плечами профильное образование, организаторские способности и определенный авторитет в партийной среде, эти люди выполняли государственные задачи по развитию сельского хозяйства, социальной сферы.

И все-таки Петр Максимович Бобряшов тяготился руководящими должностями. Ему больше нравилось применять на практике знания, которые он получил в аграрном техникуме. И стоит признать, что ему удавалось это блестяще. Возглавляемые им колхозные бригады выигрывали все социалистические соревнования, получая Красные Знамена.

В середине прошлого века страна, отходящая от последствий войны, бросила все силы в мирное производство. Для Центрального Черноземья это было прежде всего сельское хозяйство. В колхозах и совхозах развивали животноводство, осваивали новые виды растениеводства. Петр Максимович Бобряшов – один из тех, кто активно участвовал в развитии свеклопосевов в Петровском районе. Семь лет отработал заведующим Избердеевским свеклопунктом. Потом были должности главного агронома в колхозах и совхозах, заместителя председателя и даже период, когда Петр Максимович возглавлял крупные хозяйства. Он всегда стремился быть в нужное время в нужном месте, там, где требовались его опыт и знания. Их, к слову, наш герой всегда стремился приумножать. Окончил Мичуринский аграрный институт, школу руководящих кадров.

География его профессиональной деятельности – не только районы Тамбовщины, но и соседней Липецкой области. Общий трудовой стаж Петра Максимовича – 52 года. Большая часть этого времени – труд на земле, в полях, на производстве в самые сложные послевоенные годы. Он всегда работал по совести. Да, бывали и такие, кто, завидуя авторитету Бобряшова среди подчиненных, пытался очернить его имя, но его репутация была настолько безукоризненной, что все попытки оказывались неудачными.

Главными благодарностями за свой полувековой труд на земле Петр Максимович считает не многочисленные грамоты вышестоящего руководства, переходящие Красные Знамена, вымпелы, а слова людей, с которыми он работал и для которых трудился все эти годы. Когда он уходил на пенсию, простые колхозники на собрании сказали так: «Такого руководителя, как Петр Максимович, не было и после него точно не будет». Такая оценка дорогого стоит.

После ухода на заслуженный отдых семья Бобряшовых поселилась в Тамбове. Вместе с супругой Петр Максимович вырастил пятерых детей, те, в свою очередь, подарили им внуков и правнуков. Сейчас с Петром Максимовичем проживают две внучки – Элина и Юния. Они для дедушки опора и радость. Он от всей души желает нынешним мальчишкам и девчонкам никогда не познать страшного слова «война», а всем ответственным за мир на нашей земле людям - обдуманных решений.


  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер