"Тамбовский курьер" выяснил у психологов: когда и как говорить с детьми и войне

21 мая, 19:24 Елена Насонова Прочитали 779 раз
Фото: Тамбовский курьер
Детсадовцы могут механически выучить стихи о Великой Отечественной войне. Но как рассказать о тех, кто им подарил жизнь и какой ценой?

МАЛЫШИ ЧИТАЮТ СТИХИ

Накануне 9 Мая воспитательница из детского сада прислала несколько заданий - выучить с ребенком стихотворение, снять видео, как он его читает, нарисовать праздничный плакат с салютом. Дочке почти пять лет. Рисунок мы нарисовали за считанные минуты, на четверостишие ушло около часа. Соня очень старалась, проговаривая на камеру каждое слово:

Спасибо героям, спасибо солдатам,

Что мир подарили тогда, в сорок пятом.

Мы эту победу вовек не забудем,

Пусть мирное солнце сияет всем людям!

Конечно, я осознавала, что ребенку в таком возрасте практически невозможно понять всю глубину содержания этого четверостишия. Она просто автоматически запоминала порядок слов. Вместе с тем, я понимала, что следующему поколению нужно рассказывать о войне. Но как это делать? Ведь подавляющее большинство родителей вряд ли большие специалисты в области педагогики и психологии ребенка, чтобы грамотно знакомить свое чадо с военной историей Родины. Когда начинать, с чего, какие методики и средства использовать? Ведь так хочется рассказать о тех, кто им подарил жизнь, и какой ценой! В нашем сегодняшнем материале мы зададим эти и другие вопросы специалистам. Надеемся, их ответы будут полезны вам.

ВНАЧАЛЕ - О ЖИЗНИ, ПОТОМ – О ВОЙНЕ

- Мой многолетний опыт работы с детьми показывает, что рассказывать о войне нужно! Обязательно! – начинает наше общение семейный психолог Любовь Кузнецова. - Патриотическое чувство не возникает у ребенка, а в будущем взрослого человека, само по себе. Его нужно взращивать и воспитывать с раннего детства.

Так с чего начать? Вопрос, по мнению специалиста, непростой:

- Ни один педагог или психолог не скажет вам: «Начинайте вот с этого и этого». Здесь необходимо ориентироваться на ребенка, на его уже имеющийся жизненный опыт.

Психолог поясняет, что современные реалии в условиях информатизации и компьютерных игр приводят к тому, что жизнь человека в глазах ребенка просто обесценивается. Особенно у мальчиков, ведь они с двух с половиной – трех лет уже играют в «стрелялки», где у одного героя множество жизней. И его гибель на одном из этапов - совсем не страшно, он сейчас появится вновь.

Родители  думают: это же всего лишь игра. А тем временем накапливаемый ребенком опыт не несет созидательного посыла.

- Все дети чуть ли не с пеленок с восторгом смотрят красочные и динамичные мультфильмы, где один герой охотится за другим, подстраивает ситуации, которые заведомо принесут боль, страдания и возможную гибель другому персонажу, - продолжает Любовь Кузнецова. – Подобный интерес детей обусловлен психофизиологическими особенностями их развития в этом возрасте, им пока еще не доступны сложные мыслительные операции.

Но ребенок четырех-пяти лет уже вполне способен анализировать поступки героев. И здесь ему должен помочь родитель: на примере поступков героев мультфильма рассказать о том, что никто не имеет права отнимать жизнь другого персонажа. Таким образом, родителям необходимо в первую очередь рассказать ребенку о ценности жизни и только потом говорить о войне. Вести беседы на эту тему можно, по словам специалиста, примерно с трех лет.

- К этому возрасту ребенок уже понимает, кто такие враги и друзья. Но не стоит вдаваться в детали. Достаточно рассказать о том, что была война, что наша страна победила в ней. 9 Мая люди празднуют свою Победу. В День Победы ветераны

надевают ордена, звучат военные песни, устраивается праздничный салют, - поясняет психолог.

Малышам трех-четырех лет специалист советует прочитать небольшие стихи о войне, рассказать о медалях, наградах, героях, атрибутике Великой Отечественной. Есть немало произведений для дошкольников и младших школьников - А. Митяев «Мешок овсянки», С. Алексеев «Шуба», «Первая колонна», В. Богомолов «Вечный огонь» и другие. Ребенка любого возраста интересует музыка. Можно и нужно слушать песни военных лет, к примеру, «Журавли», «Катюша». После прослушивания нелишним будет поговорить с дочкой или сыном о содержании произведения. Важно не отвечать на заданные вопросы за ребенка. Пусть он сначала расскажет вам, что он услышал, увидел, почувствовал.

 

ТОЛЬКО ВМЕСТЕ

- Не страшно, если ребенок поплачет, слушая рассказы о мальчике, погибшем на глазах у матери, или о солдате, бросившемся с последней гранатой под фашистский танк. Такие эмоции не навредят нервной системе, они станут началом зарождающихся патриотических чувств. Через осознание, грусть, печаль малыш получает свой опыт, учится сопереживать людям, ценить жизнь другого человека, - говорит Любовь Кузнецова.

Рассказы, песни, стихи специалист советует подбирать с учетом возраста детей. Ребят пятишести лет, как правило, интересуют техника, оружие, подвиги героев. Для наглядности родители могут отвести их в музей или к памятнику боевой славы. Очень важно в таких мероприятиях быть вместе с ребенком.

- Нужно помнить о том, что в дошкольном и младшем школьном возрасте не стоит говорить слова, несущие сильный негативный посыл, например, «убивать», «уничтожать» и тому подобные, - обращает внимание психолог. - Достаточно рассказать о том, что враги напали на нашу страну. Но герои отстояли города, защитили свои семьи и победили. Нужно донести до сознания ребенка, что война – это плохо, недопустимо, это разрушенные города, отсутствие еды и спокойной жизни, разлука с родителями, бабушками и дедушками. Постараться донести ситуацию до ребенка на доступном для него уровне понимания.  В старшем дошкольном возрасте уже можно заострить внимание на том, что взрослые и дети не жалели своих жизней. Они под пулями рисковали собой, пытаясь принести стране победу. Расскажите о детях-героях - это позволит ребенку осознать и свою значимость для страны.

Совместный просмотр военного парада, праздничного концерта, изготовление поделок, открыток в преддверии 9 Мая, общение с ветеранами – все это пробуждает в маленьких умах и сердцах самые первые патриотические чувства.

ВАЖНО

В разговорах о войне есть несколько «нельзя», к которым психологи настоятельно рекомендуют прислушаться родителям.

1. Нельзя пугать ребенка тем, что война может начаться в любой день. Следует избегать сложных политических разговоров в его присутствии. Восприятие детей избирательно. Он многого не поймет из взрослого разговора, но услышав знакомые и страшные слова «война», «угроза», «смерть», может впасть в тревожное состояние.

2. Нельзя вести беседу «глаза в глаза». Зачастую родители сажают ребенка напротив себя и говорят: «Так, сын, сейчас мы будем говорить о важном». Это заранее напугает и насторожит. Только доверительная и располагающая обстановка,  простой и лаконичный язык. Чем младше ребенок, тем понятнее и доступнее должна быть информация.

3. Не нужно пытаться рассказать все и сразу. Лучше разделить разговор на несколько частей. Об оружии поговорить в музее, о героизме – у памятника, о благодарности – создавая подарок ветерану.

- Исходя из опыта своей работы, считаю, что самое важное в разговоре о войне с ребенком любого возраста - не оставаться равнодушным самому и полностью исключить формальный подход. Сам взрослый должен глубоко пережить то, о чем он говорит. Дети очень тонко чувствуют фальшь в словах взрослых людей. Только неравнодушный родитель или педагог способен зажечь в душах юных чад свет, который не даст повториться тем страшным событиям! – уверена Любовь Кузнецова.

Мнение. Елена Сергеева, заместитель директора по воспитательной работе Знаменской школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

 Лучший возраст для осознанного восприятия информации о Великой Отечественной войне – не ранее пяти лет. И даже в этом возрасте важно учитывать психологическое и эмоциональное состояние ребенка. Не стоит погружать детей в «море» крови, ужасы смертей, казней, жестокости, страданий. Ваш рассказ, конечно, будет связан с потерей близких людей, но акцент делайте на их качествах, заслугах. На том, что вы гордитесь своим родственником и своим народом. Очень важно после рассказа не оставлять ребенка наедине со своими мыслями. Спросите его о том, что произвело на него большее впечатление, что расстроило, что понравилось, что бы он хотел еще узнать. Можете проиграть или прорисовать с ним ваш рассказ. Это проработает тревожность, которая может зародиться у ребенка после рассказа о войне.


  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер