Человеку нужен человек: о чем рассказывают волонтеры-медики в Тамбове

20 мая, 08:30 Анна Мещерская Прочитали 1 293 раза
Фото: Анна Мещерская
"ТК" за несколько часов попытался найти ответ на извечный вопрос: почему люди делают добро.

Быть героем легко. На словах уж точно. Но как ни парадоксально, эпидемия COVID-19 показала, кто на что способен. В напряженном режиме сейчас трудятся не только медики, но и будущие врачи, решившие стать волонтерами. «ТК» за несколько часов попытался найти ответ на извечный вопрос: почему люди делают добро.

По собственному желанию

Колл-центр при волонтерском штабе ОНФ. Наташа Кузнецова, невысокая девушка с серьезными глазами, не отводит взгляд от монитора, напряженно перебирая одной рукой буквы на клавиатуре.

- Итак, десять яиц, хлеб ржаной, литр молока и свежая газета. Все верно?

Голос в трубке что-то поясняет.

- Заявка принята. Волонтеры вам все привезут. Спасибо за звонок.

Колл-центр при волонтерских штабах ОНФ совместно с волонтерами-медиками работает уже почти два месяца. В день поступает до пятнадцати заявок. Добровольцы говорят, что это еще мало. В первое время число звонков доходило до сорока.

Из-за нехватки «рабочих рук» нагрузка была колоссальной. Теперь полегче. Почти четыреста человек выразили желание помогать другим. В их числе и третьекурсница мединститута Наталья Кузнецова.

- Я не помню, как стала волонтером. Помню только, что еще на первом курсе мне стало интересно, каково это – помогать. Но уже после первого мероприятия поняла - это мое. И уже три года занимаюсь волонтерской деятельностью.

Наташа – будущий педиатр. В волонтерском штабе – ежедневно. Формирует заявки, уточняет список покупок, обзванивая каждого заявителя, передает задания мобильной группе добровольцев.

- Регламента для звонков нет, - поясняет девушка. – Одни обращаются, чтобы оставить заявку на продукты, другим нужно привести лекарства, третьим – помочь оплатить услуги ЖКХ.  Но зачастую бывает так, что пожилому человеку нужны просто слова сочувствия и поддержки. Кто-то переживает, что ему может не хватить лекарства. Другим тяжело на самоизоляции. Поэтому какое-то время уходит на то, чтобы просто успокоить человека. Конечно, это касается только телефонных разговоров. Мобильные волонтеры максимально минимизируют время общения с бабушками и дедушками, чтобы не подвергать их лишнему риску. Помогать людям - это главная мотивация и стимул совершать добрые дела. Помогать другим - как бальзам на душу. Сейчас помощь волонтеров очень востребована и важна, как никогда, особенно для пожилых людей, которым следует беречь себя и оставаться дома. Об остальном позаботимся мы.

"За себя не страшно, страшно за родных"

 В небольшом с виду пакете – килограммов пять. Пытаюсь помочь донести.

Волонтер Марина Федорова шутя отнекивается: мол, это так – несерьезно. Заявки бывают гораздо тяжелее. Но это все мелочи, главное - доставить человеку нужные продукты.

В волонтерский центр мединститута Марина пришла за компанию с друзьями. Поначалу работали на общегородских и общеуниверситетских мероприятиях в качестве медицинского сопровождения. Когда началась пандемия, знакомые предложили непосредственно доставлять продукты и лекарства пожилым людям. Марина даже раздумывать не стала.

- Самой заразиться не страшно. У меня крепкий организм. Страшно заразить других. После волонтерской работы я возвращаюсь домой, и там меня ждут родители, которые в силу возраста и наличия определенных заболеваний находятся в группе риска. Вот за них действительно волнительно. Но когда ты помогаешь бабушкам и дедушкам, когда они благодарят тебя, то вообще ничего не страшно.

Пока у обычных людей утро начинается с кофе, у волонтеров – с градусника. Причем температуру измеряют минимум дважды. Каждого из добровольцев просят измерить ее дома, а затем, уже перед выездом к заявителю, используют тепловизор. Обычные градусники при таком скоплении людей попросту забирают время, да и меры безопасности даже в мелочах стоит соблюдать.

Общий враг

Ташинга Чихвай – студент Медицинского института Державинского университета из Зимбабве, член Международного волонтерского отряда «GoodWin». На вопрос, почему решил помогать во время пандемии, Ташинга только смущенно пожимает плечами. Как, мол, иначе?

- Волонтером я стал пять лет назад. В моей стране врач – очень престижная профессия, при этом медиков катастрофически не хватает. Причем не только в каких-то маленьких населенных пунктах, но и в больших городах. Поэтому я решил, что стану врачом, чтобы помогать людям.

Только-только окончив школу, Ташинга вместе с друзьями стал волонтером в Центре помощи детям-аутистам у себя в стране.

- Центр был маленьким, как обычная школа, но я решил, что раз у меня есть свободное время, то лучше я начну помогать людям.

Первая зима в далекой России выдалась суровой. В Зимбабве не бывает снега, а самая низкая температура не опускается ниже десяти градусов. Ташинга вспоминает: «Было очень тяжело».

Потом втянулся в добровольческую деятельность, участвовал в волонтерском проекте Юнеско, а недавно возглавил «Гудвин».

- Как только я узнал, что в университете работает Международный волонтерский отряд, я начал работать в отряде, также принимал участие в международных волонтерских проектах ЮНЕСКО, в Международном Форуме добровольцев в Сочи в прошлом году и других проектах.

Сарвар Дадабаев говорит практически без акцента. Коллеги по волонтерскому «цеху» шутят:

- Он у нас почти русский.

Сарвар приехал в Тамбов из Узбекистана. Еще в школе решил, что свою будущую жизнь хочет связать с общественно полезной деятельностью.

- У меня с детства было желание помогать людям. Пять лет назад, когда я поступил в Державинский университет, даже не предполагал, что такое волонтерство, что при вузах бывают волонтерские отряды. Но сразу решил – хочу быть волонтером.

- Трудности не пугали?

- Нет, конечно. Когда человек решает посвятить свою жизнь медицине или помощи людям, ему очень трудно ответить на вопрос: «Почему?». Я всегда хотел лечить людей. При выборе профессии ты всегда оцениваешь, где твои силы и возможности имеют максимальный смысл. Поэтому и выбрал медицину. Но волонтерство в университете – это еще не конец. У меня есть мечта. Я хочу стать участником международной медицинской организации «Врачи без границ».

"Здесь такие классные люди"

Здесь нет равнодушных. Ну не приходят такие в волонтерские центры. Таков закон добрых дел.

- Здесь нет плохих людей, - говорит Сарвар. – Все такие добрые и открытые.

Марина Федорова кивает в знак согласия:

- Когда я пришла в проект, столько новых людей встретила. И все такие классные! Вроде идешь по улице - каждый в своих мыслях, а здесь – столько энергии, столько желания что-то делать.

Среди добровольцев – люди разных возрастов. У кого-то есть свободные три часа, и он готов отвезти продукты бабушке, которая не может выйти на улицу из-за самоизоляции, кто-то готов бесплатно поработать такси и развезти волонтеров по адресам. Подключился бизнес. Часть продуктов предприниматели доставляют бесплатно, помогают с автомобилями.

- Знаете, что самое важное в нашей работе? Какой наш самый главный результат? Когда бабушки и дедушки звонят нам и говорят: «Спасибо». Тогда чувствуешь, что день прошел не зря. А усталость? Ее как рукой снимает.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер